Готовимся к школе - советы ЛОГОПЕДА
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Спицына Людмила Александровна

В данной методической разработке предлагаются задания для родителей детей подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_shkole_-_sovety_logopeda.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

ЗАДАНИЕ  № 1.  Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;
  • рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;
  • задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? В портфель?

ЗАДАНИЕ № 2.  Отгадать загадки и выучить по выбору:

  • Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель.)
  • Черный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом пройдет  - там заметку кладет. (Карандаш.)
  • То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! Можешь и нарисовать. Что такое я?  ( Тетрадь.)

ЗАДАНИЕ № 3.  Игра «Подбери признак»: портфель (какой?) – кожаный, вместительный, яркий, большой … .

ЗАДАНИЕ № 4. Игра  «Исправь ошибку»:

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки.Я рисую в альбом.

ЗАДАНИЕ № 5. Объяснить ребенку пословицы:

Ученье свет, неученье – тьма.  Ученье – путь к уменью.

ЗАДАНИЕ № 6.Игра « Собери портфель в школу»

(назвать школьные принадлнжности).

ЗАДАНИЕ № 7. Игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, учебник, велосипед.

Портфель, тетрадь, пенал, скакалка.

СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА.

РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

ЗАДАНИЕ №1.

   На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку надо на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.

ЗАДАНИЕ№2.

    Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Ребенок называет, что он услышал.

ЗАДАНИЕ№3.

    Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет её, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем.

ЗАДАНИЕ №4.

  В одинаковые капсулы из под шоколадных яиц помещаются сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахари др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта при встряхивании капсулы. Потом, по очереди встряхивая капсулы, взрослый просит ребенка отгадать, что в капсуле.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

ЗАДАНИЕ№1.

   

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаил Иванович(низкий голос), Настасья Петровна(голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

  • Кто сидел на моем стуле?
  • Кто ел из моей чашки?
  • Кто спал в моей постели?

Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

ЗАДАНИЕ№2.

   

  Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки различными по силе голосом (громко, тихо).

    Кричат дети :АУ (громко), АУ (тихо).  Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).  Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квкают лягушки, каркает ворона ,блеет овечка и т. п.

ЗАДАНИЕ№3.

 

 Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

 А – плачет, кричит девочка; показывают горло врачу;  поет певица; качаем малыша; девочка укололась иголкой.

О – удивилась мама; стонет бабушка; потягивается папа; кричит охотник в лесу.

У – гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Готовимся к школе.

ЗАДАНИЕ№1.

   Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале

 по 2, затем по 3 в названном порядке:

       мак-бак-так              моток-каток-поток

      ток-тук-так             батон-бутон-бетон

     бык-бак-бок               будка-дудка-утка

    дам-дом-дым             нитка-ватка-ветка

   ком-дом-гном            тыква-буква-будка

ЗАДАНИЕ№2.

  Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

                    Канава-канава-како-канава

                   Ком-ком-кот-ком

                  Утенок-утенок-утенок-котенок

                 Будка-буква-будка-будка

                Винт-винт-бинт-винт

               Минута-монета-минута-минута.

ЗАДАНИЕ№3.

  Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

                   

                          Мак-бак-так-банан

                         Сок-ком-индюк-дом

                        Лимон-вагон-кот-бутон

                       Мак-бак-веник-рак

                      Совок-гном-венок-каток

                     Пятка-ватка-лимон-кадка

                    Ветка-диван-клетка-сетка

                   Каток-дом-моток-поток

                                       Советы логопеда

Готовимся к школе.

«СКАЖИ  НАОБОРОТ»

     Взрослый бросает ребенку мяч, называя какое-либо слово. Ребенок ловит мяч и, придумав слово-антоним, бросает мяч обратно, называя свое «слово наоборот».

Существительные: смех -…, лето -…, день -… и т.п.

Глаголы:  пришел -…, нырнул -…, влетел - …и т.п.

Прилагательные:  широкий - …, маленький - …, богатый..

Наречия:  далеко -…, высоко - …, глубоко - …и т.п.

«ОБЩИЕ СЛОВА»

Эти  слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для  развития мышления.  Задания могут быть двух видов:

  1. Назови фрукты…,рыб…, мебель…, птиц.
  2. Назови одним словом:

Туфли, ботинки, сапоги, - это…

     Молоток, пила, топор – это…

            Сосна, береза, клен – это…

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

                         Учим подбирать слова-действия:

- «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниет..);

-  «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает…); -  «Что делают врач, шофер?..»

«ОДИН – МНОГО»

      Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово, а ребенок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол – столы, стул – стулья, пень – пни, дом – дома.

Советы логопеда

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
  4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточность и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопиться высказать свои мысли  или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к школе (советы логопеда)

6-7 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.•   правильно пр...

Готовность ребенка к школе. Советы логопеда.

Готов ли ваш ребенок к школе. Советы логопеда...

Как готовить детей к школе? Советы логопеда

Поступление в школу — необычайно важный, может быть, самый важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговремен...

В какие игры играть перед школой?Советы логопеда.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16693208","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","width":"160"}}]]...

Готовимся к школе: советы психолога родителям будущих первоклассников.

Статья содержит советы психолога для родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе....

Готовимся к школе: советы психолога родителям будущих первоклассников.

Статья содержит советы педагога -психолога ДОУ для родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе....

Готовим ребёнка к школе. Советы логопеда

Это советы, что необходимо сделать, чтобы подготовить ребенка к школе....