Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Пронькина Инна Михайловна

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс можно использовать метод мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_mnemotehniki_.docx289.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс можно использовать метод мнемотехники.

Мнемотехника- в переводе с греческого-«Искусство запоминания».

Задачи мнемотехники:

  • Развитие памяти.
  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.
  • Развитие логики.
  • Развитие образного мышления.
  • Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
  • Решение дидактических общеобразовательных задач.
  • Содержание информации по всем направлениям учебной программы.
  • Развитие смекалки.
  • Тренировка внимания.
  • Навык правильно воспроизвести графически

Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем-моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов при составлении описательных и творческих рассказов. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется; дается предметносхематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого даётся схематическая мнемотаблица.

Занятие состоит из нескольких этапов.

  1. этап: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь, неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – представляет собой простую схему, состоящую из 4-х мнемоквадратав (картинок). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное и т.д.

Мнемотаблицы – служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов; - при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок; - при заучивании стихов.

Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

-для младших дошкольников –таблицы на 4 клетки (2на2), на 9 клеток (3на3);

-для среднего возраста-таблицы на 9 клеток, на 16 клеток (4на4); -для старшего возраста- таблицы на 16 клеток, на 25 клеток (5на5).

Считаю, чем раньше мы будем использовать метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...

Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...