Проект "Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Чиркина Наталья Анатольевна

Цель: создание благоприятных условий  для развития речи детей через использование метода песочной терапии.

Задачи:

-развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

-снимать мышечную напряжённость;

-совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

-расширять словарный запас;

-освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать связную речь, лексико-грамматические представления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_chirkina.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Подготовила: воспитатель логопедической группы Чиркина Н.А.

Слайд 2

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии. Это и есть песочная техника. Цель: создание благоприятных условий для развития речи детей через использование метода песочной терапии. Задачи: - развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; -снимать мышечную напряжённость; -совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; -расширять словарный запас; -освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; -развивать фонематический слух и восприятие; -развивать связную речь, лексико-грамматические представления Предполагаемый результат: - Отмечается положительная динамика в развитии всех компонентов речи детей. Улучшение тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников. Дополнительный эффект: более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

Слайд 3

В настоящее время данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Образы, созданные ребенком на песке, являются его отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка. Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Положительные моменты в работе с песком : Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос. Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином. Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию. Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

Слайд 4

Оборудование: Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага, Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии ) Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль. При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д. Специалисты выделяют три вида игр с песком: 1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду. 2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику. 3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Слайд 5

Подготовительный этап: Определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж). Основной этап: Дидактические игры с использованием песочного стола, направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов. Развитие мелкой моторики. Заключительный этап: Сказочный персонаж или сам песок, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид. Обязательно вымыть руки. Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.

Слайд 6

Наше оборудование: Световой стол для рисования песком, надувной бассейн. Кварцевый песок и кинетический. При работе с песком использовала различные природные материалы: ракушки, камушки, коктейльные трубочки, буквы, игрушки( деревья, киндерсюрприз , машинки, картинки- секретики ), пасочки для песка. Мной был составлен план работы над проектом: На первом этапе я начала свою работу со сбора материала, необходимого для реализации проекта. Изучила и проанализировала литературу по исследуемой проблеме. Подготовила презентации, и консультации с родителями. Подобрала игры с песком и беседы для детей. Также подготовила предметно-развивающую среду в группе и проинформировала родителей о проекте. С помощью родителей в группе появился световой стол. В основной части 2 этапа была организована работа с детьми с использованием познавательных и психопрофилактических игр. Для родителей сделаны папки-передвижки, проведены беседы и консультации, проведен мастер-класс на световом планшете. К 3 этапу планируется оформить фотовыставку «Песочные фантазии». В дальнейшем планируем приобрести цветной песок и добавить различный бросовый материал для работы со световым планшетом.

Слайд 7

Обучающие игры: «Чьи следы» , «Дорожки», «Морозные узоры», «Солнышко» Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

Слайд 8

Упражнения: «Украсим коврик», «Новый год», «Разрежь пирог» «Морской мир», «Повтори узор» , «Дорисуй картинку» , «Что изменилось» Задачи : развивать мелкую моторику, работу мозга, раскрывать творческий потенциал, развивать умение концентрировать внимание на деталях .

Слайд 9

«Морской мир», «Повтори узор» , «Дорисуй картинку» , «Что изменилось»

Слайд 10

Сказки на песке: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сказка об умном мышонке» Использовала такие приемы как «проживание сказки». Дети рисуют сказку на песке, иногда с применением миниатюрных фигурок. Моя задача ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей, понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации, конечно при этом направляю детей, подсказываю им. При «проживании» сказок в словарь ребенка входят уже новые слова, обозначающие качества личности, характера (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный и т.д.).

Слайд 11

Развитие диафрагмального дыхания (воздушной струи): «Дорога к другу» , «Секрет», «Замети следы», «Расчисть дорогу машинке», «Найди игрушку» и др.

Слайд 12

Упражнение: «Горочка» звук (с), «Слабый моторчик» звук ( р ), «Спрячь руки услышав заданный звук», «Волшебный город букв». Артикуляционная гимнастика: «Непослушный язычок» ладонью похлопывать по песку со звуком «п-п-п», «Лошадка» щелкая языком, одновременно в такт щелчкам «скакать по песку», «Качели» ведущая рука движется в такт движениям языка в том же направлении; «Часики» ведущая рука движется в такт движениям языка в том же направлении Упражнения с песком на автоматизацию звуков и на развитие фонематического слуха:

Слайд 14

Анализ слова и предложения: «Начерти на песке», «Составь предложение», «Раздели слово на слоги», «Напиши слоги», «Угадай букву», «Такие разные предлоги»

Слайд 15

Психопрофилактические игры. Применение психопрофилактических игр и упражнений с песком активизирует пространственное и образно-логическое мышление; тренирует мелкую моторику; помогает выстроить более гармоничный образ мира, снимает психологическое напряжение мышечного напряжения в области рук, развивает навыки саморегуляции , способствуют развитию воображения. Выполнение данных упражнений лучше выполнять под медитативную музыку или звуки природы. «Весенний букет» - с использованием цветных камушков; «Сказочное дерево» - рисование ватными палочками; «Портрет на песке» - изображение различных эмоций.

Слайд 16

Вывод. Игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в работе воспитателей детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Можно заметить, заметное продвижение: увеличился объем высказываний детей, увеличился словарный запас детей, дети могут назвать свойства, качества, признаки и действия предмета, а главное начинают строить связные высказывания грамматически правильно. Хочется отметить, что игра с песком развивает у детей тактильную и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации звуков. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

Дидактические игры как средство развития речевой деятельности детей

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. «...

Советы для родителей и педагогов: «Игры с песком, как средство развития речевой деятельности детей».

Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и...

Самообразование «Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей старшей группы ТНР».

Цель:  Повышение  профессионального мастерства и компетентности при использование метода песочной терапии с детьми  старшего дошкольного возраста....

Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...

ПРОЕКТ «Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

ЦЕЛЬ:создать условия для развития речи детей через  театрализованную деятельность....