Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи

Дё Светлана Васильевна

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует активизации познавательной деятельности детей, созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами),повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  технологии ТРИЗ в речевом развитии ребенка

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление не литературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

  При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Речь у педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

 Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

 Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

 Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

 Основными задачами ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

— активизации познавательной деятельности детей;

— созданию мотивационных установок на проявление творчества;

— созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

 Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально нет правильных ответов, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок, — использует так, как хочет.

На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Игры по развитию речи с использованием ТРИЗ

"Бином фантазии"

цель:  активизировать словарный запас.

в одном  мешочке картинки с предметами, в другом-  с животными.  достать игрушки из разных мешочков  и

1. составить сочетания слов с различными предлогами

2. составить предложения с этими словами

"Исчезновения"

цель: учить детей выдвигать гипотезы, рассуждать.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть последствия

различных исчезновений: (что произойдет, если исчезнут  все

деревья (дома, книги, магазины, комары, одежда и др.)?

Можно выстраивать цепочки, показывающие последовательность разворачивания событий.  

"Рассказ по картинке"

цель:  активизировать словарный запас путем составления предложений

- назвать все объекты

- из каких частей  они состоят

- что делает каждый объект

- использование различных органов чувств: если бы вы оказались в картине, что бы вы услышали? какие запахи почувствовали? что бы ощутили на ощупь?

"Увеличивание  предложения"

из короткого предложения (собака бежала, девочка играла, цветок растет...) составить распространенное предложение . Кто длиннее?

"Составь предложение" два существительных Девочка + дом, затем отдаленные дом +ракета,

"Раскраска" или "Раскрась предложение"

цель: активизировать словарный запас, обучать навыкам сравнения, использовать слова - признаки

"Знакомство" Умение задавать вопросы.

"Почемучка" вопросы , которые начинаются со слова почему на заданную тему (птицы) , о том, что находится на столе, в группе...

"Вопросы" (что, где, когда?) желательно задать тему и предметы, объекты дети должны видеть, а не представлять мысленно. (часы)

"Загадки"

Какой?

Кто такой же?

ежик

круглый

колобок, клубок

колючий

елка,

серый

мышка

"Метод Джанни Родари"

цель : развивать фантазию, речь.

- "А что потом?" придумать продолжение сказки, другой конец сказки

- изменить сюжет сказки

- перевернуть наизнанку (волк - добрый, К.Ш. - злая)

- придумать нового героя (ввести его в сказку)

- сказочное ассорти (объединить несколько сказок)

Используемая литература:

1 Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001.

2. Белоусова Л.Е. «Удивительные истории». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста;

3. Большева Т.В.; «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники

4. Дьяченко О.М.,  Веракса Н.Е.; «Чего на свете не бывает?»

5 Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ТРИЗ в речевом развитии ребенка

Слайд 2

Проблематика Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление не литературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 3

Актуальность Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов . Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Слайд 4

Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Слайд 5

Задача педагогов Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Слайд 6

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач . ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основными задачами ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Слайд 7

Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: — активизации познавательной деятельности детей; — созданию мотивационных установок на проявление творчества; — созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Слайд 8

"Бином фантазии" цель: активизировать словарный запас. в одном мешочке картинки с предметами, в другом- с животными. достать игрушки из разных мешочков и 1. составить сочетания слов с различными предлогами 2. составить предложения с этими словами

Слайд 9

"Исчезновения" цель: учить детей выдвигать гипотезы, рассуждать. Воспитатель предлагает детям рассмотреть последствия различных исчезновений: (что произойдет, если исчезнут все деревья (дома, книги, магазины, комары, одежда и др.)? Можно выстраивать цепочки, показывающие последовательность разворачивания событий.

Слайд 10

"Рассказ по картинке" цель: активизировать словарный запас путем составления предложений - назвать все объекты - из каких частей они состоят - что делает каждый объект - использование различных органов чувств: если бы вы оказались в картине, что бы вы услышали? какие запахи почувствовали? что бы ощутили на ощупь?

Слайд 11

" Увеличивание предложения" Цель: учить составлять распространенные предложения из короткого предложения (собака бежит, девочка играет, цветок растет...) составить распространенное предложение . Кто длиннее?

Слайд 12

«Составь предложение" Цель: учить детей составлять предложения два существительных Девочка + дом, затем отдаленные дом +ракета, составление предложений с помощью схем.

Слайд 13

"Раскраска" или "Раскрась предложение" Цель : активизировать словарный запас, обучать навыкам сравнения, использовать слова - признаки На основе картинки можно играть

Слайд 14

"Знакомство" Цель: развивать умение задавать вопросы познавательного содержания "Почемучка" вопросы , которые начинаются со слова почему на заданную тему (птицы) , о том, что находится на столе, в группе... "Вопросы" (что, где, когда?) желательно задать тему и предметы, объекты дети должны видеть, а не представлять мысленно.

Слайд 15

"Загадки" Цель: учить детей составлять загадки на основе признаков предмета, действия , функции. Какой? Кто такой же? ежик круглый колобок, клубок колючий елка, серый мышка

Слайд 16

"Метод Джанни Родари " цель : развивать фантазию, речь. - "А что потом?" придумать продолжение сказки, другой конец сказки - изменить сюжет сказки - перевернуть наизнанку (волк - добрый, К.Ш. - злая) - придумать нового героя (ввести его в сказку) - сказочное ассорти (объединить несколько сказок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

Использование технологии ТРИЗ- в речевом развитии дошкольников 5 года жизни

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия - все это формируется у р...

Использование элементов технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников и младших школьников.

Это методика формирования у дошкольников классификационных навыков , методика «Объект – имя признака – значение признака» , типовые приёмы фантазирования (далее - ТПФ). Система...