Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Полёт на Далёкую планету.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Веретенникова Ольга Ивановна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений

Тема: Полёт на Далёкую планету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений

Тема: Полёт на Далёкую планету.

Группа: подготовительная.

Время реализации занятия: 30 минут.

Цель: закрепление знаний детей по лексической теме «Космос».

Задачи:

Образовательные: закрепить понятия по лексической теме;

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Упражнять в образовании новых слов.
  • Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;
  • Развитие связной речи.
  • Расширение  тематического словаря: космос,  космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр,  космодром, планетный, планетарий, инопланетяне

Развивающие:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие  внимания, памяти, мышления, воображения.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний по теме: «Космос».

Форма: Занятие-путешествие.

Оборудование:

мягкий модуль для моделирования, макет «Далёкой планеты», компьютер с наушниками, интерактивная презентация, кукла Гнома-астронома, сигнальные флажки, материал для игры  «Найди силуэт ракеты», маркеры, горшочки, семена, горшочки с растениями, фигурки птиц, животных, насекомых, лазерная указка, карандаш, колокольчик, изображение солнечной системы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Звучат тревожные позывные. Логопед в наушниках, сидя за импровизированной рацией, принимает позывные.

Логопед: Ребята, только что  поступили  тревожные позывные жителей Далёкой планеты. Послушайте сообщение: «Дети Земли! На нашу планету обрушилось огромное горе! Налетел страшный смерч и уничтожил почти всё живое на ней. Погибли многие растения, насекомые, животные стали покидать её в поисках лучшей доли. Помогите, пожалуйста, вернуть нашей родине первоначальный облик!!! Жители Далёкой планеты».

Логопед: Ну, что, ребята, поможем? Но как мы доберёмся до неё?

Я, кажется, знаю. Послушайте, пожалуйста, загадку и ответьте — у кого мы спросим совета:

Кто смотрит всегда в телескоп,

С космосом  близко знаком,

Обнаруживает чёрные дыры,

Любуется созвездием Лиры? (Астроном)

Логопед: Правильно, ребята. Нам поможет Гном-астроном. (Появляется кукла Гнома-астронома).

2. Сообщение темы:

Логопед: Уважаемый, Гном, вы много знаете о космосе, укажите нам, пожалуйста, путь к Далёкой планете. Нам необходимо туда попасть, так как от нас ждут помощи её жители.

Гном: Я вам, конечно. Помогу, но вы должны знать, что путь вам предстоит трудный и далёкий:

Окрашен космос в чёрный  цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня,

Там нет земной голубизны,

Там виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна. (В.Лепилов)

Вы готовы? (Да)

Гном: А чтобы я не сомневался в вашей подготовке, хочу узнать, насколько вы внимательны и собраны.

3. Развитие фонематического восприятия:

Игра «Какое слово отличается от других?»

Необходимо поднять сигнальный флажок, когда услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

3. Ракета, ракета, газета, ракета.

4. Развитие зрительных представлений:

Игра «Найди силуэт ракеты».

Гном: Путь вам предстоит не близкий и опасный, поэтому вы полетите парами. Посмотрите внимательно на картинку и выберете тень от вашей ракеты.

Дети разбиваются на пары, выбирая одинаковые ракеты.

Логопед Ребята, транспорт, на котором мы полетим, какой?   (Космический)

Как можно ещё назвать ракету? ( Космический корабль).

Логопед: Но нам нужно надеть ещё специальное снаряжение.

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Откуда начнём свой путь? (С космодрома)

Гном: Вы молодцы и готовы лететь в космос!

В космос смело вы летите!

Собирайтесь-ка в полет,

Стройте новый звездолет.

5. Конструирование из мягких модулей.

Дети строят модель ракеты из мягких модулей.

Логопед:- Внимание, займите свои места. Пристегнитесь.

Игра «Запуск ракеты»

Логопед: Ребята, для того чтобы мы смогли заселить Далёкую планету растениями, возьмем с собой рассаду растений и животных. К запуску космического корабля приготовиться! ( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. Есть, приготовиться!(повторяют его движения)

Логопед: Включить контакты!(Соединяет большие пальцы рук).

Дети: Есть, включить контакты!

Логопед: Завести мотор!

Дети:Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).

Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК!(сомкнутые руки вверх).

6. Упражнение на релаксацию.

Логопед: Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы невесомости! 

Динамическое упражнение “Невесомость”.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

(Дети расходятся и стоя на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги)

Логопед: Давайте с вами приплывем в рабочий отсек нашего космического корабля. чтобы мы смогли понаблюдать за космосом.

7. Активизация словаря.

А) - Кто знает, как называется окно в ракете? (Иллюминатор)

Трудное слово, повторите его еще раз. Разделите слово на слоги.

Б) - Мы уже далеко отлетели от земли, посмотрите в иллюминатор, какая она?

8. Работа с интерактивной доской. Отгадывание загадок.

На экране находятся отгадки, закрытые прямоугольниками. Отодвинув его маркером, ребёнок проверяет, правильно ли отгадана загадка.

Логопед. Во время полёта, мы будем пролетать мимо различных космических объектов.

Дети отгадывают загадки, предложенные логопедом.

1. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (Комета)

2. По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

3. Астроном – он звездочёт,
Знает всё наперечёт!
Только лучше звёзд видна
В небе полная… (Луна)

Упражнение “Посмотри и назови”. Согласование имен числительных с существительными.

Логопед. Сейчас я буду открывать картинки по очереди, а вы посмотрите на картинку и скажите, что на ней нарисовано.

Дети. Два спутника.

Логопед с помощью “шторки” открывает следующие объекты.

Дети. Пять спутников.

Логопед с помощью “шторки” открывает следующие объекты.

Дети. Три ракеты.

Логопед с помощью “шторки” открывает следующие объекты.

Дети. Шесть ракет.

Логопед: Ребята, как вы думаете, на какую планету мы попали? (на Марс).

Логопед: Почему вы так решили?

Логопед: Посмотрите, нас уже кто-то встречает.

Словообразование.

Логопед: Как можно назвать жителей Марса? (марсиане)

Марсиане: Кто вы и зачем пожаловали сюда?

Логопед: У жителей Далёкой планеты случилась беда, и они просили помощи от нас. Покажите, пожалуйста, куда нам лететь дальше.

Марс – красивая планета,

Всё на Марсе красным цветом,

Дружбой верною сильны,

Вам помочь, друзья, должны.

- Мы обязательно покажем вам дорогу. Чтобы продолжить  путь, необходимо взять очень важные предметы: «рисоварь» и «дилибомчик».

Логопед: Ребята, какие непонятные названия. Давайте подумаем, что это может быть. («Рисоварь»- карандаш, «дилибомчик»- колокольчик).

Марсиане: При помощи рисоваря вы сможете отмечать на карте свой маршрут, чтобы смогли вернуться назад. А дилибомчик нужен для оповещения о доброжелательном отношении к жителям планеты .

Дети отправляются дальше в путь.

9. Физминутка.

На луне жил звездочёт —                          («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:                           (Показывать в небо рукой)

Меркурий — раз,                                          (Описать круг руками)

Венера-два-с,                                             (Хлопок)

Три — земля, четыре — Марс,                     (Присесть)

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,         (Наклон вправо-влево)

Семь — Уран, восемь — Нептун,                (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять — дальше всех — Плутон,             (Прыжок)

Кто не видит — выйди вон!                    ( Развести руки в стороны)

Логопед: Наш космический корабль вышел за пределы Солнечной системы и прибыл на новую, неизвестную планету. Позвоните в колокольчик, чтобы инопланетяне поняли о нашем доброжелательном отношении к ним.

Дети звенят  колокольчиками

Появляется инопланетянин

10. Упражнение “Опиши фантастическое животное”

Логопед.  Рассмотрите внимательно животное, которое живёт здесь. Его части тела напоминают известных нам животных. Давайте составим предложения об этом невиданном звере, которые будут начинаться так: “У этого животного…”

Логопед с помощью инструмента “лупа” выделяет нужную часть тела.

Дети. У этого животного крокодилий хвост.

У этого животного птичьи лапы.

У этого животного поросячий нос.

У этого животного верблюжьи горбы.

У этого животного лошадиные копыта.

Логопед: Уважаемый Птицесвиноверблюкроколошеслон! Мы проделали уже большой путь к Далёкой планете, не смогли бы Вы нам показать, куда лететь дальше?

Инопланетянин: Я укажу куда вам лететь, но сначала, расскажите, что вы видели, пока летели сюда?

11. Связные высказывания детей.

Животное: следите за навигационным (т.е. указывающим путь) лучом.

12. Гимнастика для глаз.

Дети следят глазами за лучом лазерной указки

Звучит космическая музыка. Выставляется   макет планеты.

Логопед: Вот мы и долетели до цели, посмотрите, какая нерадостная картина предстала перед нашими глазами. Пока мы летели, семена в горшочках проросли и зазеленели. Давайте высадим их, чтобы планета превратилась в цветущий сад. (Дети выставляют горшочки, украшают макет, наполняют водой устье реки, расселяют птиц, животных)

Логопед: Вот и ожила Далёкая планета и стала очень похожа на нашу Землю. Мы будем иногда прилетать сюда. Какие пожелания вы хотели бы оставить жителям?

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Пройдем в ракету. Начинаем обратный отсчет…

Итог занятия: Дети. какое доброе дело вы совершили сегодня?

 -Спасли от гибели Далёкую  планету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный  прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении ле...

конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя на тему "Путешествие в Овощную страну"

На данном занятии продолжать учить детей знакомить с овощами,их свойствами. В игровой форме совершить путешествие в Овощную страну,где приготовить винегрет из овощей.вспомнив при этом правила обращени...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ЗПР

Конспект по теме "Знакомство с предлогом на" дает представление о форме и структуре грамтно выстроенного коррекционного занятия по формированию лексико-граммматических представлений (...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему «Весна» в старшей группе для детей с ОНР

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему:«Весна»в старшей группе для детей с ОНР...