Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну волшебных слов» Использование различных приемов и технологий в речевом развитии детей.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Марина Анатольевна Седнева

Открытое занятие  по развитию речи в подготовительной группе, на котором будут использованы технологии: ТРИЗ, синквейн и друдлы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_volshebnyh_slov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

составила: учитель – логопед Седнева Марина Анатольевна

Тема: «Путешествие в страну волшебных слов»

Использование различных приемов и технологий в речевом развитии детей.

Пояснительная записка

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе, на котором будут использованы технологии: ТРИЗ, синквейн и друдлы.

Первый этап занятия: организационный.

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к занятию. В начале занятия зачитывается стих о словах (№1 или №2), затем детям предлагается отправиться в путешествие в удивительный мир слов, а сюрпризный момент – магнитный вагончик от паровозика . Он становится интересной отправной точкой.

Второй этап: основной.

Дети выполняют задания разной направленности: подбирают прилагательные, существительные, одновременно и прилагательные и существительные , глаголы, учатся аргументировать свой ответ, проводить аналогию между двумя предметами, составляют небольшой рассказ по картинкам .

Третий этап: заключительный.

На этом этапе происходит подведение итогов о проделанных заданиях и поощрение детей.

Цели и задачи: обогащать лексический запас детей словами-прилагательными, словами-действиями, активизировать монологическую речь, стимулировать речевую активность, учить мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, развивать мышление и воображение.

Оборудование: магнитная доска.

Дидактический материал: магнитный паровозик с отдельными предметными картинками, бумажные полоски, обозначающие слова. Белые полоски – существительные, белые полоски с сердечком – одушевленные существительные, зеленые – глаголы, красные волнистые – прилагательные, синие треугольники – предлоги.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в удивительный мир слов.

Сейчас я буду читать стихотворение, а заканчивать строчку вы будете сами. (взять игрушки или картинки для предъявления)

№1 Есть сладкое слово - ……… конфета.

Есть быстрое слово -……… ракета.

Есть кислое слово -……….. лимон.

Есть слово с окошком -…… вагон. (предъявляется магнитный вагончик и крепится к составу на магнитной доске)

(М.Пляцковский)

№2 Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

(А.Шибаев)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправиться в путешествие в удивительный мир слов. Согласны?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Вот и отлично! Паровозик тоже готов отправиться с нами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что он нам привез. Это задания, которые нам обязательно нужно выполнить.

Но сначала я покажу и расскажу вам , какие бывают слова. Смотрите, у меня есть полоски из бумаги.

Показывает белые полоски. Нас с вами окружают предметы. Все они имеют название. Называет предмет и кладет на него белую полоску бумаги. Предлагает детям сделать также. Это неживые предметы. Объясняет, что предметы бывают еще и живые. Показывает полоску с сердечком. Предлагает найти живые предметы в группе или на картинках.

Все предметы могут что – то делать. Показывает зеленую полоску и объясняет, что это слова действия. Зеленая полоска потому, что она как зеленый сигнал светофора разрешает движение или действие. (стол (белая полоска) стоит (зеленая полоска)). Детям предлагается составить несколько сочетаний на окружающих предметах.

Все предметы мы можем описать словами – назвать цвет, вкус, размер и т.д. Показывает волнистые красные полоски. Предлагает детям составить сочетания предмет + признак. Стол(белая полоска) + деревянный (красная волнистая полоска.)

Задание 1. « Подбор прилагательных и глаголов»

Ребенок выбирает картинку, или называет слово, дети подбирают признаки и действия соответствующие этому предмету: «собака» - большая, лохматая, добрая, злая, старая и т.д. , что делает? – бежит, лает, кусает и т.д.

Задание 2. «Что какого цвета бывает»

К прилагательному подбирается существительное: «зеленый» -помидор, забор, дом. Показываем детям еще несколько цветов.

Задание 3. «Что будет если…..?». (элемент ТРИЗ)

Детям предлагается вытянуть картинку. Воспитатель спрашивает – что на ней нарисовано? Ребенок отвечает. Например – пылесос. Воспитатель придумывает конфликтный момент – в пылесос попала нужная вещь. Что ты будешь делать? Ребенок объясняет, как ее достать или предлагает какой – то свой вариант. Могут быть использованы любые картинки и ситуации.

Задание4. «Кто что делает»

Детям показывают картинки и задают вопросы: «Что с этим можно делать?

Для чего это нужно?»

Задание 5. Синквейн

Ребенок выбирает картинку, никому не показывая.

По схеме синквейна рассказывает про предмет, изображенный на картинке.

Два прилагательных, три глагола, слово – ассоциация. Остальные дети угадывают, что это. Затем составляется предложение. Если детям затруднительно, то можно не прятать картинку и работу проводить коллективно.

Задание 6. «Задом наперед»

Детям предлагается 2 картинки. У каждого ребенка своя история. Картинки предъявляются в неправильной последовательности, с одним пропущенным сюжетом. Детям предлагается догадаться, что в рассказе пропустили и рассказать историю правильно.

Задание 7. «Друдлы»

Эти забавные картинки предъявляются детям в качестве отдыха и рефлексии. Предлагается рассмотреть и объяснить, с чем ассоциируется та или иная картинка. Ответы детей сравниваются, подсчитывается, сколько вариантов ассоциаций вызвала одна и та же картинка.

После выполнения всех заданий, воспитатель предлагает отправиться на паровозике обратно.

Подводиться итог, что все дети хорошо работали и Королева слов приготовила для них медали (наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Ход занятия:Под музыку входит Фея (воспитатель).Фея:- Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе"путешествие в страну волшебных карандашей"

Цель:закреплять знания детей об окружающей действительности,соотносить цвета с предметами,Воспитывать внимание,память, мышление....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Методическая разработка - типовой проект конспекта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с   детьми   подготовительной группы...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;- формиров...