Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста на тему: «Первые весенние цветы».
план-конспект занятия по развитию речи

Чепурнова Надежда Викторовна

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста на тему:

«Первые весенние цветы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовск детский сад № 41 «Росинка»

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста на тему:

«Первые весенние цветы».

Образовательная область «Коммуникация»

Учитель-логопед:

Чепурнова Н.В.

г. Нижневартовск 2023 год

Цель: Закрепление материала по теме «Весна. Весенние цветы».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • развитие умения подбирать прилагательные при описании цветка, согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
  • закрепление и совершенствование навыка чтения;
  • расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Цветы», развитие умения объяснять лексическое значение слова;
  • развивать умение составлять предложение; учить детей навыкам связного высказывания.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа;
  • учить координировать речь с движениями;
  • закреплять навыки ориентации на листе бумаги;
  • развивать мелкую моторику;
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать интерес к занятию;
  • воспитывать умение слушать друг друга;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, хрупким весенним цветам;

Оборудование: мольберт, доска, предметные и сюжетные картинки. Раздаточный материал: конверты с напечатанными слогами, фишки для обозначения звуков, простые карандаши, схема-домик для слов, счетные палочки, фотографии весенних цветов, (подснежники, ландыш, мать и мачеха, лютик весенний, ветреница).

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный момент.

Загадка.

1 мин.

Ребята, какое это время года Я раскрываю почки

В зеленые листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю.

Движения полна зовут меня ……

Сегодня я предлагаю вам провести занятие вместе со сказочным героем, имя которого вы назовѐте, если соедините первые буквы в названии этих картинок. (ножницы, юбка, шарик, арбуз).

А знаете о чѐм она мечтает? Она очень хочет встретиться с Весной. Поможем ей? Только для этого нужно выполнить разные задания, выполняя которые, мы вспомним все что знаем о времени года

– весна.

Произнесѐм чистоговорки. Не забывайте правильно произносить звуки Л, Р.

ла – ла – ла – к нам весна пришла ло – ло – ло – стало вдруг светло

лу – лу – лу – мы рады солнышку, теплу

А теперь приглашаю вас в страну красивых весенних слов, которые познакомят нас с весной поближе.

Нюша просит   вас   помочь   прочесть

«весенние» слова, которые «разбились» на слоги и объяснить их значение.

ВЕС-НА, КА-ПЕЛЬ, ЛУ-ЖИ, ЛЕ-ДО- ХОД, ПОД-СНЕЖ-НИК, ГРО-ЗА,

Весна

2. Введение в тему. 1 мин.

Дети соединяют буквы, получается слово        Нюша. Отвечают.

3. Основная часть. Проговаривание чистоговорки.

Проговаривают чистоговорку

30 сек

Индивидуальное

составление слов из слогов, объяснение лексического

значения

Дети открывают конверты        со слогами.

6 мин

Отвечают. Объясняют лексическое значение слов.

Звукослоговой анализ слова

6 мин

ПОЧ-КИ, ПЕР-ВО-ЦВЕТ, ВЕС-НУШ- КИ, СКВО-РЕЦ.

Сколько слогов в твоем слове?

КАПЕЛЬ - Падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. Зазвенела весенняя к.

ЛЕДОХОД - Движение льда по течению реки (во время таяния).

ПОДСНЕЖНИК - Лесной цветок, который расцветает сразу после таяния снега.

ПОЧКИ – плотные комочки на деревьях, которые набухают и из них распускаются листочки.

ПЕР-ВО-ЦВЕТ - первые весенние цветы ВЕС-НУШ-КИ – коричневые маленькие пятнышки на лице и теле, которые появляются у некоторых людей с появлением весеннего солнца. Говорят тех людей у которых есть веснушки любит солнышко.

А сейчас Нюша просит вас сделать звуковой анализ слова. А какого вам подскажет загадка.

Жемчужин белых россыпи в лесу. Жемчужины похожи на росу.

На стебельках его ветерок качает.

Ты им        любоваться можешь в мае.

(Ландыш)

Какие        предложения        в        загадке подсказали вам отгадку?

-какой первый звук в слове ландыш? Он какой?

  • Какой второй? Он какой?
  • Какой третий звук?

Л - согласный, твердый, звонкий А - гласный

Н – согласный, твердый, звонкий Д – согласный, твердый, звонкий Ы – гласный

Ш – согласный, твердый, глухой

- Какой четвертый звук?

-Какой пятый звук? (Ы – гласный)

-Какой шестой звук?

-Выложите фишками слово.

-Сколько в слове гласных?

Два А, Ы

четыре Л,Н,Д,Ш 4

Ни одного Делят счетными палочками

-Назовите их.

-Сколько в слове согласных?

-Назовите их.

  • Сколько в слове твердых согласных?
  • Сколько мягких согласных?
  • Разделите слово на слоги.

Изображают животных

- Поселите слово в домик.

-Прочитайте это слово.

Физическая минутка.

1 мин

Встать на ковер.

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразить зверей : из норки вылезает ежик, просыпается медведь, радуются зайчик и белочка. Представить себя печальным снеговиком, плачущей сосулькой.

Составляют слово.

Находят слово, читают

Составление слова, объяснение

значения 2 мин

А чтобы узнать следующее весеннее слово, нужно поставить в слове буквы по порядку возрастания цифр.

5    3   1   4   2   6

Л    Р А   Е П    Ь

Напечатайте это слово

нарцисс, мимоза, тюльпан

подснежники, ландыш, мать и мачеха, лютик весенний,

ветреница

1 мин

Беседа о весенних цветах.

1 мин

Нюша слышала, что весной появляются первые весенние цветы, но не знает их названий. Давайте отыщем их названия и покажем их на этой таблице.

ЛИМИМОЗАНУЛ ЗАОДУВАНЧИКН ПРОИНАРЦИСС

ВПОДСНЕЖНИКЕП УТЮЛЬПАНЫВА ЖИНЮФИАЛКАМ

Какие из этих цветов выращивают люди?

Их можно купить в магазине, подарить маме в весенний праздник.

Составляют предложения

ландыш

красивый,

весенний, хрупкий, нежный, ласковый, чистый, пушистый, мохнатый,

душистый, ароматный,

обворожительный,

сказочный

Составление

Какие цветы растут в лесу? (на доске –

предложений

1 мин

фотографии        весенних        цветов,

упоминаемых в беседе).

Ставят поочерѐдно

пальчики

Подбор

прилагательных при описании цветка

Давайте                составим                предложения, используя        названия        цветов,        которые

растут в лесу.

1 мин

Психогимнастика. Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и

упражнение в согласовании

числительных с существительными и прилагательными

2 мин

Давайте        рассмотрим        и        опишем        этот цветок.

Как он называется?

Давайте        подберѐм        к        нему        слова, обозначающие признаки.

Ландыш какой он?

Встаньте возле стульев. Представьте что вы подснежники и пробиваетесь из под снега.

Вот на полянке выросли маленькие беззащитные подснежники. Посчитаем их:

  1. маленький подснежник,
  2. маленьких подснежника,

3 …,

5 маленьких подснежников.

Злые люди хотят сорвать цветы, давайте спрячем их под пальчиками правой руки.

Спасли цветы, молодцы.

Если вы увидите весенние цветы вы будете их рвать? Почему?

Нет. Потому что надо беречь природу.

Насекомым нужен нектар цветов,

если сорвать цветок то на

следующий год в этом месте он уже не вырастет. А

если не рвать то на следующий год цветов в этом

месте вырастет еще больше.

Пользы от

срывания очень мало. Он быстро завянет.

Составляют предложения с опорой на

картинки

день веселый ветка

теплее сильнее

Предложения «рассыпались». Соберите их и        расскажите с опорой на картинки.

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются. Окно, за, тает, снег.

Солнце, на, тают, сосульки.

А теперь я буду называть ряды слов, а вы скажете, какое слово лишнее? Почему?

Лето, осень, день, весна.

Веснушки, вѐсны, весѐлый, весенний. Ветка, подснежник, тюльпан, нарцисс.

Нюша просит сравнить весну и осень. Осенью листья с деревьев опадают, а весной распускаются

Осенью погода становится холоднее, а весной…

Осенью        солнышко        греет        слабее,        а весной…

Осенью        дни        становятся        короче,        а весной…

Осенью птицы в теплые края улетают, а весной…

На коврик

Я буду называть слова, а вы присядете на        корточки,        когда        услышите

длиннее

прилетают

Восстановление деформированного текста.

приседают, когда

слышат весеннее слово

1 мин

Развитие слухового внимания.

1 мин

Сравнение весны и осени.

30сек

Читают слова

Физминутка и развитие слухового внимания.

1 мин

Чтение слов. 1 мин

Ручеек лужица снежок

солнышко деревце

тучка проталинка

много луж много деревьев много почек много туч много ручьев много проталин

Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

1 мин

Употребление имен существительных в единственном и множественном

числе. 1 мин

«весеннее» слово.

Мороз, снегопад, ледоход, листопад, метель, солнцепѐк, капель, апрель, земляника, проталина, снежинка, снеговик, подснежник, снегурочка, первоцвет, снег, вьюга, ручеѐк, гололѐд, ландыш, сосулька, мать и мачеха.

Итог занятия

Нюша очень вас полюбила и написала вам записки. Давайте прочитаем их

Скажите ласково:

ручей лужа снег

солнце дерево туча

проталина - … .

Скажите чего много Лужа

Дерево Почка Туча Ручей

Проталина

Как вы думаете, мы много узнали о весне? Не пора ли нам и Нюше встретится с весной? Ставлю картинку с Весной. А вот и прекрасная солнечная весна. Давайте поблагодарим Весну за то, что она подарила нам столько красивых весенних слов, красивых цветов и, конечно же, хорошее настроение! Весна просит вас ребята подарить родителям красивые весенние слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста на тему: "Продукты всякие нужны, продукты всякие важны".

Конспект познавательного развития детей. Знакомит детей с многообразием продуктов питания....

Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста на тему: "Дикие животные и их детёныши".

Закрепить знания названий диких животных и их детенышей, знания о месте их обитания; совершенствовать грамматический строй речи...

Конспект познавательного занятия в группе старшего возраста на тему: «Города – герои ».

Виды детской деятельности:- коммуникативная,- двигательная,- конструктивная, -восприятие художественной литературы,- игровая.Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с с...

Конспект занятия по развитию речи в на тему «Первые весенние цветы»

Конспект занятия по развитию речи в на тему «Первые весенние цветы»Цель: закрепление знаний у детей о весенних цветах, развивать коммуникативные навыки.Задачи:-образовательные: обогащать с...

ФКЦМ в средней группе детского сада на тему: "Первые весенние цветы"

Презинтация предназначена для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Первые весенние цветы".Данная презентация поможет детям расширить представления о характерных признаках весны. Уто...

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста детей седьмого года жизни. Тема: «Звуки Р - Рь».

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста детей седьмого года жизни.Тема: «Звуки Р - Рь»....

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возраста Тема: «Хомячок. Звуки Х-ХЬ».

Конспект коррекционного занятия в группе старшего возрастаТема: «Хомячок. Звуки Х-ХЬ»....