Дидактическое пособие по развитию речи "Умные дорожки"
учебно-методическое пособие по развитию речи

Безбородова Елена Геннадьевна

Дидактическое пособие для детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie_umnye_dorozhki.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 140

«Центр развития ребенка – детский сад»

г. Кемерово

Дидактическая игра по развитию речи

«Умные дорожки»

Разработано на базе МАДОУ № 140, г. Кемерово

Безбородовой Е.Г.. воспитателем.

Игра предназначена для детей от 3 до 7 лет

Цель игры: Развитие памяти, внимания у дошкольников. Развитие монологической речи, формирование умения рассказывать знакомые сказки, с опорой на модель, умения воспроизводить точную последовательность происходящих событий. Развитие мелкой моторики рук.

Описание игры: Дидактическая игра представляет собой панно зеленого цвета (размер 100×50 см.) с нашитыми зигзагом дорожками, полыми внутри, изготовленными из тканей разных фактур (вельвет, ситец, парча…). Изгибы дорожки выполнены из полиэтилена (прозрачные). Внутри дорожки вложен небольшой шарик или большая пуговица, которую можно, перебирая ткань нашитой дорожки передвигать от одного прозрачного сектора к другому по всей длине. Панно закрепляется на столе при помощи резинки, вдетой по периметру для удобства использования.

Может использоваться как при индивидуальных развивающих и коррекционных занятиях с детьми, так и в процессе занятий по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», а также в режиссерской игре. Помимо развития способности к пересказу, происходит стимулирование речевых зон на пальцах, т.е. развитие мелкой моторики рук, при передвижении шарика, перебирания пальцами дорожек из ткани разных фактур, а так же развитие активного словаря при характеристике свойств ткани (грубая, тонкая, мягкая, шершавая, гладкая, ребристая… )

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой можно совмещать рассказывание сказки с построением модели, где герои сказки заменяются на круги разных цветов.

Математическая составляющая: бинарные отношения (последовательность появления персонажей – кто за кем следует? Кто кому предшествует?)

Произведения, используемые в игре:

«Колобок» (русская народная сказка)

«Котенок, который забыл, как надо просить есть» И. Кипнис

«Про козлёнка, который умел считать до 10» Алф Прёйси

«Кто сказал «Мяу»?» В.Сутеев

«Кто колечко найдет?» Маршак С.

«Пароходик»

«Жадный жирный человек»

Ход игры: Ребенок устанавливает пуговицу (героя) в начало дорожки в прозрачный сегмент и начинает рассказывать сказку (например: Жили-были дед и баба. Вот просит однажды дед бабу: Испеки мне, старуха, колобок…. Колобок с окна на лавку, с лавки на пол и покатился в лес). По мере продвижения героя сказки, ребенок пальцами проталкивает пуговицу по дорожке, перебирая ткань (Катится колобок, катится…). Добравшись до прозрачного сегмента, он встречает кого-то из героев сказки (А навстречу ему заяц…) и так далее. Важно обратить внимание на правильную последовательность появления героев сказки. Сказка заканчивается, когда герой добирается до последнего прозрачного сегмента.

Примеры художественных произведений для использования с «Умными дорожками»

Пароходик

Ты знаешь, где живут зимой речные пароходики?
Они грустят в тихих бухтах и гаванях о добром лете.
И вот однажды такой пароходик до того загрустил, что забыл, как надо гудеть.

Наступило лето. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть. Поплыл он вдоль берега, встретил щенка и спрашивает:
— Вы не знаете, как надо гудеть?
— Нет, — сказал щенок. — Я лаю. Хочешь, научу? ГАВ-ГАВ!
— Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся.

Поплыл пароходик дальше. Встретил поросенка и спрашивает:
— Вы не знаете, как надо гудеть?
— Нет, — сказал поросенок, — я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!
— Что вы, что вы?! — испугался паро- ходик. — Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются.

Так и не научили его щенок и поросенок гудеть. Стал пароходик у других спрашивать. Рыжий жеребенок сказал: «ИГО-ГО-ГО!» А зеленый лягушонок — «КВА-КВА-КВА!»

Совсем пароходик приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит: сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.
— Что с тобой? — спросил пароходик.
— Да вот, — кивнул мальчик, — я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.
— Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать...

Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:
— Ду-ду-ду-у!
— Кажется, что-то гудит? — сказал он.
— Да, — ответил мальчик, — когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.
— Кажется, я вспомнил! — обрадовался пароходик.
— Что ты вспомнил? — удивился мальчик.
— Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!
И грустный мальчик весело засмеялся.
— Ду-у-у-у!
И все мальчики и пароходики на реке ответили ему: — ДУ-У-У-У-У!!!

Самуил Маршак Кто колечко найдет?

Покатилось, покатилось

Олино колечко,

Покатилось, покатилось

С нашего крылечка,

Покатилось

Колесом,

Притаилось

За кустом.

Кто с крылечка

Сойдет?

Кто колечко

Найдет?

- Я! - сказала кошка.

Подожди немножко,

А сейчас я не могу:

Мышку в норке стерегу!

Покатилось, покатилось

Олино колечко,

Покатилось, покатилось

С нашего крылечка,

Покатилось

Вкривь и вкось

И на землю улеглось.

Кто найдет колечко

Около крылечка?

- Я! - сказала курица.

Стоит мне прищуриться,

Я вам семечко найду

На дворе или в саду.

И кольцо найти я рада,

Да цыплят кормить мне надо,

А цыплята - вот беда! -

Разбежались кто куда!

- Го-го-го! - гогочет гусь. -

Погоди, пока вернусь.

Я поплаваю в пруду,

А потом искать пойду!

- Бе-е! - заблеяла овечка. -

Я нашла бы вам колечко,

Отыскала бы давно,

Да не знаю, где оно.

- Я найду! - сказал индюк. -

Только стал я близорук,

А для нас, для индюков,

Не придумано очков.

Укажите мне местечко,

Где запряталось колечко,

Постараюсь я найти

И хозяйке принести!

Кто ж найдет колечко

Около крылечка?

- Я найду! - трещит сорока. -

Я, сорока, быстроока.

Нахожу я ложки,

Брошки и сережки.

Только все, что отыщу,

Я домой к себе тащу

Не ищи кольца, сорока,

Не старайся, белобока!

Наша Оленька мала,

А сама искать пошла

Потихоньку, помаленьку

Со ступеньки на ступеньку,

По тропинке вкривь и вкось.

Тут колечко и нашлось.

Воротилась, воротилась

Оля на крылечко,

А на пальчике светилось

У нее колечко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по развитию речи

Цель:  Обучать  работе с признаками объектов и значением этих признаков, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями, развить умение исследовать и классифицировать объекты ...

Дидактическое пособие по развитию речи "Следователи"

Цель : Развивать речь. Обучать детей устанавливать причинно-следственную связь между двух объектов. Определять по какому признаку произошло изменение. Развивать логическое мышление....

Дидактическое пособие по развитию речи "Умные планшеты"

ЦельЗакреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные компетенции....

Дидактическое пособие по развитию речи "Шифровщики"

Цель : Развивать речь. Обучать детей распознавать имена признаков и их значение. Рассказывать об объекте, используя значки признаков....

Наглядно-дидактическое пособие для развития языкового анализа-синтеза на материале пословиц и предложений

Пособие  изготовлено с использованием  компьютерных технологий и приемов  мнемотехники.Представленный наглядно-дидактический материал поможет в занимательной форме:ü  познако...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...