Конспект ОД "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи

Конспект образовательной деятельности с использованием мнемотехники «Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_zima._proekt_po_mnemotehnike._srednie.docx646.46 КБ

Предварительный просмотр:

https://infodoski.ru/images/detailed/8/%D0%9E12250.jpgКонспект образовательной деятельности с использованием мнемотехники «Зима»

Разработала и провела:

воспитатель МБДОУ д/с № 435, Макеева Е.П.

Цель: создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц. 

Задачи: 

Образовательные: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Развивающие: совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблицу.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.

Ход:

1.     Организационный момент

-Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)

Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)

Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся)

— Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу,  а вы помогите разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит  метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима)

— Какое сейчас время года? (Зима). Спасибо, что помогли разгадать мой сон.

— Вы, конечно, догадались, что речь  сегодня пойдет о зиме. А как  называются зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)

— Какие изменения происходят в природе зимой? (Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).

-Как же спасаются от холода дикие животные? (Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку).

-Какие птицы остались с нами зимовать? (Синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как  называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).

-Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы. - Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).

-Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме?

1.Какой пушистый, чистый снег!

Кусты одеты в белый мех.

Они стоят несмелые,

Как медвежата белые.

2.Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины. дубы и березы

Под снегом пушистым стоят.

-Все сказали верно. Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Да)

-Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Как называется такое явление? (Снегопад).  Буду задавать  вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова — отгадки должны получиться от слова «снег». Посмотрим,  получится ли у нас снегопад.

Как на город и лужок выпал беленький…(снежок)

Все бегут вперегонки и хотят играть в …(снежки)

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)

Рядом с ним стоит фигурка, это девочка… (Снегурка)

А на ветки, посмотри, прилетели… (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю покрывает …(снег).

— Отлично, назвали правильно слова и получился замечательный снегопад. Предлагаю с ним поиграть.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)

Вышли в сад мы  погулять («Идут» пальчиками)

Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)

Птичек крошками кормили (Крошащие движения)

С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони)

И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной)

В детский сад потом пришли (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

-Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Предлагаю совершить прогулку  в зимний лес. Согласны? А отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы туда доберемся.

Бегут по дорожке доски да ножки (Лыжи)

Физкультминутка

-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений),

И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения)

Палка — вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись(поднятие рук)

Раз, два. Поворот (повороты) Вправо, влево, наклон вперед (наклоны)

Раз — присели. Руки вперед (сели) Спинка прямая, дружно встаем.

Раз, два, раз, два, шагает наша детвора.

-Вот и в лес мы попали.  Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимний лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепие, а зимушка ей поет ей песню. Закройте глаза,  прислушайтесь к лесным зимним звукам, а как мелодия закончится,  расскажите, какие картины себе представили.

МЕЛОДИЯ,  ПРОСЛУШИВАНИЕ.(1мин.13сек.)

Обмен впечатлениями.

Ребята, послушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. Я его зашифровала в этой таблице, которую предлагаю вашему вниманию.  

Составьте рассказ о зиме, используя мнемотаблицу

— Замечательно! Не удалось зиме запутать нас.

Вам понравилась наша прогулка? Хотели бы еще раз вернуться в зимний лес? Мы обязательно еще не раз в него придем, чтобы стать ближе к природе, лучше ее узнать и понять. А сейчас пора возвращаться. Не будем мешать лесным обитателям и тревожить их покой. В награду зима не раз еще одарит каждого своими многочисленными подарками и, конечно, будет  рада видеть и приветствовать всех в своих владениях. А после сна я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Прогулка в зимний лес», из которых оформим альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....