Консультация для педагогов "Развитие устной речи у детей дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм"
консультация по развитию речи

Воронцова Надежда Сергеевна

Материал содержит результат самообразования педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 84 «Тополёк»

«Развитие устной речи детей

дошкольного возраста с использованием малых

фольклорных форм»

Подготовил: 

Воронцова Надежда Сергеевна

воспитатель

г. Вологда

2022 г.

«Нравственность человека видна в его отношению к слову».

                                                                                              Л.Н.  Толстой

В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас взрослых.

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы скучна и неинтересна. Благодаря речи, мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.

Основная цель работы по развитию речи в дошкольном учреждении – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими.

У детей дошкольного возраста мы наблюдаем ряд проблем в  развитии речи:

  • речь односложная, состоящая лишь из простых предложений
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение
  • бедность речи, недостаточный словарный запас
  • бедная диалогическая речь: неспособность правильно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ
  • неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами
  • отсутствие навыков культуры речи
  • плохая дикция

Данная тема является актуальной, т.к. позволяет решить выявленные проблемы с интересом для детей и перед собой мы поставили следующую цель:

      Развивать устную речь детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора в различных видах деятельности ДОУ.

Решали непосредственно такие задачи:

  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках и др.
  • Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие обогащать словарный запас детей,
  • развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь

Реализовывали задачи, в соответствии с программой «Детство», также частично использовали комплексную программу «От рождения до школы», парциальную программу «Играем в театр», парциальную программу «Наш край», воспитательную программу «Воспитываем патриотов России».

Свою работу мы разделили на блоки:

  1. Создание развивающей речевой среды в группе.

В соответствии с программой «Детство» и возрасту дошкольников,  мы предоставили в доступном для детей месте игры, наглядность, подборку книг, атрибуты для театрализации, различные виды театров.

  1. Использование малого фольклорного творчества в образовательной деятельности , т.е.интегрировали материалы устного народного творчества в следующих образовательных областях: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Музыкальная».
  2. Выстроили совместную работу с детьми в различных видах деятельности:
  • Развивающие игры
  • Игры – драматизации
  • Сюжетно – ролевые игры
  • Упражнения подражательно – исполнительского творческого характера
  • Импровизация
  • Наблюдения
  • Прогулки
  • Экскурсии
  • Рассматривание рисунков, фотографий
  • Свободное и тематическое рисование, лепка
  • Чтение художественных произведений
  • Рассказ педагога и рассказ детей
  • Сочинение историй
  • Беседы
  • Мини – конкурсы
  • Игры – соревнования
  1.  Спланировали работу с родителями: провели родительское собрание, семинары – практикумы, устные и письменные консультации, индивидуальные беседы, совместно разучивали произведения народного творчества. В работе с родителями мы широко используем такую форму, как Тематический портфельчик.

Программа «Детство» предлагает разделение художественной литературы на возрастные группы. Так в раннем возрасте, когда ребёнок попадает в детский сад, ему  необходимо слышать ласковые слова, воспитатель использует формы работы, направленные на эмоции детей.

Мы используем колыбельные песни или байки. Это название произошло от глагола «баять», что обозначает – «говорить».

Зовём дрёму к малышу: «Сон да дрёма, приди к Ване в голова.

                                                  Сон да дрёма накатись на глаза».

А так же предлагаем использовать пестушки. В центре пестушек образ самого подрастающего ребёнка. Пестушки получили своё название от слова пестовать – няньчить, растить, воспитывать. В бодрящей гимнастике, например,

«Потягушки, потягушечки, от носочков до макушечки.

Мы потянемся, потянемся, маленькими не останемся!

Мы растём растём – вырастем»

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с ладошками, пальчиками, ручками, ножками. В этих играх есть уже педагогическое наставление. В «сороке», например, щедрая белобока накормила кашей всех, крое одного, хотя и самого маленького, но лентяя: «Зачем дров не колол, дров не носил?» а дальше развиваем этот мотив: «А ты бедный малец, ты коротенец, по воду ходи, баньку топи, ребят мой, телят корми…».

В среднем возрасте мы знакомим детей с прибаутками – песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку: «коза муку мелет, козёл засыпает». Отметим, что ритм прибаутки разнообразен и ярок. В одном случае ритм точно следует за беспокойным колокольным звоном: «тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом». В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу: «а чу-чу, чу-чу, чу-чу, я горох молочу!»

К числу прибаутки отнесли и небылицы – перевёртыши. Это особый вид песен – стишков, вызывающий смех нарочитым смещением реальных связей и отношений.

Свинья на дубу гнездо свила… распустила поросят

Всех по маленьким сучкам, поросята визжат – полететь они хотят.

Старший дошкольный возраст направлен больше направлен на игровую деятельность и насыщен разнообразными видами.

Это игровые припевы, игровые приговоры. Ими или начинают игру или связывают  части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать и условия игры (например…).

Используем в своей работе и жеребьёвые сговорки. Они появляются когда играющим надо разделиться на две партии. Мы создаём их на основе сказок, пословиц…

«Наливное яблочко или золотое блюдечко?», «Конь вороной или сбруя золотая?».

Считалки. У них две главные особенности: во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, во-вторых, считалки порождают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.

Дразнилки – здесь дети целиком проявляют своё творчество, могут направлять негативную свою сторону в нужное и безобидное русло.

Безобидной и весёлой, словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз – это скороговорка.

В камышах шуршали мышки, шелушили мышки шишки.

Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи, только загадываемому предмету. При отгадывании ребёнок учится мыслить, однако важно даже то, что ребёнок открывает для себя поэзию окружающего мира.

Также мы используем пословицы, поговорки. Народная пословица содержит мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги!». Детская речь эмоциональная по природе своей легко сближается с народными поговорочными выражениями. Мы стараемся следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребёнка.

Наряду с песнями знакомим дошколят с героическим эпосом – это былины. О богатырях ребёнок узнаёт из книг. Былины в художественной форме несут понятие о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

Сказки сопровождают ребёнка с рождения и до его взросления. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения.

Проведённая работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, а также речевыми, смысловыми, звуковыми жанровыми особенностями.

Таким образом, мы выявили, что развитию устной речи будут способствовать малые фольклорные формы. Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие с помощью повторяющихся фонем, звукосочетаний и звукоподражаний на речевой звуковой поток. Ребёнок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение.

Образность народного фольклора, позволяет донести до сознания дошкольников, в лаконичной форме, большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова, как средство познания окружающего мира, речевого развития детей.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использование наработанного материала для развития устной речи и для всестороннего развития детей среднего и старшего возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие устной речи детей дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 84 «Тополёк» Воронцова Надежда Сергеевна

Слайд 2

Проблемы в развитии речи дошкольников: Односложная речь Неспособность построить распространённое предложение Недостаточный словарный запас Бедная диалогическая речь Неспособность построить монолог Отсутствие навыков культуры речи Плохая дикция

Слайд 3

Цель: «Развивать устную речь детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора в различных видах деятельности ДОУ»

Слайд 4

Задачи: Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество Поэтапно формировать интерес к фольклору Обогащать словарный запас детей Развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь. Формировать уважительное отношение к чувствам принадлежности к своей семье, малой и большой родине Овладевать элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том «что такое хорошо и что такое плохо» Развивать эмоционально-ценностное восприятие произведений искусства (словесного)

Слайд 5

Программное обеспечение Программа «Детство» (комплексная) Программа «От рождения до школы» (комплексная) Программа «Играем в театр» (парциальная) Программа «Наш край» (парциальная) Программа «Воспитываем патриотов России» (воспитательная)

Слайд 6

Блоки Создание развивающей речевой среды в группе Использование материалов устного народного творчества в различных образовательных областях

Слайд 7

Блоки 3. Совместная деятельность педагога с детьми 4. Работа с родителями

Слайд 8

Малые жанры фольклора Небылицы – перевёртыши

Слайд 9

Малые жанры фольклора дразнилки Былины басни загадки Пословицы поговорки сказки

Слайд 10

Вывод: Ценность фольклорных произведений для дошкольников Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие Средствами малых форм фольклора воспитывается в детях активное отношение к окружающему миру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм.

общие сведеньякопии документовфотографииработа с родителямиметодическая копилка...

Методическая работа на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм".

1. Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта.2.Актуальность опыта.3. Ведущая педагогическая идея.4. Педагогический опыт.4.1. Фольклор способствует развитию речи детей.4.2 Загадка.4....

Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка....

«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи малой фольклорной формы – загадки.»

В этой методической разработке, раскрыта роль малой фольклерной формы - загадки, в формировании элементарных математических представлениях.  Кратко описаны основные моменты формирования математич...

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм

автором представлена методическая разработка, помогающая родителям  воспитывать детей раннего возраста посредством малых форм фольклора....

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...