Картотека
картотека по развитию речи

Юрченко Ирина Владимировна

Картотека дидактических игр по речевому развитию по средствам мнемотехники

Скачать:


Предварительный просмотр:


Картотека дидактических игр по речевому развитию по средствам мнемотехники

https://i.pinimg.com/originals/ba/49/43/ba49433201b22e17ac12602fe267feea.png

Задание 1.«Опиши предмет»

Цель: формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.

Игровые правила: правильно подбирать мнемоквадраты к описанию игрушки. Безошибочно показывать картинки. При правильном выборе дети хлопают в ладоши, если ошибка- грозят пальчиком.

Игровые действия: подобрать игрушку и мнемоквадраты, соответствующие и несоответствующие её описанию.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят необходимую мнемокартинку и называют (описывают), что на ней изображено. Далее кто-то один из детей может сам или с помощью воспитателя описать игрушку с помощью мнемокартинок. В знак одобрения дети хлопают в ладоши.

Задание 2. «Угадай, что нарисовано»

Цель: развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.

Игровое правило: угадывает тот, кого назовет воспитатель.

Игровые действия: называть признаки предмета по мнемоквадратам.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает признаки предмета на мнемокартинках. Обращает внимание на форму, цвет, для чего нужен предмет на мнемоквадратах.

Задание 3. «Что изменилось?»

Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.

Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость).

Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов.

Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель убирает одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.

Задание 4. «Волшебные зонтики»

Цель: формирование умения правильно находить сравнивать и различать разноцветные узоры; развитие внимания, восприятия цвета, зрительной памяти.

Игровое правило: тот, кто соберет, больше всех пар мнемокартинок, станет победителем.

Игровое действие: найти пару мнемокартинке по схожим признакам.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель предлагает детям найти подходящую пару мнемокартинке (зонтику) по схожим узорам.

Правила игры содержат 3 варианта: «Волшебные зонтики», «Поединок», «Ловкач».

Задание 5. «Найди лишнюю картинку»

Цель: учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке (тема по выбору воспитателя)

Игровое правило: стараться не ошибаться в выборе мнемокартинок.

Игровые действия: поиск лишних мнемокартинок.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает детям мнемодорожку, состоящую из 3-4 мнемокартинок, в содержании которой имеется лишняя, неподходящая под описание предмета. Ребенок пытается ее найти и ответить почему он её выбрал. Далее рассказывает о предмете по мнемодорожке.

Задание 6. «Назови, что покажу»

Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развитие зрительной памяти, мышления, связной речи.

Игровые правила: называть только то, что ребенок видит на мнемокартинке.

Игровые действия: объединять мнемокартинки по схожим признакам.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.

Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.

 А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды). Что это?

Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом. Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

Покажи носик у чайника.

Покажи крышку.

Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.) и т. п.

Задание 7. «Живой мир»

Цель: закрепить знания о диких и домашних животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных.

Игровые правила:  кто быстрее всех сможет правильно разложить мнемокарточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки.

Игровое действие: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.

Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.  

Ребята, попробуем их описать.

Предлагает описать животное по мнемотаблице.

Задание 8. «Лото»

Цель: формирование умения объединять предметы по их месту произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах с помощью мнемокарточек и мнемодорожек; развивать речь детей.

Игровое правило: Закрывать клетки мнемодорожки теми мнекартинками, которые соответсвуют содержанию.

Игровые действия: находить мнемокартинки и закрывать мнемодорожку.

Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемодорожки, на которых изображены огород, сад, цветник и мнемокартинки с изображением овощей, фруктов, цветов. Воспитатель задает вопросы, о том, что у них в руках. Затем предлагает закрыть все соответствующие клеточки мнемодорожек.

Задание 9. «Чего не стало?»

Цель: формирование умения правильно называть предмет, называть его характерные признаки по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память, речь

Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет воспитатель (сказочный персонаж).

Игровое действие: отгадывание того, чего не стало.

Ход игры:  воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 мнемокартинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из мнемокартинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»

Задание 10. «Веселые картинки»

Цель: формирование умения заполнять мнемотаблицы подходящими мнемоквадратами, развитие зрительной памяти.

Игровое правило: кто скорее и правильно выполнит, тот и выигрывает.

Игровое действие: заполнить все поля своих мнемотаблиц.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Например:

«Сложи всю одежду в шкаф»

«Поставь обувь на полочку»

«Повесь головные уборы на вешалку»

«Расставь посуду на столе»

«Помести мебель в комнату»

«Расположи машины на дороге»

«Положи фрукты в корзину»

«Посади овощи на грядку»

«Посади птиц на деревья»

Задание 11.  «Какая сказка спряталась?»

Цель: формирование умения рассказывать  сказку с опорой на мнемотаблицу.

Игровое правило: не перебивать рассказывающего по мнемотаблице.

Игровое действие: рассказ с опорой на мнемотаблицу

Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.

Вариант№2.

Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку.

Задание 12.  «Назови, что покажу»

Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развитие зрительной памяти, мышления, связной речи.

Игровые правила: называть только то, что ребенок видит на мнемокартинке.

Игровые действия: объединять мнемокартинки по схожим признакам.

Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.

Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.

А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

Что это?

Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом (по выбору воспитателя)

 

Задание 13.  «Магазин»

Цель: формировать умение классифицировать и обобщать предметы, распределяя их по группам; развивать логическое мышление, связную речь детей.

Игровое правило: не ошибаться в выборе.

Игровое действие: поиск мнемокартинок, складывание мнемодорожек.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть мнемокартинки на разные темы, проводит беседу, с целью описания каждой мнемокартинки и что их объединяет и различает по характерным признакам. Далее дети сами составляют мнемодорожки из мнемокартинок по общим признакам. Например, магазин «Музыкальные инструменты» (гитара, барабан, бубен, пианино) и так далее.

Задание 14.  «Мемо-игра»

(темы: «Техника», «Автомобили», «Подводный мир», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д.)

Цель: формирование умения находить одинаковые мнемокартинки.

Игровое правило: собрать большее количество карточек.

Игровое действие: найти одинаковые пары мнемокартинок.

Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки. Дети их рассматривают, задают вопросы. Мнемокарточки переворачиваются лицевой стороной вниз и перемешиваются. Дети по очереди открывают по две карточки. Если мнемокартинки совпали, ребенок забирает их себе. Если пары разные, то карточки возвращаются обратно, а игру продолжает следующий игрок.

Задание 15.  «Положи в корзинку»

Цель: формирование умения сравнивать предметы (мнемокартинки); развитие зрительной памяти, речи.

Игровые правила: показывать и называть только одинаковую мнемокартинку.

Игровое действие: поиск нужных картинок.

Ход игры:  у воспитателя набор мнемокартинок. На них изображены предметы. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки. Затем раздает всем по картинке. Ребенку необходимо найти такую же на столе.

Задание 16.  «Когда это бывает»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость,выдержку.

Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.

Игровые действия: отгадывание картинок.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки «Времена года» и просит не показывать друг другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по мнемотаблице.

Задание 17.  «Времена года»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание.

Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.

Игровые действия: отгадывание картинок.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки  и просит не показывать друг другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по мнемотаблице.

Задание 18.   «Опиши животное»

Цель: закрепить знания о животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.

Игровые правила:  правильно составить связной  рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Игровое действие: каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.

Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.  

Ребята, попробуем их описать.

Предлагает описать животное по мнемотаблице.

Задание 19.  «Кто что любит есть?»

Цель: формирование умения образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.

Игровые правила: показывать и находить только правильную мнемокартинку.

Игровое действие: поиск нужных мнемокартинок. 

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокатинку с изображением домашнего животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что любит?».

Например:

Кошка любит пить. (Молоко).

Коза любит есть. (Траву).

Задание 20.  «Чьи детки»

Цель:  закреплять знания о  домашних животных и их детенышах; формировать умение соотносить изображение детенышей на мнемокартинке   с изображение большого животного на мнемотаблице.

Игровое правило: правильно назвать детеныша.

Игровое действие: найти детеныша, поставить рядом со взрослым животным.

Ход игры: воспитатель подготавливает мнемокартинки с изображением детенышей и мнемотаблицы со взрослыми животными. Дети должны к мнемотаблицам  со взрослыми животными подобрать мнемокартинки с их детенышами. Дети произносят характерные звуки для каждого детеныша

Задание 21.  «У кого что?»

Цель: учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.

Игровое правило: правильно подбирать мнемокартинки.

Игровые действия: найти мнемокартинку.

Ход игры:

Педагог просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.

Например:

У кого рога и вымя?. (У коровы)

У кого длинные усы и острые когти?. (У кошки)

У кого копыта и грива?. (У лошади)

Задание 22.  «Кто где находится?»

Цель: учить различать предлоги «на», «под», «около» с помощью мнемокартинок, кодирующих изображение домашних птиц и их местонахождение.

Игровое правило: показывать и называть только подходящую мнемокартинку.

Игровое действие: поиск нужных мнемокарточек.

Ход игры:

Педагог предлагает посмотреть на мнемокартинки и сказать, куда спряталась каждая из домашних птиц.

Например:

Утка спряталась под куст.

Петух сидит на заборе.

Гусь стоит около дома.

Задание 23.  «Что лишнее»

Цель:  формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.

Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость).

Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов, что лишнее.

Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель добавляет одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось, что лишнее. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.

Задание 24.  «Когда это бывает?»

Цель: формировать знания о частях суток: день, ночь, их характерных признаках; развитие связной речи, умения составлять небольшой рассказ по мнемотаблице.

Игровое правило: рассказывает тот, кого назовет Буратино.

Игровое действие: описание частей суток.

Ход игры: Показ мнемокартинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Задает вопросы:

Когда мы играем?

Когда мы кушаем?

Что мы делаем ночью? Воспитатель просит подобрать для каждой мнемотаблицы «День», «Ночь» подходящие к описанию мнемокартинки и рассказать уже по готовой мнемотаблице небольшой описательный рассказ.

Задание 25.  «Кто что ест?»

Цель: учить детей соотносить мнемокартинки с объектами и предметами. Закреплять словарь по теме.

Игровое правило: показывать и называть только подходящую мнемокартинку.

Игровое действие: поиск нужных мнемокарточек.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокартинки с изображением дикого животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что ест?».

Например:

Заяц ест траву.

Медведь ест мед.

Дети находят соответствующие мнемокартинки с изображением продуктов питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...