Тренинг для воспитателей " Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова" Буклет "Игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников"
материал по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова»
тренинг для воспитателей
Цель: познакомить педагогов с важностью грамотного формирования слоговой структуры слова, показать этапы работы и предложить варианты игр для каждого этапа;
Оборудование: презентация по тексту,
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на тренинге, рассаживайтесь поудобнее.
- Тему нашего тренинга я предложу Вам определить самостоятельно, для этого произнесу слова так, как их говорят дети, а вы попробуете догадаться, о чём дети нам возможно рассказывают:
дампа-кодесо-соть
тюка-вети-леть
свинток
верблюдец,
дождические (облака) капучие-дождючие водолётные (облака)
светильное, лучивое обжигательное
амидоры
метальная-металистная
заишный (Хвост зайца?)
задик,
свеклолуковица
рисовальник
воропальто
- Вызвало ли это у Вас затруднение, почему?
(Дети переставляли и пропускали звуки и слоги, заменяли одни звуки другими.)
- Значит и поговорим мы ….. о нарушении слоговой структуры слов.
2. Теоретический аспект.
Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста:
фонетико-фонематических компетенций;
формирование лексико-грамматического строя речи;
обогащение и систематизация словаря;
Ребенок с хорошо развитой речью может легко вступить в общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, четко выразить свои мысли, задать вопросы. Наоборот же, у ребенка с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет, когда он уже адекватно оценивает свои возможности, могут появляться ограничения, связанные с его речевыми дефектами.
Ближе к поступлению в школу остро встает вопрос о состоянии речи детей, особое внимание уделяется звукопроизношению, так как существует тесная взаимосвязь между чистотой звучания речи и орфографической грамотностью будущего школьника: дети переносят свои ошибки из устной речи в письменную, что проявляется в виде специфических ошибок чтения и письма (дислексий и дисграфий).
Так что же такое нарушение слоговой структуры слова? Нарушение слоговой структуры слова – это речевой дефект, характеризующийся искажением структуры (состава) слова: дети пропускают, заменяют, добавляют новые, а также переставляют местами слоги или звуки. Диапазон этого речевого нарушения может колебаться от трудностей произнесения слов со сложной слоговой структурой до невозможности произнесения простых слов даже с опорой на картинку. У детей без речевых нарушений в возрасте от 2 лет 3 мес. до 3 лет формирование слоговой структуры слова подходит к завершению: малыши могут произносить сложные слова, однако иногда допускают редкие ошибки в малознакомых словах (Н.С.Жукова, А.Н.Гвоздев).
3. Практическая часть. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
В логопедической работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа: подготовительный и коррекционный.
- Подготовительный этап.
Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка (в работе используется невербальный и вербальный материал).
Представляю вашему вниманию задания, которые используются на подготовительном этапе.
1. Упражнение «Где позвонили?»
Попросить ребенка отвернуться или завязать ему глаза и позвенеть колокольчиком слева от него, справа, снизу и сверху, попросить, чтобы он правильно определил, с какой стороны доносится звон колокольчика. Это же задание можно провести с другими звучащими предметами.
2. Упражнение «Далеко – близко».
Попросить детей закрыть глаза и определить, где звенит колокольчик: далеко (звук тихий) или близко (звук громкий).
3. Упражнение «Что звучит?»
Попросить детей закрыть глаза и на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит (колокольчик, погремушка, дудочка, бубен и т.д.). Это же упражнение можно проводить и с открытыми глазами детей, но в этом случае ширма должна закрывать музыкальный инструмент и руки педагога, чтобы по их движению нельзя было догадаться, какой инструмент используется.
4. Упражнение «Чудо-кубик».
По очереди предложить детям бросить игральный кубик и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек изображено на верхней грани. Так же можно попросить детей не хлопать, а топать или делать шаги вперед.
5. Упражнение «Слушай, запоминай, карточку поднимай!».
Педагог отхлопывает ритм или просто хлопает в ладоши несколько раз и просит детей поднять подходящую карточку (на карточке может быть написана цифра, нарисованы точки (как на игральном кубике), обозначающие количество хлопков или изображен ритмический рисунок: !!! !!, ! !! !!! и т. д.).
6. Упражнение «Попробуй, повтори!».
Педагог отхлопывает руками (отстукивает ручкой по поверхности стола) несложный ритм и просит детей его повторить (в начале всех одновременно, а затем по очереди).
2. Коррекционный этап.
Цель: непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры слова (в работе используется вербальный материал).
Коррекционный этап включает в себя работу на уровне звуков, слогов и слов. Но перед работой со звуками стоит обратить внимание на сформированность пространственно-временных представлений: дети должны владеть понятиями «начало», «середина», «конец», «перед», «за», «после», «первый», «последний». Психологами отмечено, что умение ориентироваться в пространстве переходит на внутреннее умение ориентироваться в звуках, слогах и словах!!!!!
Эти понятия необходимы для усвоения последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
- Упражнение «Репка».
Дети вместе с педагогом отыгрывают сказку «Репка» с использованием кукольного театра или плоскостных изображений героев, а затем отвечают на вопросы о местоположении того или иного персонажа. Например, «Кто стоял между Бабкой и Жучкой? Кто стоял за кошкой? Кто стоял перед внучкой?»
- Упражнение «Паровозик».
Детям предлагают встать друг за дружкой, как вагончики паровоза, и немного «поездить» по группе, а затем остановиться и рассказать о положении своего вагончика, используя слова: перед, после, до, за, между, первый, последний. Далее дети разбегаются, вагончики перемешиваются, и игра повторяется.
Работа на уровне звуков.
1. Упражнение «Отгадай звук!».
Педагог показывает артикуляцию гласного звука, но при этом не называет его, а дети должны догадаться и назвать загаданный звук («а», «о», «у», «и», «э», «ы»).
2. Упражнение «Кто так говорит?».
Звучание одного и того же звука может быть разным, в зависимости от того, кто его произносит, например, звук «А» - плачет Аня, поёт певица, врач смотрит горлышко у ребенка, мама укачивает своего малыша.
Предложите детям сюжетные картинки и попросите определить, какой звук может произнести тот или иной герой.
3. Упражнение «Поймай звук».
Педагог произносит серию звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши (топнуть ногой) только когда услышат заданный звук. Начинать лучше с серии гласных звуков, затем гласные–согласные,
согласные–согласные.
На этом этапе развивается не только фонематический слух, но и дыхание, мимика, память и внимание.
Работа на уровне слогов.
1. Упражнение «Скажи наоборот».
Педагог произносит слог, а ребенок должен его повторить, но задом наперед (с конца), например, РА – АР, АП – ПА, СКА – АСК … (начинаем с прямых слогов, далее закрытые, а после слоги с стечением согласных).
2. Упражнение «Слоговая лесенка».
Педагог рисует на доске лесенку, на её первой сверху ступеньке написана буква А, на второй - О, третей – У, четвертой – Ы, пятой – Э и предлагает детям помочь согласной букве спуститься вниз, для этого им необходимо назвать какой слог получится.
По такому же принципу можно отрабатывать открытые и закрытые слоги.
- Упражнение «Выложи слог»
Педагог предлагает детям фишки – кружки красного (для гласных звуков) и синего цветов (для согласных) и просит выложить схему слога: гласный – согласный (ак, ор…), согласный - гласный (на, ву..), согласный - согласный-гласный (сто, кру…)
- Упражнение «Эхо».
Педагог произносит серию слогов и просит детей по памяти ее повторить, как будто они эхо (слоги нельзя пропускать и менять местами).
Работа на уровне слова.
1. Упражнение «Длинное слово – короткое слово».
На столе перед ребенком лежат длинная полоска (обозначает длинное слово) и короткая полоска (обозначает короткое слово), педагог произносит слово, а ребенок должен определить его размер и положить фишку под полоску соответствующей длины.
Слова для работы: рот, милиционер, колокольчик, сыр, нос, подоконник, сок, светофор, экскаватор, ров, библиотека.
2. Упражнение «Придумай конец слова».
Педагог дает начало слова (слог), а дети добавляют слоги в конец, чтобы получились различные слова, например, РУ – ка, - мянец, - чей, - кав, - банок.
3. Упражнение «Доскажи словечко».
Педагог произносит слово, а дети должны назвать его последний слог и подобрать слово, начинающееся на этот слог: рама – Маша – шашки – кино – ноты.
4. Упражнение «Поэты».
Педагог предлагает детям ненадолго стать поэтами и придумать рифму к предмету, нарисованному на картинке, например, ложка – ножка, молодец – огурец и т.д.
Возможные рифмы: лиса – коса (оса), сова – трава, каска – маска (краска), зайка – майка, свечка – печка, мышка – крышка, малыш – камыш, лягушка – подушка (подружка), мишка – книжка, флажок – пирожок, ложка – кошка (крошка), калач – силач, улитка – калитка.
5. Упражнение «Отхлопай словечко».
Педагог предлагает детям хлопнуть с ладоши столько раз, сколько в этом слове слогов.
Можно усложнить это задание и попросить сосчитать количество слогов в слове, назвать 1, 2, 3, 4 слоги (по порядку или вразнобой).
6.Упражнение «Цепочка слов».
Педагог просит детей повторить за ним цепочку слов, при этом слова местами менять и пропускать нельзя.
МЁД — ГОД — КОТ — ЛЁД
КИТ — ВИД — ЩИТ
СОМ — ДОМ — КОМ — ТОМ
СОМ — СОН — СОК
ЛУК — БУК — ТУК — СУК
7.Упражнение «Слово сломалось».
Педагог говорит детям, что слово сломалось: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места.
Например: ЛА – ПИ (пила), ЖА — ЛУ, ГИ – НО, КА — MAC, ТА — ПАС, ТЫ — КУС, КА — МУ, КА — СУМ, БА – ТРУ, ДУК – СУН, НИК — ЛЫЖ, ТУК – ФАР, ДЫШ – ЛАН, ПОТ — КОМ.
4. Подведение итогов.
Кто узнал что-то новое на данном тренинге?
Какие виды предложенных игр, формирующую слоговую структуру слова, вам нравятся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...
программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"
В программе освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...
программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"
В программе освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...
Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОВЗ с помощью ИКТ.
Учитель-логопед, сочетающий традиционную и инновационную деятельность, может внести свой вклад в успешную реализацию новых образовательных стандартов.Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко...
Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников
Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников...
Консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"
консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"...
Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОВЗ с помощью приёмов нейро- психологической коррекции
Нарушения слоговой структуры слова в речи дошкольников с ОНР, коррекция с помощью методов развития межполушарного взаимодействия....