Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Веретенникова Ольга Ивановна

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_1.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Семья»

Цель  занятия:  
 - закрепление  знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья».

Коррекционно-развивающие задачи:

 - продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;

 - продолжать развивать мелкую, общую моторику;

 - развивать речемыслительную деятельность;

 - развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;

 - развивать фонематический слух;

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-                                  ласкательным значением;

- закреплять умение подбирать прилагательные к существительным;

-  продолжать работу по подбору антонимов к данным словам;

- упражнять в употреблении существительных дательного, творительного  падежа с предлогом С;

-  продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных

 и согласование их с существительными;

- закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)

Оборудование:  картинки дедушки, бабушки и других членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи, кружки чёрный и красный на каждого ребёнка, мяч, картинки от младенчества до старости на каждого ребёнка, сюжетные картинки, ромашки – символ семьи.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовёт своё имя ласково.

2. Основная часть.

Задача «Кто лишний и почему?»

Послушайте, кто здесь лишний?

Мама, папа, соседка, дочь

Почему вы думаете, что лишняя соседка?

Как называются вместе мама, папа и дочь?

Что такое семья?

Можно ли нас с вами назвать семьёй?

 Упражнение «Семья»

Сейчас мы вспомним, кто ещё живёт в семье. Я буду произносить слова, которыми называют родственников. Если вы со мной согласны, то должны хлопнуть в ладоши, а если я ошибусь и вы не согласны со мной, то вы должны топнуть.

Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, внук, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, внучка

У вас у каждого есть семьяСемьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Игра: «Радость или огорчение? »
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с братом.
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Психогимнастика.

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

- А если они сердятся, огорчаются, хмурятся?

 Дидактическое упражнение «Назови ласково членов семьи».

Вы живете в дружной семье. Как члены семьи обращаются ласково друг к другу?

Сейчас мы будем ласково называть своих родителей, и говорить им приятные слова.

мама – мамочка и т. д. папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, брат, сестра.

Логопед помогает в подборе прилагательных и уменьшительно ласкательных существительных.

Игра « Поможем маме».

- Как ты заботишься о других?

- Как помогаешь маме? ( Я помогаю ей убираться: стирать, готовить, мыть посуду, убирать игрушки).

Игра «Фамилия, имя, отчество».

У каждого человека есть фамилия, имя, отчество. Уже ожидая малыша, ему выбирают имя. А отчество и фамилию ребёнку «дарит» папа. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете свои фамилию, имя, отчество. Кому я бросаю мяч, тот отвечает.

   Игра  «Какой? Какая?»

А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они? Назовите слова – признаки.

Подберите как можно больше слов-принаков, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа – сильный, смелый, храбрый… строгий, умный

Семья – большая, дружная, крепкая….

Бабушка – любимая, добрая, заботливая… старенькая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка – умный, сильный, веселый …..- старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Игра «А у вас?»

Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать и повторять его полностью.

Наша семья большая, … а наша больше.

Дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.

III. Динамическая пауза  «Семейная зарядка».

Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми? – делать зарядку. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы с семьёй идём гулять.

Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка, (загнуть большой палец правой руки)
Этот пальчик – бабушка, (загнуть указательный палец правой руки)
Этот пальчик – папочка, (загнуть средний палец правой руки)
Этот пальчик – мамочка, (загнуть безымянный палец правой руки)
Этот пальчик – я, (загнуть мизинец правой руки)
Наша дружная семья! (ритмичное сжимание, разжимание пальцев правой руки)

Игра с мячом «Кто кем приходится?» 

Кто девочка для мамы и папы? (дочка)
Кто мальчик для мамы и папы? (сын)
Кто мальчик для девочки в семье? (брат)

Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки бабушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки и дедушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

Игра "Собери цепочку"

- Дети у нас в гостях был Незнайка и перепутал все фотографии, вы поможете мне правильно разложить их? (Дети соглашаются).

Педагог раздаёт всем по четыре картинки, для девочек набор: - младенец - девочка - мама - бабушка;

Для мальчиков: - младенец - мальчик - папа - дедушка.

- Нужно разложить картинки по порядку, сначала положим картинку кого?

Малыша или младенца). Правильно ну а дальше каждый из вас подумает и положит ту картинку, которую считает правильной.

Во время работы педагог подходит к каждому ребёнку и оказывает помощь.

- Спасибо вам ребята, что помогли мне разложить правильно картинки.

Игра “Наоборот”

 . Назовите противоположные качества людей.

Дядя полный – (Пемянник худой).
Дедушка больной – (здоровый). Пожилой – (молодой). 
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой). Сильный – (слабый).

Игра “Чей, чья, чьё, чьи”. 
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

Игра «Расскажи кто с кем чем занимается»

Посмотрите на фотографии и составьте предложения кто с кем и чем занимается, используя маленькое словечко с.

Образец: Мама с дочкой готовят обед.

IV. Рефлексия.

- Сегодня мне помогали все детки Иван, хорошо рассказывал, Егор правильно выполнял пальчиковую гимнастику, Аксиния была активной и помогала другим ребятам…

V. Итог занятия.

Ребята, давайте, еще раз вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили (ответы детей). Правильно, ребята, мы говорили о семье, о том, что все люди, которые с вами живут рядышком, они вас очень любят. Когда вы вырастете, у каждого из вас будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и о пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых.

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.

 Есть даже праздник, который так и называется – День семьи, любви и верности. У нас в стране его празднуют летом – 8 июля. У праздника очень нежный символ – цветок ромашки. И сегодня я хочу подарить вам всем по ромашке и пожелать вам здоровья, добрых отношений в семье, чуткости и понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О

Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"

Представлен  конспект занятия  по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...