Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологии»
консультация по развитию речи

Кицан Анжела Ильинична

                 Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ-технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitsan_a.i.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кицан Анжела Ильинична

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологии»

         

            XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных. Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.

                 Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ-технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития (С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук, А.А. Нестеренко, И.Н. Мурашковская). При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Ведь об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.

                 Необходимо использовать в коррекционном процессе методики формирования речевых умений и навыков детей дошкольного возраста, опираясь на развитие воображения, потому что резервные возможности таких методик шире, чем те, которые построены на репродуктивных основаниях. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.

                Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольников, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умения работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.

                  Каждое занятие по ТРИЗ - это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребенку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:                                                                                                                                                  - в активизации познавательной деятельности детей;                                                                         - в создании мотивационных установок на проявление творчества;                                                - в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);                                                                                                 - повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;                                                - формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;                                                                                                                                         - развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

                В дошкольном возрасте методика ТРИЗ может использоваться с целью привлечения детей к творческим открытиям. Основной задачей является организация занятий таким образом, чтобы они непринужденно вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали форму академических уроков. В конце занятий важно проводить этап "подведение итогов", на котором дети обучаются навыку рефлексивного анализа. На этом этапе они рассказывают, чем занимались, что нового узнали, что было самым интересным и что осталось непонятным. Подведение итогов может осуществляться в различных формах, как, например, в виде игр, обсуждения планов на будущее, продуктивной деятельности или обсуждения полученных работ.

                Для увеличения интереса детей рекомендуется использовать специальную игрушку-героя занятий, которая помогает воспитателю. Игрушка задает проблемные вопросы и проводит обучающие диалоги, выражает свое мнение и запутывается. Дети становятся более активными и заинтересованными, стремясь помочь игрушке. При выборе игрушки важно обратить внимание на ее необычность и оригинальность, такие игрушки, как перчаточная кукла, воздушный шарик или "головоног", могут быть хорошими вариантами.

                Для познавательных упражнений на втором году обучения предлагается использовать как коллективные, так и индивидуальные задания на любом окружающем материале. Некоторые логические упражнения, которые можно проводить, включают "поиск общих признаков" двух объектов, "поиск аналогов" к одному объекту по различным признакам, "третий лишний" задания, где необходимо найти общие признаки между тремя объектами, и "поиск противоположного объекта", где нужно назвать объект и его противоположные атрибуты.

                 Для эффективного развития связной речи предлагается активно использовать специальные триз-игры. "Хорошо-плохо" игра заключается в нахождении положительных и отрицательных сторон объекта. "Выбери троих" игрокам предлагается выбрать три слова из пяти и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. В игре "Точка зрения" игроки описывают ситуацию с точки зрения одного из объектов, находя специфическую точку зрения. В игре "Да-нет" игроки задают ведущему вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Кроме того, учебные пособия с технологией ТРИЗ вносят разнообразие в познавательную деятельность с целью эффективного развития связной речи.

                  Необходимо стараться обеспечить естественный переход ребенка от одного вида деятельности к другому, связывая содержание непосредственной образовательной деятельности с последующими режимными моментами. Поскольку развитие речи детей не ограничивается специально организованными занятиями, можно использовать элементы ТРИЗ-технологии в свободной деятельности для стимулирования речи детей. Например, когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, что он думает по этому поводу, и предложить ему порассуждать. Наводящие вопросы, напротив, можно использовать для того, чтобы подтолкнуть ребенка к самостоятельному поиску ответа. Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается активнее. Для этого на прогулках мы используем приемы фантазирования: оживляем, динамизируем, изменяем законы природы, увеличиваем, уменьшаем и т. д. Давайте оживим ветер. Кто его спутники? Каков характер ветра? А если бы вы были бабочкой? Какие бы мечты у вас были? Кого вы боитесь? В результате свободной деятельности, непосредственной образовательной деятельности с применением элементов ТРИЗ у детей снимается скованность, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления; речь и общая инициатива ТРИЗ дают детям возможность проявить свою индивидуальность и нестандартно мыслить ТРИЗ развивает нравственные качества, такие как умение радоваться успехам других, желание помочь и стремление найти выход из сложных ситуаций.

               Для развития умственных способностей детей важнее научить их придумывать собственные загадки, чем отгадывать их. Модель загадки используется в данной работе. Для детской речи характерно стремление к построению сюжета. Чтобы поддержать это желание, в методике ТРИЗ предусмотрено обучение составлению творческого рассказа по картинке и серии сюжетных картинок, которое проходит в несколько этапов. Это понятие мы часто слышим от наших детей. Современные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусматривают работу с текстами сказочного содержания. Детям очень интересно придумывать сказки. Для того чтобы научить детей сочинять сказки без ущерба для их индивидуальных способностей, необходимо внедрять модели сочинения сказок.

                 Цель использования этой методики в детских садах-развитие детей. Играя с ТРИЗ, дети видят мир во всей его многоцветности, многогранности и многообразии; ТРИЗ учит детей находить позитивные решения проблем по мере их возникновения. Если вам попался кислый лимон, не плачьте и не грустите, а сделайте лимонад. Тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше, а счастливых - больше. Решая различные проблемы вместе с детьми, мы можем приблизиться к более гармоничному и совершенному миру.

                Таким образом, ТРИЗ-педагогика формирует определенный образ мышления, обеспечивает развитие речи, творческого воображения и честолюбия, формирует мыслительные процессы, необходимые для успешного обучения в школе.

Используемая  литература:

1.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год.
3.  Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г.
4. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г.

5.   Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г. 
6.   .  Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г.
7. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998. 
8. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г.
9. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.
10. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации,

-г. Ростов-на-Дону, 1994г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию"

Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи  детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её к...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и  «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и «Системный оператор»

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и  «Системный оператор»...