Занятие по развитию речи в старшей группе «Домашние животные, птицы и их дети»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чепурная Елена Эдуардовна

Представлен конспект занятия в старшей  группе по закреплению и систематизации накопленных знаний детей по лексическим темам домашние птицы и домашние животные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи  в старшей группе

«Домашние животные, птицы и их дети»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации  и обобщения знаний об окружающем в рамках лексической темы «Домашние животные»

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Обобщить и систематизировать представления детей о домашних животных и птицах.
  2. Совершенствовать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, выслушивать друг друга;
  3. Совершенствовать навыки слушания литературных произведений, формирование эмоционального отклика и личностного отношения к ним.
  4. Продолжать учить детей, внимательно и заинтересовано слушать рассказ.

Развивающие задачи:

  1. Продолжать  развивать диалогическую речь.
  2. Развивать зрительное и слуховое  внимание, долговременную память, логическое мышление.
  3. Развивать познавательную активность.
  4. Развивать эстетическое восприятие красоты окружающего мира.
  5. Развивать моторику рук.

Воспитательные задачи:

  1.  Воспитывать бережное отношение к природе, к животным ,любовь к окружающему миру.

Коррекционные задачи:

  1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
  2. Тренировать умение согласовывать  существительные с глаголами.
  3. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Предварительная работа:

1.Чтение рассказов Евгения Чарушина, Виталия Бианки .

2.Рассматривания иллюстрации к рассказам.

Материал и оборудование: наборы игрушек домашних животных и птиц; загоны с силуэтами домашних животных; колокольчик; развивающая игра «папа, мама, я»; Видеопрезентация «Кто как подает голос?»; слайд программа «Животные из рассказов Евгения Чарушина»; рассказ Евгения Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц»; бумага с контурами Тюпы; гуашь; поролон; кисть щетинка; мольберт; иллюстрация к рассказу« Почему Тюпа не ловит птиц».

Ход занятия:

 1.Организационый момент. Создание эмоционального фона занятия

Воспитатель вносит колокольчик и говорит:

- Этот колокольчик помогает путешествовать, но необходимо произнести волшебные слова: «Ты колокольчик прозвени попасть в деревню помоги. Раз, два, три..»

Дети произносят слова.

2.Беседа о домашних животных. Обобщить и систематизировать представления детей о домашних животных и птицах.

Совершенствовать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, выслушивать друг друга. Продолжать  развивать диалогическую речь.

Развивать зрительное и слуховое  внимание, долговременную память, логическое мышление. Развивать познавательную активность.

Воспитатель:

- Вот мы и оказались в деревне. Как здесь красиво, какой свежий воздух. Но что это? Все животные у нас перемешались и не могут найти свои дома.

Воспитатель:

- В какое время года может это произойти и почему?

Дети:

- Летом.

- Все животные пасутся на пастбище.

Воспитатель:

- А какое у нас сейчас время года?

Дети:

- Зима

Воспитатель:

- где находятся домашние животные в зимнее время года?

Дети:

- Коровы в коровнике, свиньи в свинарнике, овцы в овчарне и т.д.

3.Дидактическая игра «Кто, где живет?» Совершенствовать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, выслушивать друг друга. Развивать моторику рук.

Воспитатель:

- Помогите животным попасть в свои дома.

Дети размещают животных по домам, ориентируясь на силуэты животных в загонах.

Воспитатель:

- Молодцы! Вы справились с заданием и помогли животным найти свои дома.

4.Видеопрезентация «Кто как подает голос?» (Дети проходят на стулья) Развивать зрительное и слуховое  внимание, долговременную память, логическое мышление. Развивать познавательную активность. Тренировать умение согласовывать  существительные с глаголами. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

Воспитатель:

- Сейчас на экране появится животное, давайте вспомним, как оно подает голос.

Дети: Лошадь ржёт; корова мычит; гусь гогочет; щенок лает;  индюк болобочет и т.д. (при правильном ответе домашние животное на экране подаёт голос)

Воспитатель: Молодцы!

5.Развивающая игра «Папа, мама, я» (домашние животные пазлы). Обобщить и систематизировать представления детей о домашних животных и птицах. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Развивать зрительное внимание, память.

Детям предлагают взять по одной карточке с изображением детёныша животного.

Воспитатель: Дети домашних животных потерялись. Найдите родителей и назовите «семью» целиком.

Дети: (собирают пазлы «семью животного».)

 У индюшонка папа индюк, мама индюшка.

У телёнка папа бык, мама корова.

У цыплёнка папа петух мама курица.

У ягнёнка мама овца, папа баран.

 (гусёнок, жеребёнок, щенок, козлёнок, утёнок, котёнок).

(Дети проходят на стулья)

6.Слайд программа «Животные из рассказов Евгения Чарушина». Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами. Совершенствовать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, выслушивать друг друга; Воспитывать бережное отношение к природе, к животным, любовь к окружающему миру.

Воспитатель: Знакомы ли вам эти иллюстрации?

Дети: да

Воспитатель: Какой художник написал эти иллюстрации?

Дети: Евгений Чарушин.

Воспитатель: Из каких рассказов эти животные?

Дети: Иллюстрации из рассказов Евгения Чарушина:  «Почему Тюпу прозвали Тюпой»; «Томка»; «Лисята» и т.д.

Воспитатель: Обратите внимание, как художник изобразил шерсть животным. Они пушистые.

Воспитатель: Сегодня я приготовила  ещё один рассказ «Почему Тюпа не ловит птиц », (выразительно читает рассказ Чарушина).

7.Чтение рассказа Евгения Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц» Совершенствовать навыки слушания литературных произведений, формирование эмоционального отклика и личностного отношения к ним. Продолжать учить детей, внимательно и заинтересовано слушать рассказ. Продолжать  развивать диалогическую речь. Развивать зрительное и слуховое  внимание, долговременную память, логическое мышление.

Воспитатель: Ребята, а почему у котёнка такая кличка?

Дети: Потому что когда Тюпа охотится он тюпает.

Воспитатель: На кого охотился котёнок?

Дети: На воробьёв.

Воспитатель: С какими птицами встретился Тюпа?

Дети: Тюпа встретил скворцов.

Воспитатель: Почему Тюпа не ловит птиц?

Дети: Тюпа не ловит птиц, потому что он испугался. Скворец клюнул котёнка, он обиделся.

Рассматривание книжной графики.

Воспитатель:  Каким изобразил Тюпу на иллюстрации Евгений Чарушин?

Дети: Котёнок маленький, хитрый, пушистый, серый и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Что бы Тюпе не было грустно, давайте нарисуем его портрет (друзей).

8.Совместная изоодеятельность с не традиционным рисованием. Развивать умениями и навыками работы с нетрадиционным изоматериалом. Развитие моторики рук.

Дети проходят за столы с изоматериалом.

Воспитатель показывает, как нарисовать котёнка пушистым с помощью поролона и кисти щетинки. Следит за правильной осанкой детей, умениями и навыками работы с изоматериалом.

Воспитатель: Какие замечательные у вас получились рисунки. Молодцы! Пора возвращаться в детский сад.

Произносим волшебные слова «Ты колокольчик прозвени попасть в детсад нам помоги. Раз, два, три..»

Дети произносят слова.

Воспитатель: Вот мы снова оказались в нашем любимом детском саду!

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Развивать внимание, долговременную память.

Воспитатель: Куда мы сегодня путешествовали?

Дети: В деревню.

Воспитатель: Дети, а что мы с вами делали в деревне?

Дети: Расставляли животных по загонам. Угадывали, кто, как подаёт голос. Составляли семью животных из пазлов. Рассматривали иллюстрации на компьютере. Слушали рассказ «Почему Тюпа не ловит птиц». Раскрашивали котят.

Воспитатель предлагает детям научить своих родителей рисовать пушистых животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект комплексного занятия по развитию речи на тему "Домашние животные " во второй младшей группе.

Коспект НОД по речевому развитию на тему: "Домашние животны". Рассматривается вопрос как интересней и понятней ребенку активизировать и закрепить речь на заданную тему....

Занятие по развитию речи закрепление тем: « Домашние животные и домашние птицы».

Цели: 1) Закреплять знания о домашних животных и птицах.2) Закреплять обобщающие понятие – «домашние».3) Побуждать детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, закреплять умение о...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Домашние животные» во второй младшей группе

Цель:- Обогащать и систематизировать словарный запас.- Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные».- Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие....

Конспект занятия по развитию речи на тему домашние животные в младшей группе Тема:«Кто как голос подаёт?»

Конспект занятия по развитию речи на тему домашние животные в младшей группе. Тема: "Кто как голос подаёт?"...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»

Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...