Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Данный материал будет полезен  педагогам дошкольных образовательных учреждений. Он поможет ознакомлению педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;мнемотаблица (формат А4), лист бумаги, формата А3, карандаши, текст стихотворения.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрения в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей докольного возраста.

Форма проведения: 

Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Актуальность

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка

Проблема

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс я использую приём мнемотехники.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом,  весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

,

- Уважаемые коллеги приглашаю 6 человек, для участия в нашем мастер-классе. Предлагаю разделиться на  2 группы.

Ход мастер-класса

Задание 1.Первой группе я предлагаю сочинить стихотворение по мнемотаблице (дать готовую мнемотаблицу к стихотворению И. Гурина «Веселый снеговик», листы белой бумаги, ручки)

Задание 2. Второй группе я предлагаю поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения.

Е. Грирьевой «Елочный перезвон»

На елке не шишки

И не свистульки,

На елке повисли

Большие сосульки!

Лишь ветер подует, Как слышен трезвон:

-Динь-дон, дили-дили,

Динь-дон, дили-дон!

– Перед вами лист бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать схематично. (По ходу чтения стихотворения, составляется мнемотаблица)

Задание 3. (Здание для зрителей) А пока наши группы работают, я  предлагаю вам (обращаюсь в зал) поиграть в игру «Волшебный лепесток».На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:

  «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

  «Под лежачий камень вода не течёт»

  «Любишь кататься,  люби и саночки возить»

  «Яблоко от яблони недалеко падает»

  «Кто не работает, тот не ест»

  «Семеро одного не ждут»

 «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

(Идут слайды задаются мнемотаблицы и зрители отгадывают пословицы).

Вы справились с заданием. Молодцы!

С помощью данного приема  развивается умственная активность, мышление, воображение и связная речь.

А теперь давайте посмотрим, что получилось у наших участников.

Первая группаучастников готова представить нам сочиненное по мнемотаблице стихотворение.

(участники рассказывают стихотворение по мнемотаблице, представленной на слайде)

Данный прием  позволяет развивать  умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

Вторая группа  сочиняламнемотаблицу по стихотворению, давайте посмотрим, что у них получилось.

(участники показывают свою мнемотаблицу)

Данный прием позволяет развивать у детей психические процессы, такие как: мышление, воображение и память.

-Уважаемые коллеги, я благодарю вас за помощь. Пройдите, пожалуйста, на свои места.

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала  сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно.

Уважаемые коллеги, если вам понравился мастер-класс и вы будете использовать в своей работе данные приемы, то  похлопайте, если мастер-класс вам понравился, но вы пока не будете использовать в своей работе эти приемы, то улыбнитесь, а если мастер-класс вам не понравился, то потопайте.

Я хочу всем  вам пожелать творческих успехов, удачи и мирного неба над головой. Я для вас, уважаемое жюри, я приготовила необычные мнемотаблицы(раздает жюри подарки). Попробуйте угадайте, что там зашифровано.

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ  «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...