Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Воробьева Ольга Викторовна

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Основой «друдлов» могут стать какие-либо каракули, линии, неопределённых форм фигуры, кляксы. Эта техника обладает способностью заставлять мозг обрабатывать и анализировать массу информации, чтобы соотнести увиденное на картинке со знакомым образом в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление21.6 КБ
PDF icon презентация911.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР детский сад «Сказка»

р.п. Красные Баки

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»

Выполнила: учитель-логопед

Воробьева О.В.

2023

Слайд с заставкой     

Вышла, представилась

Слайд с темой мастер-класса

Все знают и замечают, как быстро развиваются технологии и мир в целом. Всё меняется настолько стремительно, что порой ощущаешь себя героем фантастического фильма.

А теперь представьте: наши дети рождаются и растут в этом мире. Он очень динамичен и подвижен. И мышление современного ребенка такое, что ему постоянно нужно что-то новое, ведь если ребенку будет интересно, он не только рад впитывать знания, но и усваивает всё быстрее.

А ещё вы, наверное, замечали, что дети получают удовольствие, когда создают своё знание, реализуют свою идею. И задача современной образовательной системы способствовать тому, чтобы дети как можно чаще проявляли свои таланты, творили.

Слайд про ФГОС  

Эти ЦЕЛИ отражены и в Федеральном образ. стандарте дошкольного образования.

Обратим внимание на следующие образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие». Какие задачи ставятся перед педагогами:                 

• развитие воображения и творческой активности ребёнка;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие коммуникативной культуры.

Я уверена, что все наши финалисты имеют свой багаж знаний, методов и приемов, с помощью которых они реализуют данные задачи. А я, в свою очередь, хочу вас сейчас познакомить с игровой технологией развивающего обучения «друдлы».

Слайд

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Основой «друдлов» могут стать какие-либо каракули, линии, неопределённых форм фигуры, кляксы. Эта техника обладает способностью заставлять мозг обрабатывать и анализировать массу информации, чтобы соотнести увиденное на картинке со знакомым образом в жизни.

Слайд

Понятие «друдл» в переводе обозначает комбинацию из трех слов: каракули, рисунок и загадка. Широкое распространение эти головоломки получили в 1953 году, но изначально они носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование.

Слайд
Теория — это хорошо, но применение полученных знаний на практике поможет вам лучше понять смысл игры.

Будем последовательны и начнем знакомство с данной технологией поэтапно, как и с детьми.
I этап. Используя заранее заготовленные картинки, начинаем с простых игр таких, как «На что похожа геометрическая фигура?» и «Придумай название «друдлу».

Для своих коллег я подготовила карточки с разными друдлами. Ваша задача увидеть в этой головоломке не менее 2х вариантов ответа «Кого или что я здесь вижу».

Слайд

А пока наши финалистки пытаются что-то разглядеть, я предлагаю залу и жюри разгадать следующий набор «друдлов». Посмотрите на эти картинки, ваша задача увидеть здесь связь с режимным моментом «Тихий час». Пожалуйста, ваши варианты. «Друдлы» уникальны тем, что здесь нет неправильного ответа. Не бойтесь ошибиться.

Конкурсанты готовы. Давайте послушаем, что подсказала им фантазия.

Каждая на одну картинку 2 ответа.

Слайд

Переходим ко II этапу. Теперь предлагается не просто описывать готовые «друдлы», а дорисовывать и проговаривать.  Например, игра «Дорисуй геометрическую фигуру», с которой вам сейчас предстоит справиться, позволяет придумывать и превращать во что-либо геометрические фигуры. Предполагаются как свободные для воображения образы, так и придумывание по предложенной теме.

Предлагаю вам скооперироваться парами и дорисовать эти геометрические фигуры. Сложность в том, что дорисовать их нужно, объединив единым сюжетом, тема указана на обратной стороне. При демонстрации работы, сопроводите иллюстрацию развёрнутым предложением.
Слайд

Для вдохновения посмотрите на работы детей, насколько они разнообразны, уникальны и неповторимы. Нам есть чему  у них поучиться.

Слайд

Также, на 2ом этапе, мы играем в игру «Что это? Кто это?», где необходимо дорисовать друдл и объяснить, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Посмотрите на работы наших воспитанников.

И послушайте стихотворение Серовой, которое походит к данной игре:

Полдня рисовал я красавца коня,

И все за рисунок хвалили меня.

Сначала мне мама сказала словечко:

- Чудесная, Мишенька, вышла овечка!

Но с тем же рисунком я к папе пошел,

И папа сказал мне: - Отличный козел!

Потом похвалила малышка сестренка

- Ты очень хорошего сделал котенка!

И братец мой старший меня похвалил,

Зевнул и сказал:- Неплохой крокодил!

Слайд

Кажется, мои коллеги готовы. Давайте познакомимся с их увлекательными мини-историями.

Рассказали. 2 высказывания

Слайд

III этап предполагает бОльшую самостоятельность и свободу самовыражения. Игра «Придумай и нарисуй «друдл». Ребёнку, а сейчас моим коллегам, предлагается самостоятельно нарисовать «друдл», придумать название, никому при этом не сообщая. Отгадать «друдл» предлагается другим конкурсанткам. После заслушивания возможных вариантов озвучивается авторская версия.

Пожалуйста, уважаемые педагоги, изобразите черным маркером на белом листе головоломку-«друдл» (считается, что это наиболее благоприятное сочетание цветов для развития воображения и полета фантазии). Не забывайте, что основой «друдла» могут быть геометр фигуры, линии, кляксы и фигуры неопред формы.

Другой вариант игры на 3ем этапе, где детям предлагается объединить одним сюжетом комбинацию «друдлов», определить, что в них зашифровано, дорисовать и составить небольшой рассказ.

На слайде изображены заготовка-«друдл», творческий процесс и конечный результат.

Слайд

А сейчас я предлагаю жюри и залу пофантазировать, глядя на эти друдлы, на тему «Волшебный лес». Что бы вы дорисовали?

Возможно, ответы из зала.

Слайд

А вот что изображают дети 6-7 лет. Уникальность этой технологии, что любой вариант выполнения будет правильным, индивидуальным, не похожим на представления других людей.

Наши замечательные педагоги уже готовы презентовать свои друдлы и ждут, когда вы их разгадаете.

Все 4 показывают, слушаем ответы.

Слайд

Какая же результативность данной технологии. На каждом из этапов мы решали определённые задачи и развивали определенные навыки. На 1ом, высказывания детей становились более креативными и развернутыми, пополнялся активный словарь.

На 2ом, развивали речевое планирование. Слова выходят на первый план, опережая действия. На 3ем, высказывания детей напоминают короткий рассказ, а при заслушивании возможных вариантов отгадки друдла и последующем озвучивании авторской версии развивается умение вести диалог.

Моё выступление подошло к концу. Я надеюсь, что этот опыт был для вас полезен и хотела бы получить от вас обратную связь. У вас на столах лежат условные обозначения, прорефлексируйте, пожалуйста.

Если подчерпнули для себя что-то новое – вот КЛЮЧ к идеям.

Если наполнились зарядом положительной энергии – вот заряженная БАТАРЕЙКА.

Если будете использовать этот опыт – давайте свои ФЛЕШКИ.


     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"

Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...

Консультация для педагогов «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для ...