Конспект ООД по речевому развитию, направление «Развитие речи. Развивающая речевая среда». Тема: «Путешествие по страницам сказок». Возрастная группа: подготовительная
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нурмухаметова Гульнара Флюровна

Конспект ООД по речевому развитию "Путешествие по страницам сказок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи

Тема: «Путешествие по страницам сказок»

возрастная группа: подготовительная

Цель: способствовать лучшему усвоению детьми программного материала по речевому развитию, сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

Программные задачи: 

Обучающие. Формировать умение давать характеристику сказочным героям посредством подбора определений. Отвечать на вопросы полным предложением, выполнять действия в соответствии с текстом.

Развивающие.  Развивать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь. Коммуникативные способности, воображение, память,  способность ориентироваться в пространстве, выразительность движений, мелкую моторику.

Воспитательные. Воспитывать выдержу, уважительное, доброжелательное отношение к сверстникам, формировать умение играть сообща. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книгам.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: Чтение русских народных, литературных и зарубежных сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, собирание пазлов по сюжетам русских народных сказок, словарная работа (объяснение непонятных и устаревших слов). Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи и на развитие связной речи дошкольников, разучивание текста и движений физкультминутки.

Средства реализации: Конверт с письмом от Бабы-Яги, резкий звук (аудиозапись),  клубок, конверт с заданиями, разрезные картинки с сюжетами из сказок: «По - щучьему велению», «Морозко», «Снегурочка», «12 месяцев», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Золушка»,  для выполнения задания, схемы предложений, слоговые домики, цифры от 1 до 4 (счет количества слогов), сюжеты картинок по сказкам «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Золушка» , для упражнения составь с поэтапно сказку, сундук,  красивая книга – сборник сказок, музыкальное оформление конкурсов (аудиозаписи), световой шарик (имитация волшебства).

Ход ООД:

  1. Организационная часть.

(Дети становятся  в круг для приветствия)

В. Встанем рядышком по кругу,

Скажем, «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет!» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется,

«Утро доброе!» начнется.

В. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.

Д. Здравствуйте.

В. Мне известно о том, что вы знаете много сказок и любите их слушать, поэтому я вам принесла новую красивую книгу «Сборник сказок», подарок от Бабушки - рассказушки. Хочу вам предложить выбрать сказку, которую вы хотели бы послушать. Где же, эта замечательная книга? Куда она подевалась? Книги нигде нет! Куда же она исчезла? Дети, как вы думаете, где книга?

Д. (Дети высказывают свои предположения)

(Звучит аудиозапись резкого звука)

В. Ой, что это за звук? Откуда он звучит?

Д. (Дети высказывают свои предположения)

В. Нужно все выяснить. Дети, посмотрите, здесь  письмо. От кого же оно?

Д. Возможно от  Бабы-Яги или Злой колдуньи. (Дети высказывают свои предположения)

В. Сейчас посмотрим от кого оно.

(Чтение письма)

«Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Это я,  Баба-Яга, я забрала вашу замечательную книгу. Не видать вам «Сборника сказок» от Бабушки - рассказушки. Мне ни кто не дарит подарков и вам их получать незачем. Если хотите  получить ее, срочно отправляйтесь в путешествие по страницам сказок, если сможете выполнить мои задания  верну вам вашу книгу, «Сборник сказок», а если не справитесь, не видать вам ее никогда». Баба-Яга.

В. Не может Баба Яга прожить, чтобы не навредить.  Хотите вернуть книгу?

Д. (Ответы детей)

В. Дети, куда нам придется отправиться?

Д. Нам нужно отправиться в путешествие по страницам сказок.

В. Что  нам нужно сделать, чтобы Баба-Яга нам вернула книгу?

Дети: Мы должны выполнить ее задания.

В. Как же нам отправиться в путешествие по страницам сказок?

Д. (Предположения детей)

2. Основная часть.

В.  В волшебных сказках есть необычный предмет, который часто помогает героям найти правильный путь. Что же это за предмет? Как вы думаете?

Д.  Этот предмет – волшебный клубочек.

В.  Правильно, это волшебный клубочек. Вот у меня есть такой клубочек, только он еще не имеет волшебной силы. Чтобы  он помог нам отправиться в путешествие по страницам сказок, нужно наделить его волшебной силой.

В. Дети, скажите, пожалуйста,  какие бывают сказки?

Д. Русские народные сказки, литературные сказки, авторские, зарубежные сказки.

В. Почему сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству?

Д.  Русские народные сказки сочинил русский народ. Издавна люди рассказывали сказки друг другу, то есть передавали из уст в уста.

В. Почему сказки называются авторскими и литературными.

Д. (Предположения детей)

В. Давайте встанем в кружок и будем передавать друг другу клубочек, называя русские народные сказки, так  мы дадим волшебную силу нашему клубку.

(Дети передают друг другу клубок, и называют сказки: « «Жар-Птица», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Снегурочка», «Морозко», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Гуси-Лебеди», «Два Мороза», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Муха-Цокотуха», «Красная Шапочка» и т. д..)

В. Молодцы, дети, наш клубочек стал волшебным. Произнесем волшебные слова и отправимся в путь.

(Проговаривание слов) 

Нам клубочек помоги,

К сказкам нас ты приведи.

Воспитатель пускает катиться клубок в определенном направлении. Дети идут за клубком под музыку песни Марка Минкова  и Юрия Энтина «Дорогою добра». 

В. Вот мы и оказались в Сказке, наше путешествие по страницам сказок началось. Нам необходимо выполнить все задания Бабы-Яги, чтобы она нам вернула нашу книгу «Сборник сказок».

(Выполнение первого задания - дети подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки по мотивам сказок).

В.  Дети, Баба-Яга так разозлилась, что ей не дарят подарков, что разделила сказки на части. Вам нужно собрать их в картинки и сказать название сказки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

(Дети делятся на пары  и собирают разрезные картинки – сюжеты из разных сказок, затем называют сказку и рассказывают краткое содержание сюжета).

В. Молодцы, дети, справились с заданием.

Задание №2. Следующее задание вас ждет там, где стоят домики на опушке, они ждут в гости мышку, лягушку, волка и лисицу.

(Дети садятся на свои места и выполняют задания в слоговых домиках, определяют сколько слогов в названии персонажей сказок (кот, волк, мышка, лиса, лягушка, медведь, Снегурочка), распределяют их по этажам (1,2,3,4), один ребенок работает у доски)).

В.  Дети, сказочных героев пригласили в гости, они не знают, на каком этаже их ждут,  поможем им?

Д. Да, поможем.

Дидактическая игра «Рассели гостей»

В.  Дети, давайте назовем персонажей, кто перед нами?

Д.  Кот, волк, мышка, лиса, лягушка, медведь, Снегурочка.

В. Дети, нужно определить количество слогов в названии персонажа сказки, если название состоит из одного слога, то его  приглашаем на первый этаж, если название состоит из двух слогов, то его приглашаем на второй этаж, если название состоит из трех слогов, то его пригласим на третий этаж, если название состоит из четырех слогов, то его приглашаем на крышу дома,

(Самостоятельная работа детей за столами и на доске).

В. Молодцы, вы справились и с этим заданием, помогли персонажам попасть в гости на нужные этажи.   

Задание №3. «На середину выходите, бабушку Ягу развеселите!»

В. Дети, как же нам Бабу-Ягу развеселить?

Д. Позовем ее на разминку.

Физминутка «Колобок»

В. Молодцы, отлично повеселились,  думаю,  Бабе-Яге понравилось.

Задание №4. Нужно отгадать загадки про сказочных героев.

(Дети стоят в кругу)

(Загадывание загадок)

В. 1. Появилась девочка  в чашечке цветка,

   А была та девочка чуть больше ноготка

   В скорлупе ореха девочка спала

   Какая же девочка в цветке жила?

Д. «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен).

В. 2. Сейчас потолкуем о книжке другой

   Тут синее море, тут берег морской

   Старик вышел к морю и невод забросил

   Кого-то поймает и что-то попросит.

   О жадной старухе рассказ наш пойдет

   А жадность, ребята, к добру не ведет

   И кончится дело все тем же корытом,

   Не  новым, а старым, конечно разбитым.

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин

В. 3. Утащили злые птицы
    Кроху-братца у сестрицы,
    Но сестричка, хоть мала
   Все же малыша спасла.
   Что за птицы в сказке были
   И кому они служили?    

Д. Гуси- Лебеди

В. 4. Был он сделан из полена,
    И в каморке с папой жил.
    А вот нос его, наверно,
    Самым длинным в мире был.    

Д. Буратино

В. Молодцы, все загадки угадали, справились и с этим заданием.

Задание №5. «Подбери правильно схему предложения к названиям сказок».

Дидактическая игра «Схемы предложений».

(Дети должны подобрать схемы предложений к названиям сказок «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Маша и Медведь»).

(Самостоятельная работа детей за столами)

В.  Молодцы мы справились и с этим с заданием.

В. Куда же нам теперь отправиться? Все задания выполнили?

(Звучит сказочная аудиозапись и светятся волшебные огоньки)

В. Что за чудо? Что за волшебство?

Д. Нам нужно идти на звучание музыки.

(Дети подходят к волшебному сундуку, из него доносится музыка и сияние огоньков) .

В. Дети, вы большие молодцы,  всё задания выполнили правильно. Посмотрим, что же находится в сундуке?

(Воспитатель достает из сундука книжку «Сборник сказок»).

В. Посмотрите, какая красивая книга, благодаря вашим стараниям мы вернули «Сборник сказок», которую забрала у нас с вами, Баба-Яга. Но я думаю, нам не стоит на нее обижаться, ведь она не со зла. Просто ей никогда не дарят подарков. Вы с этим согласны?

Д. Да, согласны. Мы не будем на нее обижаться.

В. Давайте, Бабе-Яге подарим книгу сказок, которую сделаем своими руками, вложив в нее частичку своего тепла и доброты. Согласны?

Д. Да, согласны.

3. Заключительная часть.

В. Вот и хорошо. Мы справились со всеми заданиями и вернули «Сборник сказок».  Теперь пришло время возвращаться в детский сад, но прежде, чем мы это сделаем, давайте снова достанем волшебный клубочек и расскажем о том, как мы путешествовали.

(Воспитатель берёт в руки клубочек и говорит: «Мне очень понравилось путешествовать с вами вместе, вы старались и выполнили все задания». Передаёт клубочек ребёнку и спрашивает: «А какое задание понравилось тебе?», спрашивает следующего ребёнка: «В какую игру ты бы поиграл еще раз?», спрашивает следующего ребёнка: «Какое задание для тебя показалось более трудным?»,  спрашивает следующего ребёнка: «А какая игра тебе понравилась?», спрашивает следующего ребёнка «С каким заданием, по твоему мнению, вы все вместе справились лучше и быстрее?», спрашивает следующего ребёнка: «Понравилось ли тебе  путешествовать по страницам сказок?»).

В.  Сейчас произнесём волшебные слова, а клубочек нам поможет вернуться в детский сад.

Нам клубочек помоги, в детский сад нас приведи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» направление «Обучение грамоте» Тема: «Путешествие в страну знаний» возрастная группа: подготовительная

В занятие включено большое количество дидактических игр, в которых участвуют все дети. Общение происходит по схеме: "взрослый - ребенок, "ребенок - ребенок",что позволяет детям быстрее адаптироваться ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности («Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») Тема:«Путешествие в страну сказок» Возрастная группа: старшая группа

Конспект интегрированной ОД  в рамках недели ГМО для педагогов ДОУ,  который вошел в муниципальную базы данных "Передовой педагогический опыт"...

Комплексное занятие по развитию речи детей в средней группе. Тема: « Путешествие по страницам сказок К.И. Чуковского»

Комплексное занятие по развитию речи детей в средней группе.Тема: « Путешествие по страницам сказок К.И. Чуковского»Цель: - Закрепить и расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

Конспект занятия ООД по развитию связной речи детей от 6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности с помощью развивающих технологий на тему «Путешествие в весеннюю сказку»

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудова...

Конспект игры занятия. Образовательная область "Речевое развитие". Направление "Развитие речи". Тема "Путешествие в зимний лес". Возрастная группа: Первая группа раннего возраста

Конспект игры-занятия по развитию речи на тему "Путешествие в зимний лес". Возрастная группа: первая группа раннего возраста...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий На тему «Путешествие в Страну сказок» для детей подготовительной группы

Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»,«Развитие речи»,«Социально-коммуникативное р...