Составление рассказов – описаний на занятиях по развитию речи с детьми с ОНР
методическая разработка по развитию речи

Тукиш Татьяна Федоровна

Описательный рассказ- это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе, если он составлен умело и грамотно присутствуют много определений, обстоятельств, элементов образности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_opisanie_2.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказов – описаний на занятиях по развитию речи с детьми  с ОНР

Если дети с общим недоразвитием речи (ОНР) умеют составлять описательные рассказы - это прекрасно.  Более того, это – очень важный аспект их развития. Многолетний опыт работы с детьми с ОНР показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Схемы заметно упрощают задачи, делают высказывания ребенка четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.

Очень эффективным является также следующий алгоритм работы над составлением рассказов. Рассмотрим его на примере составления рассказа- описания помидора в рамках лексической темы «Овощи».

Как обычно, идет подготовительная работа: дети подбирают и наклеивают картинки, рисуют овощи и в том числе, помидор. Далее провожу беседу по картинке, либо используем настоящий овощ:

  1. Какой овощ изображен на картинке?
  2. Какой формы этот овощ?
  3. Какой размер,цвет, вкус, помидора?
  4. Есть ли запах у этого овоща?

После беседы, предлагаю детям пофантазировать о том, что они представляют, когда слышат слово «помидор».

Вспоминаем и то, каким словом можно заменить слово «помидор».

Подбираем как можно больше прилагательных к словам «помидор», «вкус», «запах».

Играем в игру «Составь предложение из слов»

- имеет, форму, помидор, круглую.

-кисло-сладкий,у, вкус, него.

-из, люблю, помидоров, салат, я.

Предлагаю детям придумать заголовок для рассказа. Из всех предложений, выбираем наиболее удачные: «Аппетитный овощ», «Помидор», «Мой любимый овощ» и т.д.

Далее дети продумывают, в каком порядке они будут описывать овощ. В старшей группе можно использовать схему, в подготовительной –план (цвет, величина, форма, запах, вкус).

Вспоминаем опорные слова, которые пригодятся нам для рассказа: овощ, гладкий, ярко-красного цвета, круглый, ароматный запах, сочный, кисло-сладкий вкус, овощной салат с помидорами.

В итоге такой работы получается рассказ:

Аппетитный  овощ

Этот овощ – помидор. У него есть еще одно название- томат. Помидор гладкий, ярко-красного цвета. Он небольшой и круглый. У этого овоща ароматный запах.Он сочный, кисло-сладкий на вкус.

Помидоры чаще всего едят сырыми. Я, например, люблю овощной салат с помидорами. Из него также готовят томат и варят томатный сок. Помидор очень полезный овощ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».

Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Задачи: Обучающие: Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «Одежда»; учить поль...

Презентация занятия по развитию речи по теме "Составление рассказа-описания о лисе"

Направление: дошкольное.Образовательная область: Речевое развитие.Тема занятия: «Составление рассказа-описания «Лиса».Характеристика группы: дети 5-6 лет, с общей наполняемостью 17 ч...

"Зима" Составление рассказа пь картине.Занятие по развитию связной речи

Цели: 1. Формирование  представлений детей об описании и его структурных элементах. 2. Развивать навыки словообразования. 3. Систематизировать знания детей о зиме и  зимних явлениях...