Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок» для подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи

Рогощенкова Наталья Геннадьевна

Цель: формирование у детей представлений об отношениях с окружающими через ознакомление с произведением В. Г. Сутеева: «Мешок яблок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rogoshchenkova_n.g._tema_no11_konspekt.docx246.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок» для подготовительной группы.

Цель: формирование у детей представлений об отношениях с окружающими через ознакомление с произведением В. Г. Сутеева: «Мешок яблок».

Задачи:

Образовательная: расширять кругозор детей путём ознакомления с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева; формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев сказки В.Г. Сутеева;

способствовать развитию диалогической, монологической речи, умению высказывать свое мнение о прочитанном, умение давать оценку героям произведений, поведению своему и других.

Развивающая: умение детей отвечать на поставленные вопросы и устанавливать причинно-следственную связь, развивать познавательные и творческие способности детей, воображение, мышление; развивать умение детей передавать свои впечатления от прочитанного; развивать коммуникативные навыки. Развивать воображение, фантазию, мышление. Способствовать умению передавать образы животных через рисунок.
Воспитательная: дать представления о нравственной стороне человеческих отношенийчерез анализ содержания произведения В. Сутеева; воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову, эмоциональную отзывчивость, доброжелательное, вежливое отношение к окружающим, желание совершать добрые поступки.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Материалы и оборудование: ноутбук, флэш-накопитель, презентация с иллюстрациями к сказке, цветные карандаши, листы бумаги А4(по количеству детей подписанные), мешочек, яблоки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (4 минуты) (Дети сидят на ковре полукругом)

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

 - Сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебную сказку, где нас ждёт необычный, а может и обычный герой. А, что это за герой мы с вами сейчас попробуем отгадать: (Воспитатель загадывает загадку и просит детей отгадать её):

Много бед таят леса:

Волк, Медведь там и Лиса.

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды, уносит ноги.

                     (Заяц)

Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно отгадали загадку. (Воспитатель показывает слайд №1 с изображением зайца).

- Сегодня мы познакомимся с зайчишкой, героем сказки Владимира Григорьевича Сутеева. (Воспитатель показывает слайд №2 с портретом писателя).

-Вы слышали, что- то про такого писателя, а может кто-то из вас знает его сказки? (Ответы детей).

Воспитатель: - В. Сутеев – современный писатель, который сочиняет сказки для детей. Давайте с вами еще раз повторим ФИО писателя. (Дети вместе с воспитателем произносят ФИО писателя).

Воспитатель: - Ребята, а теперь, прежде чем я вам начну читать сказку, мы с вами посмотрим на экран и вспомним те сказки Владимира Григорьевича Сутеева, которые вы уже знаете. (Воспитатель показывает слайды №3, №4, №5, № 6).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все сказки помните!

- Сейчас я вам прочитаю ещё одну из сказок этого замечательного писателя. А сказка эта называется «Мешок яблок» (Воспитатель показывает слайд №7, на котором изображена обложка сказки «Мешок яблок»)

- Внимательно послушайте сказку и посмотрите иллюстрации к ней, которые будут отображаться на экране. После прочтения сказки я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете на них отвечать.

2. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок». (8 минут)

Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. (Слайд №8)

И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает:

— Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!

— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят (Слайд №9).

Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке... (Слайд №10)

И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит! (Слайд №11)

— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь.

Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит:

— Вот... Яблоки... Угощайтесь, дядя Миша!

Попробовал Медведь одно яблоко.

— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой. (Слайд № 12)

А Заяц — к себе домой.

Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:

— Дяденька Заяц! Дайте яблочек!

Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открыть. (Слайд №13)

По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц.

— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой. (Слайд №14)

— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзину яблок. (Слайд № 15)

Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил. (Слайд № 16)

Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг...

— Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками. (Слайд № 17)

В заячьем домике давно ждут папу-Зайца. Чтобы скоротать время, мама-Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. (Слайд №18)

И тут кто-то постучал в дверь...

Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.

— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.

— Чудеса... — прошептала Зайчиха. (Слайд № 19)

Пришёл Ёжик с корзиной, полной грибов.

— Хозяин дома? — спросил он Зайчиху.

— Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе. (Слайд №20)

Соседка Коза принесла капусты и крынку молока.

— Это для ваших детей, — сказала она Зайчихе. (Слайд №21)

Чудеса продолжались...

Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота.

— Это дом Зайца? — спросил он.

— Да, мы тут живём, — сказала Зайчиха.

— Значит, я правильно подкоп вёл! — обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла. — Привет Зайцу! — крикнул Крот и исчез под землёй. (Слайд №22)

А Ворона всё каркает:

— Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:

— Вот... Самое лучшее! Клюй на здоровье! (Слайд №23)

— Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт! (Слайд №24)

— А я... А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

— Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается! (Слайд №25)

И побежал Заяц обратно в лес.

А когда прибежал к своей заветной яблоне, то там... (Слайд №26)

Увидел Волк Зайца, облизнулся и спрашивает:

— Тебе что здесь нужно? (Слайд №27)

— Я... Яблочки хотел собрать... Зайчатам... 

— Значит, ты яблочки любишь?

— Лю... Люблю.

— А я зайцев очень люблю! — зарычал Волк и бросился на Зайца. (Слайд №28)

Вот тут-то и пригодился Зайцу пустой мешок. (Слайд №29)

Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому. (Слайд №30)

А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке. (Слайд №31)

Вдруг скрипнула дверь.

Вскочили зайчата:

— Ура! Папа пришёл!

Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.

— Я ничего... совсем ничего вам не принёс, — прошептал он. (Слайд №32)

— Зайчик мой бедный! — воскликнула Зайчиха.

И вдруг страшный удар потряс дом.

— Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! — закричал Заяц.

Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.

— Вот! Держи от меня подарок, — прорычал Медведь. — Мёд настоящий, липовый... (Слайд №33)

Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.

А злая Ворона удивляется:

— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться? (Слайд №34)

После прочтения сказки воспитатель задает вопросы детям:

– Кто главный герой этой сказки? (заяц)

-Зачем заяц отправился в лес? (искал грибы-ягоды для зайчат)

-Сколько заяц набрал яблок? (много, полный мешок)

– А каким мы видим зайца в сказке «Мешок яблок»?

(заботливым, добрым, щедрым, немного трусливым).

– Что делал заяц на протяжении всей сказки? (собирал яблоки)

-Какие добрые поступки совершал заяц? (делился со всеми, кто повстречался     ему на пути, убегал от волка).

-Кого добрый заяц угостил яблоком первого? (медведя)
- Почему звери принесли в дом зайца подарки, угощения?

- Что помешало зайцу снова набрать яблок для своей семьи? (плохая погода и волк)

-Ребята, а какая ворона в этой сказке? (вредная, завистливая).

-Что волк хотел сделать с зайцем?

-А волк, это положительный герой или отрицательный? Почему вы так считаете?

Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?

– Чем закончилась сказка? (звери отплатили добром, и зайчата остались сытыми).

– Понравилась вам сказка?

(Ответы детей.)

  1. Физкультминутка «Зайка» (3 минуты) (Слайд №35)

 (Дети стоят на ковре)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Вышел зайка погулять.         (ходьба на месте)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем с зайкой мы играть.    (руками изображаем над головой уши зайца)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Любит зайка поскакать.         (прыжки на месте)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Хочет лапками стучать.         (стучим ладонями по коленям)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем головой кивать.           (киваем головой)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)

4. Рисование «Герои сказки» (10 минут) (Дети садятся за столы)

Предложить детям самостоятельно нарисовать героев сказки В. Сутеева «Мешок яблок». Напомнить о том, как правильно держать карандаш в руке, правильных приёмах рисования карандашами. Поощрять интересный замысел, следить за использованием правильных способов изображения героя сказки. В процессе работы обращать внимание на выразительную передачу персонажей сказки, на расположении их на листе бумаги, на цвет в рисунках.

 В конце полюбоваться всеми работами. Всем вместе выбрать наиболее интересные работы, обратить внимание детей на их красоту и выразительность. Спросить, почему ребенок изобразил этого героя?

(После рисования, дети убирают карандаши, подходят к воспитателю на ковер).

5.Комплекс гимнастики для глаз:(Слайд №36, 37,38,39,40,41). (4 минуты)

Ребёнку предлагаются картинки со схемой, изображающие последовательность движения глаз и ему, необходимо зрительно двигаться от предмета к предмету. Воспитатель помогает, в необходимой последовательности показывает направление.

C:\Users\наталья\Desktop\2020-04-14_14-32-22.png

6. Рефлексия (5 минут).

(После выполнения гимнастики для глаз, дети присаживаются за столы)

Воспитатель: -Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?

-Чему учит сказка? 

-Кого вам жалко в этой сказке?

(Ответы детей)

Воспитатель:- Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.

Воспитатель: - А мне жалко ворону. Как вы думаете, почему? 

-Что можно сделать, чтобы ворона стала доброй и веселой?

-Заглянем в мешок. Посмотрите, здесь лежит яблоко.

-В сказке вороне не досталось яблок. Может быть, угостим ворону яблоком?

-Передавая яблоко по кругу, скажем добрые слова вороне, например, ворона я угощаю тебя яблоком, желаю тебе быть всегда веселой, доброй, не обижать, дружить и т.д.

-Если бы заяц угостил ворону яблоком, как бы она его отблагодарила, что бы сказала?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: (Дети остаются за столами)

-Ребята, зайчик добрый и не жадный, поэтому передал вам угощение (воспитатель раздает детям по половинке яблока)

-Давайте с вами поблагодарим зайчика, какие слова благодарности мы ему скажем? (Ответы детей)

   Воспитатель: -Итак, мы с вами послушали удивительную сказку о добром и отзывчивом зайце, который отправился на поиски еды для своих зайчат. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились.

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: автореф. дис. … канд. пед. наук: (13.00.01) / Бабаева Татьяна Игоревна. – Л. 1999. – 23 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 278 с.
  3. Нечаева В.Г. Воспитание организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Нечаева // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. – 2010. – № 2. – С. 262-328.
  4. Чиркова Т.В. Воспитание доброжелательных отношений старших дошкольников средствами художественной литературы / Т.В. Чиркова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2017. – № 4. – С. 182-187.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное открытое занятие по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» в разновозрастной группе.

Комплексное открытое занятие по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» в разновозрастной группе.Конспект занятия      Программное содержание:1.Закрепить счёт двойками.2. ...

Конспект НОД с использованием технологии «Сторисек» «Знакомство со сказкой В. Г. Сутеева «Мешок яблок» для подготовительной группы.

Формирование интереса к сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок» через создание разностороннего подхода к произведению средствами технологии «Сторисек»....

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой Чтение сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой Чтение сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"ООД: ЧтениеОбразовательные области: речевое развитие; познавательное развитие; социальн...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» в средней группе Программное содержание: познакомить детей со сказкой Ш. П...