Конспект по развитию речи "Зимушка зима"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Барулина Елена Сергеевна

речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Зимушка-зима».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить представление о зиме, зимних явлениях, зимних забавах, приспособление животных к зиме; формировать умения согласовывать существительные с прилагательными; формировать умение отвечать на вопросы, строить высказывания.

Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую речь; Развивать память, мышление, связную речь, проговаривать четко, громко, развитие речевого дыхания, силы голоса, развитие общей моторики.

Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе, взаимовыручку, отзывчивость.

Предварительная работа

Чтение произведений о зиме: И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы»; репродукций художников с изображением зимней природы- И. И. Шишкин «Зима», наблюдение во время прогулок «Какой снег», изменения в природе с приходом зимы; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период, о жизни животных зимой; малоподвижные игры: «Снежинки», дидактические игры «Что лишнее».

Методы

Словесные:

вопросы проблемного характера: «Что же нам делать? «А как вы думаете?», «Как мы можем помочь?»; беседа о зимних забавах.

Интерактивная технология «Рафт»

Практические:  Сюрпризный момент – Игрушка Ох;

Дидактическая игра: «Собери из частей целое»

Опыт «Вьюга в банке» – с элементом дыхательных упражнений

Физкультминутка «Скачут зайцы»

Продуктивная деятельность «Варежка»

Организационный момент.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

           К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки! – Здравствуйте, гости.

Дети сели.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об одном времени года , а о каком – отгадайте сами.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает? (зимой)

Догадались ребята? Конечно, мы будем говорить о зиме. Сегодня 2 декабря – второй день зимы.

Сюрпризный момент.

 Раздаются охи

Воспитатель: Ребята вы слышите? Кто это охает?

Появляется игрушка Ох. Говорит грустным голосом

Ох: Наступила зима

Снегом замела дома

Мерзнут руки, не пойму-

Кто придумал Зимушку?

Воспитатель: Кто ты? Как тебя зовут?

Ох: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ох. О-хо-хонюшки. Я очень расстроен, что наступила зима. Это самое холодное, скучное и некрасивое время года. О-хо-хонюшки. И чем она только всем нравится?

Воспитатель: Что-то мне совсем не нравится настроение Оха?

Максим, как ты думаешь, почему он такой расстроенный?

Максим: Он не рад, что наступила зима, холод. Не нравится ему зима и др.

Воспитатель: Ребята, а что же делать, как нам развеселить Оха?

Дети: ответы детей

Воспитатель: да правильно, мы можем рассказать Оху о том, что зима чудесное время года. Попробуем, может нам удастся поднять Оху настроение.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится зима? (да)

А расскажите Оху, почему вам нравится зима?

Дети: (ответы детей)

Словесная игра «Скажи какой, какая»

Воспитатель: Ребята, Ох сказал, что зима это некрасивое время года. А как вы думаете, зима – это красивое время года?

Дети: Да.

Воспитатель: А какими еще словами можно описать зиму? Какая она?

Ребята только мы не будем кричать хором. Я вам буду кидать снежный ком, у кого он будет - тот и будет отвечать.

Дети встают около своих стульчиков.

Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам.

Воспитатель: Зима какая?

Дети: холодная, снежная, морозная, теплая, белоснежная, веселая, волшебная, красивая, пушистая, ветреная.

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Белый, пушистый, блестящий, холодный, твердый, мягкий, хрустящий, сыпучий, рыхлый, скрипучий, липкий, чистый, красивый.

Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму.

Дети садятся на стульчики.

Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь спросим у Оха, удалось ли нам поднять ему настроение? Милый Ох, дети рассказали тебе чем им нравиться зима, какие чудеса происходят зимой, описали зимушку красивыми словами. Удалось ли им поднять тебе настроение?

Ох: Чудеса, это конечно хорошо, но все равно зима – это грустно. Один снег кругом лежит, и поиграть не во что, скучно (плачет).

Воспитатель: Ребята, разве зимой скучно? Не во что поиграть?

Дети: дети называют зимние забавы (игры).

Воспитатель: Правильно ребята, зимой много интересных игр, забав. Помните мы с вами рассматривали картинки «Зимние игры и забавы»? А вы хотите эти картинки показать Оху?

Дети подходят к столу.

Дидактическая игра: «Собери из частей целое»

Воспитатель: Ребята посмотрите, у меня на столе разрезные картинки. Возьмите по одной части от картинки. Посмотрите, чем они отличаются

и объединитесь по цвету. У кого картинка красная с обратной стороны пройдите к мольберту с красным кругом, у кого картинка зеленого цвета, пройдите к мольберту с зеленым кругом.

Дети подходят к столам. Работа по подгруппам.

Воспитатель:  Ребята, у вас получилось собрать картинки?

Замечательно. А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось, и расскажем Оху.

Педагог подходит к первому мольберту

– Ребята, что у вас получилось, расскажите, что делают дети на вашей картинке?

Дети: На нашей картинке дети катаются на лыжах.

(педагог выводит картинку на экран).

Воспитатель: А скажите, где можно кататься на лыжах? (с горки, на лыжне, в лесу и тд).

Правильно, молодцы ребята. Как назовем вашу зимнюю забаву?

Дети: Катание на лыжах.

Аналогично беседа по картинке: игра в хоккей.

Воспитатель: Арина, какая у тебя любимая зимняя забава?

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы старались, собрали все картинки, предлагаю немного размяться.

Физкультминутка.

Дети все ко мне вставайте,

Физкультминутку начинайте.

Воспитатель: молодцы, размялись немного.

Дети садятся.

Ох, у нас получилось убедить тебя, что зима очень веселое время года?

Ох: Да ребята, оказывается зимних игр очень много, спасибо Вам, что рассказали о них. Мне уже не терпится пойти на улицу и поиграть. Только вот я слушал прогноз погоды, там сказали, что будет вьюга. Оставаться дома! А что это такое вьюга?

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое вьюга?

Зимой бывает разная погода, если светит солнце, то что мы можем сказать о погоде, какая она? (солнечная). Если идет снег, то погода? (снежная).

Но бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и кружит его в воздухе. Все кругом становиться белым бело, ничего вокруг не видно. Такое природное явление называется вьюга. Ребята, вы видели  когда- нибудь вьюгу? А как вы думаете, можно ли в такую погоду выходить гулять?

Ребята, а вы хотели бы побывать волшебниками и сделать свою вьюгу?

Дети: Да.

Воспитатель: Подходим к столу.

Опыт: «Вьюга в стакане» (стакан с пенопластом, трубочки)

Посмотрите, снег лежит спокойно, что нужно сделать, что бы снег закружился в воздухе?

Дети: нужен ветер

Воспитатель: а где мы можем его взять, сами можем изобразить ветер? Покажите как?

Правильно молодцы, вдыхаем глубоко носиком и выдыхаем. Выдыхать воздух мы будем в трубочку.

3-4 ребенка проводят опыт.

Замечательно, какая красивая вьюга у вас получилась ребята.

Ох: Ребята, как здорово у вас получилось. Я теперь знаю, что такое вьюга, посижу пока дома в окошко на нее посмотрю, а как только она закончится сразу же побегу на улицу гулять. Только знаете ребята, я сейчас вспомнил о своих лесных зверях, медведе, зайчики и лисичке, мне их так жалко (плачет, им наверное холодно в лесу, и есть нечего, все снегом завалило (плачет).

Воспитатель: Ну что ты Ох, звери в зимнем лесу приспосабливаются к зиме. Правда дети? (да). Ребята, а вы знаете, как звери подготовились к зиме? Расскажите Оху?

Интерактивная технология «Рафт»

(маски животных: заяц, лиса, медведь)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам от имени животного рассказать о себе. Представьте что вы лисичка, заяц или медведь. Что вы можете рассказать о себе, как вы приспосабливаетесь к зиме, чем питаетесь в зимнем лесу? Холодно ли вам там?

Ребенок выбирает себе роль, одевает маску.

Примерный рассказ ребенка.

«Я медведь. Я зимой впадаю в спячку и сплю всю зиму. Перед тем как лечь в спячку, я сооружаю себе берлогу, строю ее из веток, хожу по лесу, ем ягоды – накапливаю себе жирок. Потом улягусь в берлогу поудобнее, а ее сверху снегом засыпает. Тепло у меня в берлоге».

«Я заяц. К зиме я поменял свою серую шубку, на зимнюю белую. Белая шубка на снегу неприметна, так хищным зверям будет трудно меня найти. Питаюсь я корой деревьев и веточками. Белая шубку более густая, теплая в ней мне в зимнем лесу не холодно».

«Я лисичка. К зиме моя шерсть становится густой, теплой, поэтому мне в зимнем лесу не холодно. Сплю я на снегу, прикрываю носик своим пушистым хвостом. Каждый день я хожу на охоту, ловлю зайцев, мышей и птичек».

Воспитатель: Молодцы ребята, рассказали Оху, как звери переносят зиму.

Ох: Спасибо ребята, теперь я знаю, что моим друзьям зверям в лесу не холодно зимой. Вот и вьюга закончилась. Побегу я на улицу, поиграю в снежки. Ой нет, как же я пойду играть в снежки, у меня варежек нет. Охи-оханьки. (плачет).

Воспитатель: Ребята как же быть, чем мы можем помочь Оху?

Дети: мы можем сделать для него варежки

Воспитатель: Хорошо ребята. Тогда приступим поскорее к работе, а то Оху уже не терпится пойти на улицу и поиграть в снежки.

Продуктивная деятельность.

На мольберте подготовлены 2 рукавички с липкой основой. И мелкие предметы (снежинки, бусинки, пуговки и др.) каждому ребенку предлагается выбрать один из предметов, и приклеить к рукавичке.

Звучит музыка «Кабы не было зимы». Дарят варежки Оху.

Воспитатель: Ну что Ох, убедили мы тебя что зима – какой бы она не была – замечательное время года.

Ох: (весело). Да! Спасибо ребята, что вы так много интересного мне рассказали о зиме. Теперь я понял, что зима вовсе не скучное время года, а очень даже веселое и волшебное. Побегу скорей на улицу гулять и в снежки играть. До свидания ребята.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами давайте вспомним, кто приходил к нам в гости? А что же случилось у Оха? А что мы с вами сделали, что бы Оха развеселить? Какие задания выполняли? У нас получилось его развеселить? И др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Зима"

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах....

Конспект по развитию речи "Зима"

Занятие с элементами ФГОС...

Конспект по развитию речи "Зима белоснежная" для второй младшей группы

Конспект по  развитию речи "Зима белоснежная" для второй младшей группы...

Конспект НОД развитие речи "Зима в лесу" старшая группа

Цель: совершенствование звуков с и ш...

конспект по развитию речи "Зима"

1.Закрепление знаний детей о зиме;2. Способствовать развитию речи ребенка.3. Развитие навыков социального взаимодействия, развитие стремления ребенка активно вступать в общение.4. Формирование доброже...

Конспект по развитию речи "Зима"

          Занятие по развитию речи на тему «Зима»...

Конспект по развитию речи «Зима».

Цель: закрепить знания детей по теме «зима» .Задачи:Образовательные:Формировать восприятия речевого ритма , учить подбирать имена существительные глаголом , уточнить понимание конструкции ...