Речевое развитие дошкольников посредством виртуальных экскурсий
статья по развитию речи

Анцупова Наталия Геннадьевна

Чистая и ясная речь у дошкольника – одна из приоритетных задач в системе работы по речевому развитию в детском саду. К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Нечеткая речь часто затрудняет отношения дошкольника со сверстниками и педагогами. Ребенок же с развитой речью без проблем вступает в общение: понятно излагает свои мысли, задает вопросы, способен договориться о совместной игре.

Целью работы педагога по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Под коммуникативной компетентностью дошкольника понимается возможность посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования п. 2.6., речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Стоит отметить, что современный этап развития образования характеризуется разнообразием информационных образовательных технологий. На наш взгляд, эффективной формой работы с детьми по речевому развитию является виртуальная экскурсия.

Виртуальные экскурсии - это инновационная форма обучения, перенесенная в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью в музей, на выставку, в заповедник и т.п. Целью виртуальной экскурсии является создание условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.

Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:

- мультимедийные презентации в программе PowerPoint;

- видеоэкскурсии/виртуальные туры;

- интерактивное общение с помощью программы Skype.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм:

1.Выбор темы, формы и вида подачи экскурсии. Постановка целей, задач.

2.Изучение научной литературы и экскурсионных объектов.

3.Отбор экскурсионных объектов, фотографий, видеоряда.

4.Подготовка плана экскурсии, маршрута экскурсии и планирование образовательной деятельности.

5.Подготовка текста экскурсии и экскурсоводов.

6. Систематизация увиденного и услышанного

7.Обмен впечатлениями.

Работу по созданию виртуальной экскурсии необходимо начать с выбора темы. Далее - провести беседу, о том, что дети хотели бы посмотреть, где побывать. Определив цель и задачи экскурсии, подобрать литературу. Можно привлечь родителей и попросить согласно теме подобрать фото- и видеоматериал по заданной теме.

Следующим этапом становится создание презентации. В презентацию включается отобранный материал, учитывая возраст детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Затем выбирается экскурсовод (могут быть дети). Экскурсоводы - дети под руководством педагога знакомятся с экскурсионными объектами, вместе составляют маршрут.

 Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет постановка проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Заканчивается экскурсия традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщается систематизируется увиденное и услышанное, дети делятся впечатлениями. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Составленный в соответствии с этими требованиями виртуальная экскурсия представляет собой готовый для «использования» рассказ. Такие экскурсии являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует результативности работы

Хочется отметить, что в пандемию коронавирусной инфекции, виртуальные экскурсии являются единственной формой путешествий и позволяют формировать целостную картину мира.

Список литературы;

1.Амосова, М. Н. Виртуальные экскурсии как средство речевого развития

старших дошкольников / М.Н. Амосова // Дошкольная педагогика. -2017. - № 1 (126). - URL: https://doshped.ru/ (дата обращения: 05.11.2021).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 04.11.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре

Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре...

Речевое развитие дошкольника посредством театральной деятельности

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическо...

Проект "Речевое развитие дошкольников посредством сказки"

Воспитание подрастающего человека путём приобщения к удожественной литературе очень важная педагогическая задача. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоц...

Речевое развитие дошкольников посредством курса «Введение в художественную литературу» в примерной ООП ДО «Детский сад 2100»

—Пособие по введению в художественную литературу для дошкольников является начальным звеном непрерывного курса литературного чтения – литературы в Образовательной системе «Школа 2100». Обеспечивает ли...

Коррекция нарушений в речевом развитии дошкольников посредством подвижных игр.

Нарушения ечечвого развития у дошкольников. Виды игр и комплекс игр для коррекции и прафилактики нарушений речевого развития дошкольников....