Проект в средней группе «По дорогам сказок»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Климова Наталья Сергеевна

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:


муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Судский детский сад «Теремок»

        

Проект в средней группе

на 2018– 2019 год

«По дорогам сказок»

Автор проекта: Климова Наталья Сергеевна

п. Суда, Череповецкий муниципальный район                                            

2018 - 2019 уч. г.

Познавательно - творческий проект «По дорогам сказок»

Автор проекта: Климова Н. С.

Вид проекта: познавательно-творческий

Срок реализации: краткосрочный (2 недели)

Возраст детей: 4 - 5 лет, средняя группа

Участники проекта: дети, педагоги, музыкальный руководитель, родители воспитанников

Цель проекта:

Развитие связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы.

Задачи проекта:
Для детей:
воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры;
формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа;
расширять представление детей о сказках;
расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
укреплять дружеские отношения в семье;
прививать любовь и интерес к русским народным сказкам;
Для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
развитие творческого потенциала ребенка;
показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.


Проблема

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Актуальность проекта состоит в том, что одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. С помощью сказки ребенок учится рассказывать, передавать логику событий.

В процессе использования различных видов деятельности, разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр, наглядного материала происходит формирование связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста, расширяется кругозор, улучшается восприятие, память, развивается фантазия. Воспитание культуры общения и нравственного поведения.

Предполагаемый результат проекта:

последовательность и связность речи. (Пересказ сказки, выразительность и эмоциональность речи при драматизации);

умение слушать сказки;

бережно обращаться с книгой;

развитие духовности ребенка, как активного участника проекта;

развитие интереса к русской литературе;

развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

совершенствование звукопроизношения;

содействие творческому развитию детей;

развитие эмоциональной отзывчивости;          

гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей: «Сказки в воспитании и развитии ребенка»; «Правила чтения книг ребенку».

2. Разучивание с детьми слов к сказке «Приключения рождественского мешочка».

3. Изготовление костюмов (шапочек) для сказки-драматизации «Приключения рождественского мешочка».

4. Использование для чтения детям выставки-библиотеки.

5. Изготовление с детьми рисунков и поделок по теме «По дороге сказок».

Основной этап

Образовательная деятельность

Игры

Беседы, рассказывание

ЧХЛ, Театрализация

Работа с родителями

1 неделя

Конструирование «Новогодние игрушки»;

Рисование «Наша нарядная ёлка»;

Художественный труд «Новогоднее угощение для игрушек»;

Лепка «Девочка в зимней одежде»;

Рисование «Маленькой ёлочке холодно зимой»;

Аппликации «Веселый колобок»,

П/и «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Зайка серый умывается»)

Д/и «Покажи героя этой сказки»

 Игровая утренняя гимнастик

Пальчиковая гимнастика: «Снежинки»;

«Хитрый зайчик»; «Снежок»;

«Мы во двор пришли гулять»;

 «На дворе мороз и ветер»;

«Мы на ёлке веселились»;

«Будем ёлку наряжать»;

«Дед Мороз принёс подарки»;

«Ой, сердит мороз!»;

«Ёлка быстро получается»;

«Ждали праздника мы долго»

О труде, с использованием иллюстраций по сказке «Морозко»;

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»;

 «Жихарка», «Смоляной бычок», «Зимовье зверей», «Зимовье»; «Морозко»;

С. Козлов «Зимняя сказка»

Разучивание слов сказки «Рукавичка»

Пословицы и поговорки о зиме;

Зимние скороговорки и чистоговорки;

Чтение и заучивание стихотворений о зиме;

 

М. Познанская «Снеговик»;

Чтение произведения И. Никитина «На дворах и домах снег лежит полотном…»;

Т. Энгер «Приключение в лесу Ёлки – на – горке».

Конкурс «Театр для детей»

Изготовление атрибутов, костюмов для театральной деятельности, различных видов театров

Д/и по ПДД «Смешуроки» (Смешарики на дороге)

Беседа по пожарной безопасности, с использованием иллюстраций к сказке «Кошкин дом».

2 неделя

Рисование по сказкам «Усатый, полосатый», «Смешарики»;

Аппликации «Петушок – золотой гребешок»;

Рисование «Снегурочка»;

Конструирование из бумаги «Ёлочка – малютка в бусах и гирляндах»;

Рисование «Новогодние поздравительные открытки»

Лепка из пластилина «Зайчик и Колобок», «Снегурочка»

С. – р. и. «Смешарики», «Лесной концерт», «Чаепитие в теремке», «Детки в клетке», «Колобок идет в гости»

Театрализованные, режиссёрские игры (инсценировка сказок «Волк и семеро козлят», «Репка», «Рукавичка» 

«Составь сказку»;
«Назови сказку»;
«Что сначала, что потом»;
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»;
«Из какой сказки волшебная вещь?»;
«Подбери иллюстрацию к сказке»;
«Сложи картинку и узнай сказку»;
«Сложи сказку», «Что лишнее?»;
«Узнай по описанию»;
«Путаница».

беседа о праздновании народного праздника «Новый год»

«По дороге в детский сад», «Времена года», «Зима»;
«Расскажи сказку по серии картинок»

Показ сказки «Рукавичка»

Выставка поделок, героев любимых русских сказок, мультфильмов

Изготовление персонажей для театра на фланелеграфе

 Реализация проекта показала, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника, воспитанники стали более раскованными, улучшилось запоминание текстов, стихов, сказок. С помощью сказки ребенок учились рассказывать, передавать логику событий.

В процессе использования различных видов деятельности, разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр, наглядного материала происходит формирование связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста, расширяется кругозор, улучшается восприятие, память, развивается фантазия, происходит освоение культуры общения и нравственного поведения.

Заключительный этап:

Создание выставки рисунков и поделок «По дороге сказок».

 Показ сказки «Рукавичка» детям младшей группы.

Продукты проекта

 Был пополнен Центр театральной деятельности (Изготовлены персонажи для театра на фланелеграфе, герои любимых русских сказок, мультфильмов

Изготовлен родителями «Театр теней»

Изготовление атрибутов, костюмов для театральной деятельности, различных видов театров

 

 

 

Приложение:

Комплекс утренней гимнастики по сказке «Репка»  
- построение в колонну друг за другом
-ходьба обычная
-ходьба на пятках
-ходьба обычная
- бег обычный
- бег с изменением темпа
-ходьба обычная, перестроение в круг. 

Комплекс ОРУ:
1.    «Посадил дед репку, выросла репка большая- пребольшая…»
И. п- о. с
руки через стороны вверх, встать на носки
и. п.  (4-5 раз)

2.    «Стал дед репку тянуть, тянет- потянет, вытянуть не может»
И. п. – о. с., руки на поясе
1- наклон вниз, достать руками пола
2- и. п (4-5 раз)

3.    « Позвал дед бабку, стали они вместе репку тянуть…»
И. п.- пятки вместе, носки врозь, руки к плечам
1- присесть, колени в стороны, руки вперед
2- и. п (4-5 раз)

4.    «Позвала бабка внучку…»
И. п.- о. с.
1- поворот вправо, правую руку в сторону
2- и. п
3-4- в другую сторону (по 3 раза)

5.    «Позвала внучка Жучку…»
И. п- стоя на четвереньках.
1-2- «повилять хвостиком»

6.    «Позвала Жучка кошку и мышку…»
И. п- о. с.
Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя (10-15 сек)
В чередовании с ходьбой на месте.
« Тянут- потянут … и вытянули репку!» -взяться за руки и образовать большой круг. «Вот какая большая репка уродилась!»

Комплекс утренней гимнастики по сказке « Вершки и корешки»
- построение в колонну по одному
- ходьба обычная
-ходьба в высоким подниманием бедра
-ходьба на наружном своде стопы
- бег обычный
- бег врассыпную
-ходьба обычная
- перестроение в 3 звена, размыкание
Комплекс ОРУ:
1. « поехал мужик в лес репу сеять, а на встречу ему медведь..»
И. п- о. с, руки к плечам
1- встать на носки, локти вверх, потянуться,
2-и.п.(5-6 раз)

2. «Посеял дед репу, собрал урожай, медведю- вершки, себе- корешки…»
И. п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- присесть, постучать подушечками пальцев по полу,
2- и. п.
(5-6 раз)
3. «Разозлился медведь,- теперь мне корешки, а тебе, дед- вершки!..»
И. п- о. с., руки на поясе
1- наклон вправо, за рукой
2-и.п.
3-4- в другую сторону (по 4 раза)
4. «Посадил дед пшеницу,- осенью собрал урожай..»
И. п.- о. с.
1- наклон вниз- хлопок под правым коленом
2-и.п.
3-4 –наклон вниз, хлопок под левым коленом
(по4 раза)
5. « Разозлился медведь, что дед его опять обманул, и запретил ему сажать в лесу..»
И. п-о. с., правая рука вверху
1-2 –рывки руками 
3-4- рывки со сменой рук
(по4 раза)
7.    «Стал дед в поле сажать, а медведь ягоды, да мед в лесу собирать»
Прыжки ноги вместе- врозь (15-20 сек)

Комплекс утренней гимнастики по сказке «Лиса и кувшин»

-построение в шеренгу
- перестроение в колонну
-ходьба обычная
-ходьба на носках
-ходьба «гусиным шагом»
-ходьба с остановкой по сигналу
-бег обычный
- бег с захлестом голени назад
-ходьба обычная, перестроение в три колонны, размыкание
Комплекс ОРУ:
1.    « Пошла баба на поле жать, а кувшин с молоком в кусты поставила…»
И. п- о. с.
1-2- имитация работы  косой: «Жух-жух-жух»
2. « Лиса выпила все молоко из кувшина…»
И. п- о. с., руки на поясе
1- наклон вниз, руки назад, прогнуться
2.и.п.
(6-8 раз)

3. « …вот беда ,застряла голова в кувшине, никак не вытащить..»
И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе
1- присесть обхватить голову руками
2- встать, выпрямиться (6-8 раз)
4. « Просила лиса кувшин отпустить ее….»
И. п- сидя , ноги врозь
1- наклон к правой ноге,
2- и. п
3- наклон к левой  ноге, достать руками носка
4-и.п. (по 4 раза)

5. «Разозлилась лиса, решила кувшин утопить в речке…» 
И. п. сидя на полу, ноги согнуть, колени обхватить руками.
1-2-3-4- качалка на спине.

6. «Кувшин в реку упал, да и лису за собой потащил…»
И. п. - сидя, ноги скрестно, 
1-2-3-4- вращение головой вправо, влево.

7. Прыжки на месте, в чередовании с ходьбой.

«Бездомный заяц»

Цель: учить детей быстро бегать, стараясь осалить убегающего. Развивать внимание, быстроту, реакцию.

Ход игры:

1 вариант.

Из числа играющих выбираются охотник и заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки и каждый встаёт в свой.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник осалил зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

2 вариант.

Круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становиться по зайцу. Игра проводится по тем же правилам что и в первом варианте.

«Лиса в курятнике»

Цель: учить детей спрыгивать с возвышения на обе ноги, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Бегать врассыпную не наталкиваясь. Развивать воображение, ловкость. умение подражать повадкам курочек, действовать по сигналу.

Ход игры:

На одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Всё остальное место двор.

Один из игроков назначается лисой, остальные куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходя и бегают по двору, клюют зёрна, хлопают крыльями. По сигналу «лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит в свою нору. Игра повторяется.

2 вариант

 Можно выбрать две лисы, приготовить разной высоты насесты.

«Зайка серый умывается»

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Укреплять мышцы ног. Развивать внимание, координацию движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

1вариант.

Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:

«Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!»

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдёт зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется.

2 вариант.

В кругу могут находиться и несколько заек 4-5. Они одновременно выполняют игровое задание.

Конспект НОД по правилам пожарной безопасности по сказке С. Маршака «Кошкин дом»

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Задача: Формировать представления о пользе и вреде огня.

Развивать умение правильно относиться к опасным предметам.

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему "Спички детям не игрушка", рассматривание иллюстраций пожароопасных ситуаций, чтение С. Маршака «Кошкин дом".

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об огне. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, детских садах, школах, на заводах, фабриках, в городах и в сёлах. Огонь – друг человека, без него невозможна жизнь на земле. Скажите мне, а для чего нужен человеку огонь? (ответы детей).

Воспитатель: А как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным? Когда? (Ответы детей).

Воспитатель: - Ребята, а для чего нужны спички? (ответы детей)

Воспитатель: - Да, от неосторожного обращения с огнем может возникнуть пожар. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее, разгораются, бушуют, сжигают все на своем пути. Я хочу вам прочитать сказку СМаршака «Кошкин дом». Послушайте.

Воспитатель: Что случилось в этом доме? ответы детей

Воспитатель: Чем опасен пожар? От чего может возникнуть пожар? ответы детей

Чтобы не было пожара, нельзя маленьким детям брать в руки спички, если случится пожар надо вызывать пожарных по телефону «01» А сейчас мы отдохнем и играть потом начнем.

Физкультминутка:

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас проверим, запомнили ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар. Поиграем в игру«Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором«Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками.

Кто из вас завидев дым набирает 0-1 (это я, это я.)

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом(это я…)

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?

Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький

Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький(молчат)

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром(это я)

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

Кто пожарным помогает - правила не нарушает

Кто пример для всех ребят? (это я)

Воспитатель: Молодцы. А теперь подведем итог:

- О чем мы сегодня говорили? (о пожаре).

- Из-за чего он может возникнуть? ответы детей ; По какому номеру телефона надо звонить(01)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в средней группе "По дорогам сказок"

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение«Детский сад комбинированного вида №1»ул. Дачная 10.    Развлечение«По дорогам  сказок»в средней группе № 1...

Конспект ОД по развитию речи в средней группе "По дорогам сказок"

Цель: повторить с детьми программные русские народные сказки: их названия, монологи и диалоги главных героев,прививать любовь к русским народным сказкам....

Проект в старшей группе «По дорогам сказок» Группа «Сказка»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упро...

Краткосрочный проект для средней группы "По дорогам сказок"

Краткосрочный проект в средней группена тему: « По дорогам сказок»   Выполнила и провела: Воспитатель :.Седова А.А.г.Саратов 2021г.Цель: Воспитывать у детей любовь к ру...

Краткосрочный проект в средней группе по дорогам сказок"

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Она учит человека жить, вселяет в него веру и торжество добра и справедливости....