Конспект НОД для детей старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» «Перелетные птицы»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Наталья Максакова

Конспект  для детей старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» «Перелетные птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» «Перелетные птицы»

Цель: обобщить представления о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания детей о строении птиц (названии частей тела);

- Учить детей обобщать и классифицировать (зимующие и перелетные птицы)

- Активизировать активный словарь детей по теме.

- Продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

- Создавать условия для формирования умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

- Формировать умение употреблять в речи приставочные глаголы с предлогами.

- Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы по плану.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Просмотр картинок с изображением птиц, презентации «Перелетные птицы», чтение стихотворений о птицах, рассказов, дидактическая игра: «Птицы: зимующие, кочующие, перелетные», наблюдения, экскурсии в парк.

Материал:

Разрезные карточки с изображением перелетных птиц.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, покрывала, подушки, карандаши для доски, мяч, столы, кровати, стулья (гнездышки).

Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель: Слушайте, ребята, внимательно. Кто назовет правильно цепочку слов, тот и садится на нашу полянку.

Ласточка-аист-грач, скворец-лебедь-журавль, трясогузка-кукушка-ласточка и т.д.

Основная часть

Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем вести свою речь?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А почему их так назвали?

Дети: Эти птицы улетают осенью в теплые края, а весной прилетают.

Воспитатель: Интересно, а почему они все улетают и возвращаются к нам обратно?

Дети: Осенью все насекомые исчезают: улетают в теплые края или прячутся, чтобы уснуть на всю зиму. А весной просыпаются или прилетают.

Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?

Дети: Скворцы, грачи.

Воспитатель: Назовите мне еще знакомых для вас перелетных птиц.

Дети: Грач, трясогузка, жаворонок, кукушка, аист, цапля, скворец и т.д.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Сложи и назови правильно». Ваша задача сложить картинку правильно и правильно назвать птицу.

Воспитатель: Следующая игра, в которую я предлагаю вам поиграть: «Подбирай и называй». Встаньте в круг, я бросаю мяч. Кому брошу, тот называет признак, характерный для данной птицы, показанной на доске.

Грач - …

Дети: черный, небольшой, умный, полезный, крикливый, черноглазый, быстрокрылый.

Воспитатель: Ласточка - …

Дети: Маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая,

чернокрылая, белогрудая.

Воспитатель: Скворец - …

Дети: Небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, звонкоголосый, остроклювый.

Воспитатель: Аист - …

Дети: Большой, белый, сильный, умный, заботливый, черноглазый, чернокрылый, длинноногий.

Воспитатель: Журавль - …

Дети: Большой, серый, длинноногий, остроклювый, красивый.

Воспитатель: Лебедь - …

Дети: Большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий, длинношеий.

Воспитатель: Молодцы. Много слов подобрали. А теперь присядьте на полянку и обратите внимание на доску. На ней мы сыграем в другую игру: «Угощение для птиц». Необходимо накормить голодных птиц (соединить линией птицу с кормом).

Дети подходят по очереди и соединяют линией.

Дети: Скворец – червяк

Журавль – лягушка.

Аист – лягушка.

Лебедь – рыба.

Грач – червяк.

Цапля – лягушка, рыба.

Кукушка – гусеница.

Ласточка – комар.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Накормили всех голодных птиц правильно. Никого не обидели.

А теперь, предлагаю встать и отправиться в парк, на прогулку.(переходят в спальное помещение) Посмотрите, как красиво у нас в парке. Какой тут воздух. Вдохните поглубже и опишите его.

Дети: Свежий, чистый, прохладный, влажный.

Воспитатель: Я вам предлагаю прилечь на полянке (на кровати), кто где хочет и расслабьтесь. Послушайте, как красиво поют птички.

Потихоньку присаживаемся. Я хочу у вас спросить. Какие голоса птиц вам показались знакомыми?

Дети: Голос кукушки, голос соловья, голос грача, голос аиста.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на птичку и скажите, что она сделала.

Дети: Птица вылетела из гнезда.

Вокруг гнезда облетела.

Над гнездом пролетела.

К гнезду подлетела.

Через гнездо перелетела.

Под гнездом пролетела.

В гнездо прилетела.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам вернуться из парка в нашу группу и поиграть в подвижную игру «Голодные птенцы» (физминутка).

До кого дотронусь, тот будет птенцом и садится в гнездо. Остальные будут птицами-родителями. Родители будут летать и искать птенцам корм. Родители, подойдите к своему птенцу.

Родители, ваша задача найти насекомое и принести своему птенцу.

(затем – меняются ролями).

Воспитатель: Спасибо, хорошо справились с заданием родители. Заботливыми оказались.

А теперь, присаживайтесь на полянку и смотрите внимательно на доску. Следующая игра: «Четвертый лишний». Найдите в цепочке лишнюю птичку и обоснуйте свой выбор.

Скворец, сорока, грач, ласточка.

Дети: зимующая птица – сорока.

Воспитатель: Аист, журавль, лебедь, индюк.

Дети: индюк – домашняя птица.

Воспитатель: Ласточка, скворец, аист, кукушка.

Дети: Кукушка – не вьет гнезда.

Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. Смотрю, для вас это было легко.

Ребята, посмотрите на доску внимательно. Наши птички что-то вам хотят сказать.

Ласточка: (озвучка) Ребята, я маленькая птичка. Вы меня встречаете очень редко. Я хочу, чтобы вы составили рассказ обо мне.

Воспитатель: Ребята, давайте, выполним просьбу птички. А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.

Дети: Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.

Воспитатель: Угадайте, какую птичку следующую будем описывать:

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети: Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками. Вьет гнездо на крышах домов и деревьях.

Птицы: Ребята, нам очень понравились ваши рассказы. Мы ждем вас у себя в гостях. Приходите, только не разоряйте наши гнезда и не пугайте нас, не кидайте и не стреляйте. Мы не можем за себя заступиться. Мы слабее вас. До встречи!

Воспитатель: Ребята, ответьте мне на вопрос, а птицы приносят пользу?

Дети: Да. Они поедают вредных насекомых на полях, в садах, огородах, лесах и парках.

Заключительная часть

Воспитатель: Скажите, какое задание для вас было легким?

Какое задание самым трудным?

Что понравилось, что нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод для детей старшей группы по образовательной области "Речевое развитие". Тема "Весна".

Цель нод: расширить представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; активизировать словарь в соответствии с лексической темой "Весна"; совершенствовать умение самостоятельно, выра...

Конспект НОД для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в Цветландию»

Образовательная деятельность направлена на активизацию речи детей через названия предметов, упражнении в подборе слов, противоположных по смыслу....

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы В образовательной области речевое развитие «Домашние животные»

Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах.(чем питаются, где живут, какую пользу приносят) Задачи:Образовательная- Различать по внешним признакам и ст...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы В образовательной области речевое развитие «Что? Где? Когда?»

Цель: развитие логического мышления, познавательной активности, долговременной памяти, связной речи. Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей играть в интеллектуальные игры, соблюдать прав...

«Ознакомление со звуком [Ч]». Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)

Конспект занятия для детей средней группыпо образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуком [Ч]» Цель: познаком...