«Речевое развитие дошкольников с помощью технологии ТРИЗ»
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дегтярева Галина Михайловна

ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества.
Актуальность заключается в том, что элементы ТРИЗ позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ» Подготовили воспитатели: Г. М. Дегтярева, И. В. Разливаева г. Волгодонск, 2023 г. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Волгодонска

Слайд 2

ТРИЗ — ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ Автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. (15.10.1926 - 24.09.1998) Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.

Слайд 3

ТРИЗ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ – СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО И ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕСТАНДАРТНО. ТРИЗ РАСПОЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫМИ ПРИЁМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА . АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ ПОЗВОЛЯЮТ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРОБЛЕМНЫМ МЕТОДОМ. В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая .

Слайд 4

Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?

Слайд 5

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Слайд 6

СОГЛАСНО ТЕОРИИ ТРИЗ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫЕ ЛИЧНОСТИ СОСТАВЛЯЮТ - ДЕТИ В 5 – ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ДАЮТ ДО 90% ОРИГИНАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, А В 7 –ЛЕТНЕМ – 20% , А ВЗРОСЛЫЕ – ЛИШЬ 2%.

Слайд 7

УЧИМСЯ ЗАГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные. Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок. Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым, Какой? Что такое же? Котёнок - сонный - девочка - пушистый - тигр - тёплый - одеяло Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать: Сонный, но не девочка, Пушистый, но не тигр Тёплый, но не одеяло.

Слайд 8

Обучение детей творческому рассказыванию по картине. При рассматривании картины используются следующие методические приемы: Игровая мотивация «Волшебная картина» Игра «Подзорная труба» Игра «Фотографирование» Игра «Вхождение в картину» Игра «Живые картинки» Игра «Превращение в объект на картине»

Слайд 9

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ МЕТОДИКА «КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ» В гости приходит волшебник «Дели – давай» первым шагом мы называем шаг «дели», то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали. шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь. Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины: Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите. - Что слышат наши уши? (мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.) - Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д. - Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали? (запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.) - А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.

Слайд 10

Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности. Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом. Следующий шаг - разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети. - Представьте себе, что вы –это девочка, которая собирает грибы. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг? Можно предложить составить рассказ от лица белки, которая выглядывает из дупла, рассказать ,что видит и чувствует она. После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ. Конечно, не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.

Слайд 11

Метод «Эмпатия». Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой. Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Опиши и изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю. Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет). Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно).

Слайд 12

ИГРА «Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВО» Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВО…(ЦЕПОЧКА СЛОВ, НАПРИМЕР, СЛАДКИЙ-ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЛАДКИМ?-САХАР; САХАР КАКОЙ?-БЕЛЫЙ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ БЕЛЫМ?-СНЕГ И Т. Д. ИГРА «УГАДАЙ НА ОЩУПЬ, ОПИСАВ ПРЕДМЕТ» РЕБЕНОК НА ОЩУПЬ ОПИСЫВАЕТ ПРЕДМЕТ И ПЫТАЕТСЯ ЕГО ОТГАДАТЬ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ РЕБЯТАМИ, НАЗВАВ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЕГО ПРИЗНАКОВ.

Слайд 13

Друдлы « doodle » – каракули, недорисованный рисунок, геометрические фигуру и т.д. Что дает ребенку? – развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей; – развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»; – развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?».

Слайд 14

Кубики Блума. Один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума» . Данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, Методика использования «Кубика Блума» . 1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано : • Назови. • Почему. • Объясни. • Предложи. • Придумай. • Поделись. 2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. 3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет : какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Слайд 15

ИГРА «ТЕРЕМОК» КАЖДОМУ ИГРОКУ РАЗДАЮТСЯ КАРТОЧКИ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ПО ОДНОЙ КАРТОЧКЕ НА КАЖДОГО УЧАСТНИКА. ОДИН ИГРОК НАЗНАЧАЕТСЯ ХОЗЯИНА УСЛОВНОГО ТЕРЕМКА, А ДРУГИЕ ПОДХОДЯТ К ТЕРЕМКУ И ПРОСЯТСЯ К НЕМУ В ДОМИК (НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ) –ТУК, ТУК, ТУК, КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ? -Я, ГИТАРА. А ТЫ КТО? -А Я – УДОЧКА. ПУСТИТЕ МЕНЯ В ТЕРЕМОК! -ЕСЛИ СКАЖЕШЬ, ЧЕМ ТЫ НА МЕНЯ ПОХОЖ, ТО ПУЩУ… И Т.Д.

Слайд 16

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?». Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?» Можно играть в игры «Да-нетка», «Черное-белое» или «Хорошо-плохо», «Чем был-чем стал?», «На что похоже?» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ"

Цель: Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие ра...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Консультация для родителей "Развитие ребёнка с помощью технологии ТРИЗ"

В консультации представлена информация о технологии ТРИЗ в играх, используемых для совместной деятельности с детьми....

Речевое развитие дошкольников с помощью мнемотехники

Материал содержит мнемотаблицы, мнемодорожки для речевого развития дошкольников...

Отчет по самообразованию на тему"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий"

Отчет по самообразованию на тему"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных рахвивающих технологий"Цель работы:повышение своего теоретического уровня и профессиональ...

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»...

Консультация для родителей "«Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ-технологии»

Консультация для родителей содержит обоснование использования дидактических игр для развития речи детей старшего возраста с использованием ТРИЗ-технологии, а также описание этих игр.  Каждая игра...