Пальчиковые игры "Времена года"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Голубева Валентина Петровна

Тематические пальчиковые игры - это дополнительный материал для совместной деятельности педагога и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_vremena_goda.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

                               Введение.

 Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. Дети познают огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений через игру. Поэтому совместная деятельность ребенка и взрослого должна происходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук.  С помощью пальчиковых  игр ребенок знакомится с явлениями природы  времен года, насекомыми растительным миром.  

 Пальчиковые игры «Времена года»

                               Осень.

  Деревья осенью.

Летом деревья росли, зеленели.           (руками изобразить деревья)

Осенью листья на них пожелтели.        (кисти рук падают)

Стали деревья листья терять.                (пальцы поочередно прижимать к ладони)

Стали деревья листья ронять.                (пальцы стучат по столу)

Тихо ложится листок за листком.        (плавно положить ладони на стол)

Скоро накроет листья снежком          (одной ладонью накрыть другую)

Белка-продавец.

Сидит белка на пенечке,                   (хлопают в ладоши)

Продает она грибочки.                      (кулачок о кулачек )

Лисичка-сестричке,                              (загибают поочередно пальцы)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зубок,

Кому в лапочку.                          ( Хлопаем и ударяем кулачками)

Ветер

 Ветер северный подул.

Ветер северный подул:                           (поднять руки вверх – «дерево»)

«С-с-с-с..»

Все листья с липы сдул.

Дождик стал по ним стучать:                      (пальцы стучат)

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Снег потом припорошил,                           (кистями рук двигаем вперед назад)

Одеялом их накрыл.                                    (ладони на стол)

                                            Зима.

 Снег.

Как на горке снег, снег,                          (руки вверх)

И под горкой снег, снег,                         (руки вниз)

И на елке снег, снег,                               (кисти в стороны)

И под елкой снег, снег,                          (обхватить себя руками)

А под снегом спит медведь,                (кулачки приставить к голове – «ушки медведя»)

Тише, тише не шуметь.                         (пальчик поднести к губам, шепотом)

    Зимняя прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять                  (сжимаем пальцы рук)

Мы пошли во двор гулять                   (пальчики шагают)

Бабу снежную лепили                          (изображаем руками комочки)

Птичек крошками кормили               (сыпем крошки пальчиками)

С горки мы потом катались                (пальчиками гладим ладонь поочередно)

А еще в снегу валялись                       (повороты ладоней)

Все в снегу домой пришли                (отряхиваем снег с плечей)

Съели суп                                                (показ как суп едим)

И спать легли                                           (соединяем ладони и кладем под щеку)

    Снежинки.

Мягкие пушинки,                                    (раскрыть ладони

Белые пушинки                                         распрямит пальцы

Над землей кружатся                             плавно покачивать и опустить на ступни)

На траву ложатся,

Ноги засыпают                                        (пальчиками стучим по ногам)

И сейчас же тают!            

                               Весна

 Веснянка.

Солнышко, солнышко,                       (поднимаем руки вверх)

Золотое донышко!                             (качаемся руки над головой)

Гори, гори ясно,                                   (сгибать и разгибать пальцы)

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,                       (волнообразные движения кистями)

Прилетело сто грачей,                        (руками показываем крылья)

И сугробы тают, тают,                          (гладим воздух)

И цветочки вырастают!                        (ладони вместе и постепенно разъединяются)

  В лесу.

Раз, два, три, четыре, пять -                (пальцы сжимаем и разжимаем)

Мы пошли в лес погулять.                   (шагают пальчики)

Столько видели деревьев,

Что их всех не сосчитать!

Вот береза, вот кленок,                       (поочередно загибаем пальцы)

Рядом стройненький дубок,

Вот рябина, вот сосна –

Всех согрела их весна.                       (шевелят пальчиками)

Стали листики пускать,

Дружно солнышко встречать!        (Ритмично сжимаем пальцы и разжимаем)

 Дождик

 Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Мокрые дорожки.                        (пальчиком по столу)

Нам нельзя идти гулять.            (погрозить пальцем)

Мы промочим ножки.              

 Выйди, выйди, солнце              (подзывающий жест  рукой)

Выгляни в оконце,                       (изобразить окошко)

                   Лето.

  Солнышко.

В небе солнышко сияет,           (руки вверх, растопырить пальцы)

Наши щечки согревает,             (погладить щечки)

Носик, руки и бока                      (погладить нос, руки и бока)

Подрумянило слегка

Ноги тоже у ребят                        (руки гладят ножки)

Понемножку загорят

Это солнце яркое,

Это лето жаркое!                          (руки вверх, пальцы растопырить)

  Солнечные зайчики.

Солнечные зайчики

У меня в ладошке,                         (указательным пальцем гладить ладошки)

Их поглажу пальчиком

Покружу немножко

Вдруг пропало солнышко,          (несколько раз сжимать и разжимать пальцы)

Спряталось за тучку.

Лишь тепло оставило

У меня на ручке.

Пчела.

Прилетела к нам вчера              (машут ладошками)

Полосатая пчела.            

А за нею шмель-шмелек        (загибаем пальцы на каждом насекомом)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.              (делаем кружочки из большого и указательного пальца и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,        (машут ладошками)

От усталости упали                (Руки роняют вниз)

 Солнышко.

Солнышко, покажись!          (руки вверх, растопырить пальцы)

Красное, снарядись!

Чтобы год, от года                 (хлопаем в ладоши)

Давала нам погода

Теплое летечко,                       (загибать пальцы)

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка

И яблочек немножко.

                              Литература.

  1. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки. Спб. 2005.
  2. Калмыкова Л.Н. Здравствуй пальчик! как живешь? Волгоград. 2014.
  3. Кириллова Ю.А. Лебедева М.Е. Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников. Спб.2005
  4. Османова Г.А. Превращение ладошки. Спб.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

Методическое пособие: «Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года».

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Лексические темы : Осень, Зима, Весна, Лето...

Пальчиковая игра «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста.

«Мы в садике ничего не делаем, только играем...»Дружат в нашей группе девочки и мальчики.Но и мы подружимся маленькие пальчики.Раз, два, три, четыре, пятьНачинаем счет опять.С помощью  «Перчатки-...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» Тема: «Зайку бросила хозяйка»

Уважаемые коллеги! Для тех, кто интересуется использованием в своей деятельности здоровьесберегающих технологий (в частности пальчиковая гимнастика) в детском саду представляю конспект для детей ...

Картотека пальчиковых игр по временам года

Предназначена для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект НОД для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием игровых технологий (дидактическая, пальчиковая и словесная игра) Тема: "Дикие животные наших лесов"

Думаю, кому-нибудь может быть интересна моя разработка, где я использую интеграцию игровой деятельности в речевом развитии младших дошкольников....