План-конспект занятия «Путешествие в страну головных уборов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Веретенникова Ольга Ивановна

 Расширение и активизация словарного запаса по теме «Головные уборы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_golovnye_ubory.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Путешествие в страну головных уборов»

Цель: Расширение и активизация словарного запаса по теме «Головные уборы»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить представление о головных уборах, деталях, материалах, из которых они сшиты;
  • учить сопоставлять и сравнивать предметы;
  • учить образовывать прилагательные от существительных;
  • учить подбирать прилагательные к существительным;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами;
  • учить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа;
  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить подбирать притяжательные местоимения к существительным;
  • учить подбирать антонимы;
  • упражнять детей отвечать на вопросы полным ответом;
  • упражнять в составлении предложений с данными предметами, с наглядной опорой ;
  • упражнять в употреблении обобщающих слов;
  • упражнять в составлении предложения по предложенной схеме;
  • упражнять в употреблении предлога под;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие;
  • развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
  • развивать память;
  • развивать тонкую и общую моторику;
  • развивать образное восприятие,
  •  развивать у детей навыки решения проблемных ситуаций; умение логически мыслить;
  • развивать коммуникативные умения.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности.

Оборудование:

Картинки головных уборов, мяч, игра «4-й лишний», карточки с заданиями, картинка Незнайки, герои сказок.

Ход занятия

Организационный момент.

Мотивационно – побудительный этап (введение в ситуацию).

 Психологическая подготовка детей к общению.

Игра «Доброе утро!»

 Логопед: Ребята, доброе утро!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам и нашим гостям! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Основной этап. 

Подготовка детей к работе на основном этапе.

Создание условий для принятия детьми игровой ситуации, Игровой прием. Сюрпризный момент.

Логопед: Ребята, к нам в группу пришло письмо.

 От кого оно, давайте посмотрим. -От Незнайки. (Выставляется картинка Незнайки без шляпы)

 Ребята, какое у него настроение?

Послушайте, что он нам написал?

Обращение: Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял по улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую страну головных уборов. Теперь, я хожу без нее, и меня никто не узнает, и даже имя новое для меня придумали – Безшляпкин. А я вовсе не хочу быть Безшляпкиным, я хочу снова стать Незнайкой. Помогите, пожалуйста.

 - Ребята, ну что будем делать?

Дети осознают и принимают поставленную задачу, выбирают способы действия для решения проблемной ситуации. Логопед поддерживает детскую инициативу, соглашается с детьми, что нужно отправиться в страну головных уборов, чтобы найти шляпу Незнайки.

Логопед: Отправляемся, ребята! А поможет нам попасть в страну головных уборов игра «Назови правильно»; если назвать правильно все предметы, то мы попадём в волшебную страну.

- Ребята, это ведь необычная волшебная страна, а там, где есть волшебство, там должна быть и сказка. –«Сказка о Весёлом язычке»

Логопед: Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадались, что это за домик?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (Домик)

Как-то раз в один прекрасный день, когда солнышко всем улыбалось (Улыбка), Язычок решил погулять. Он надел свою любимую шляпу и вышел на улицу (Иголочка). Язычок посмотрел на право, посмотрел на лево (Часики), нет ли где его друзей. Потом посмотрел вверх, вниз (Качели) и пошёл по тропинке. Вдруг он увидел красивую лошадку (Лошадка), она стояла и любовалась большим грибочком (Грибок). Язычок подошёл к грибочку и тоже залюбовался им. Вдруг налетел ветер и сдул шляпку грибочка (дуем на Грибок) Язычок испугался, что его шляпка тоже улетит и убежал домой.

-Ну вот, сказку разыграли, и можем отправляться на поиски шляпы.

А как вы думаете головные уборы все одинаковые? Правильно, они все разные.

— Головные уборы бывают самые разные: Как называют головные уборы, которые мы надеваем на праздник? (праздничные, нарядные). Как называют головные уборы, которые мы носим каждый день? (повседневные). А зачем нужны головные уборы? Они защищают от дождя, от ветра, от снега, даже от жары. Они греют во время морозов. Как вы понимаете, без головных уборов никак нельзя.

- А какие бывают головные уборы? (мужские, женские, спортивные, военные, летние, зимние)

Правильно, а еще в этой стране живут большие и маленькие головные уборы.

Чтобы найти шляпу Незнайки нужно выполнить задания. Первое задание

Игра «Большой-маленький»: панама – панамочка, шляпа-шляпка, платок-платочек, косынка-косыночка, кепка-кепочка, шапка-шапочка.

Игра «Скажи со словом много» (по картинкам)

Мы – волшебники немного

Был один, а станет много.

Шляпа – много шляп.

Игра «4-й лишний» Незнайка решил разложить вещи в шкаф и что-то напутал. Назовите лишний предмет.

Фуражка, тапочки, шлем, шляпа.

Шляпа, кепка, тюбетейка, перчатки.

Юбка, футболка, брюки, колпак

Жёлтая панама, жёлтая шляпа, жёлтая шапка, красная бандана

Физминутка.

"Дети, представьте, что у каждого из вас на голове шляпа, я буду называть команды, а вы выполняйте только те, при которых шляпа с головы не упадёт".

Приседайте (выполняют),

наклонитесь вперёд (не выполняют),

 руки вперёд, вниз, в стороны (выполняют),

повороты вправо, влево (выполняют),

наклоны вправо, влево (не выполняют, круговые движения рук (выполняют).

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками,

Киваем головой, руки поднимаем,

Мы руки опускаем, мы кружимся потом

Мы ногами топаем топ-топ-топ,

Мы руками хлопаем хлоп-хлоп-хлоп.

Отлично!

Логопед: а сейчас ребята немного отдохнем, повторяйте за мной.

Шесть, пять, четыре, три будем шляпы делать мы. (считают пальчики, сгибают и разгибают ладошки)

 Шляпа – лучший друг на свете, знают взрослые и дети.(Сложив руки перед грудью, указательным пальцем качают перед собой)

При ярком солнце выручает, (прикладывают руку к лицу как козырек)

 и быть модным помогает. (руки на пояс и качаются в стороны)

Дети выполняют движение физминутки.

. А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом? Дети: они из разного материала Воспитатель: все верно

Итак отправляемся дальше

Следуещее задание.

Игра «Скажи наоборот»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

У маминой шляпы поля широкие, а у папиной шляпы … узкие.

У девочки шапочка светлая, а у милиционера фуражка … темная.

У Кати берет новый, а у бабушки платок … старый.

У Вити кепка грязная, а у Коли … чистая.

У повара колпак высокий, а у врача колпак … низкий.

Логопед:: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Что из чего?»

У других сказачных героев тоже есть головные уборы и сделаны они из разных материалов.

— У кота Леопольда  шляпа из соломы.

— У кота Леопольда … соломенная шляпа.

— У Маши платок из шелка.

— У Маши … шелковый платок.

— У Кота в Сапогах шляпа из фетра.

— У Кота в Сапогах … фетровая шляпа.

— У попугая Кеши кепка из кожи.

— У попугая Кеши … кожаная кепка.

— У почтальона Печкина шапка-ушанка из меха.

— У почтальона Печкина … меховая шапка-ушанка.

— У художника берет из вельвета.

— У художника … вельветовый берет.

- У Емели шапка из шерсти…

_- У доктора Айболита чепчик из ситца…

Посмотрите,как много в этой стране головных уборов. Давайте их сосчитаем.

Игра "Сосчитайка"

Согласовывать числительные один, три, пять с существительными.

Одна соломенная шляпы.

Одна джинсовая кепка.

Одна вязанная шапка

А Незнайка всё ещё грустный и его друзья решили подарить ему шляпы.

Игра «Подари шляпу»

У каждого из вас свой герой и каждый хочет подарить свою шляпу.

(Образец составления предложения по схеме)

Пилюлькин подарил белую шляпу . и т.д.

Игра «Найди шляпу»

Но Незнайка был очень неаккуратным, разбросал все шляпы.

Давайте их найдём.

Фиолетовая шляпа под кроватью… и т. д.

Молодцы! Все шляпы нашли.

Выставляется картинка Незнайки в синей шляпе.

.Игра «Жадина»

Незнайка решил подарить тоже вам головные уборы и поиграть в игру «Жадина»

Мой колпак, моя косынка…

Подведение итогов:

Мы с вами помогли Незнайке, и я вновь возвращаю вас в детский сад

Заклинание:

Глазами мы моргнём

И в наш детский сад быстро попадём !

Раз, два, три, четыре, пять- мы в саду опять.

Понравилось вам наше путешествие, ребята? Что особенно вам понравилось и запомнилось на нашем занятии? Молодцы! Вы теперь много знаете о головных уборах.

-Все головные уборы нашли своих хозяев. Дело в шляпе. Когда говорят «дело в шляпе», это означает: всё в порядке, все удачно закончилось. Ну, вот и окончилось сказочное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Путешествие в страну головных уборов»

Данное путешествие ознакомит детей с видами головных уборов....

План-конспект открытого занятия «Путешествие в страну «Хореография»

Для педагога очень важно заинтересовать детей,осуществив их знакомство со спецификой хореографического искусства.Способствовать развитию творческого воображения....

План конспект познавательного занятия «Путешествие в страну Знакографию.»

План конспект познавательного занятия«Путешествие в страну Знакографию.» Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное», «познавательное развитие&r...

План-конспект открытого занятия "Путешествие в страну игрушек"

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками.Программные задачи:Образовательные:- Закреплять знания о видах игрушек, о материалах, из которых они изготовле...

Конспект ООД интегрированного вида. Познание на тему: «Путешествие в страну головных уборов». Возрастная группа: дети 5 - 7 лет с задержкой психического развития.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5 -7 лет.Тема: «Путешествие ...

План конспект Музыкального занятия «Путешествие в страну Танцевалкино».

Конспект НОД по музыке «Путешествие в страну Танцевалкино».Цель: повышение уровня коммуникативной культуры.Задачи:- вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками;- формировать пол...