Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Семейный очаг»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Майорова Олеся Станиславовна

Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  учреждение

«Детский сад №13 Лесозаводского городского округа»

Конспект  образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Семейный очаг»

Автор конспекта: Майорова Олеся Станиславовна,  воспитатель МБДОУ №13

Г. Лесозаводск 2016

Тема: «Семейный очаг»

Форма  ОД: интегрированное занятие 

Цель:  познакомить детей с понятием древо семьи, домашний очаг, воспитывать уважение к членам своей семьи.

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное:
  • Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем очаге;
  •  Прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.
  1. Познание:
  • Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»;
  • Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;
  • Учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей семьи.

  1. Речевое развитие:
  • Учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи;
  • Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям;
  • Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
  • Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо, права детей);
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  1. Художественно- этетическое развитие:
  • Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
  • Закреплять умения путем конструирования  создавать дома разной величины и архитектуры;
  • Самостоятельно подбирать цвет и размер полосок бумаги для создания общей композиции;

Физическое развитие:

  • Развивать двигательную активность.

 Приоритетная образовательная область: «Познание»,  «Социально-коммуникативное»

 Предварительная работа:

  • Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье;
  • Разучивание пословиц о семье;
  • Дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ»;
  • Подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох»;
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Гости».

Необходимое оборудование и материалы: проектор, экран, колонки, фотографии.

Ход занятия.

Структура ННОД

деятельность

Наглядность

Воспитатель

Дети

Водная часть

Основная часть

Заключительная часть

Начать  нашу беседу я хочу с  замечательного стихотворения. Послушайте пожалуйста.

Что же такое значит семья?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните!

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Откуда же взялась семья? Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче. И как вы догадались, речь у нас пойдет сегодня о семье.

Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг». Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:

«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать! »

Ну вот мы и на месте! (НА СТОЛЕ ЛЕЖИТ КОНВЕРТ)

А это что такое? Письмо. Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано! «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи! ». Так вот, кто такая Искорка!

 Ну, что ребята, хотите поиграть ? Тогда открываем первую главу, она называется «Вопрос – ответ». Искорка предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, брат, папа, дедушка.

Дедушка, папа, водитель, отец.

Ребята, а что такое семья?

Правильно! Ещё можно сказать – родственники. Так скажите, кого называют родственниками?

- Правильно, родственниками называют близких по родству людей. А что же означает слово «род»?

- Род - одна большая семья. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи - бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка.

 Искорка предлагает нам с играть в игу

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире? »

1, 2, 3, 4, кто живёт у нас в квартире?

1, 2, 3, 4, 5, всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, два котёнка,

Мой сверчок, щегол и я - вот и вся моя семья!

Садитесь все на стульчики. Итак, глава вторая, «Кто и кем кому приходится?». ответе на вопросы…

Кем члены семьи приходятся друг другу?

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

Какие вы все молодцы! На вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу. Давайте откроем третью главу, «Поиграй - ка». Хотите поиграть?

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает

Повороты вправо – влево делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

А теперь снова садитесь на стульчики и переходим к следующему заданию 4 глава Дидактическая игра «Подбери признаки» . Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Молодцы. Вот и заключительная  пятая глава, она называется «Моя родословная». Посмотрите на картинку, что растёт здесь?

 Это не простое дерево. Это древо семьи. На нём изображают всех своих родственников. Искорка, наверно, хочет научить нас как правильно это делать. Давайте рассмотрим его. Какой величины веточки вверху, а какой внизу? Вверху – маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама, в серединке я как раз.

Сколько будет вместе нас?

Вот такое семейное древо у нас получилось! Дома вы можете сделать такое древо со своими родителями. Принести в детский сад рассказать о своей семье, и мы сделаем выставку.

Вот и прочитана последняя глава Волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь все за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.

«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать! ».

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше сказочное путешествие по страницам Волшебной книги? Так что же такое Семейный очаг?

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!

Дети садятся полукругом

Дети слушают стихотворение

«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать! »

Письмо.

Да.

Подруга.

Продавец.

Дворник

Водитель

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

1, 2, 3, 4, кто живёт у нас в квартире?

1, 2, 3, 4, 5, всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, два котёнка,

Мой сверчок, щегол и я - вот и вся моя семья!

Родственниками

сын

Внук

Дочка

Внучка

Сын

Дочь

Брат

Сестра

Да

Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает

Повороты вправо – влево делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

 

добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

строгий, умный, сильный:

старенькая, седая, отзывчивая:

старый, мудрый, седой:

весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Дерево

Дети отвечают

«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать! ».

Ответы детей

(НА СТОЛЕ ЛЕЖИТ КОНВЕРТ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что необходимо растениям для роста и развития»

Основной целью данного конспекта является: расширять представления детей об условиях,необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет). Формировать представления детей о характерны...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной группе Тема «Семейные традиции»

Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Семейные традиции" в подготовительной группе....

Сценарий детско-родительского праздника в старшей группе «У семейного очага»

Сценарий детско-родительского праздника в старшей группе«У семейного очага»...

Консультация для родителей в Старшей группе Тема: «Семейный климат»

laquo;Семейный климат» Всестороннее воспитание и развитие ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача взрослых окружающих его. Родители – первые воспитател...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе Тема: «Семейный бюджет»

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....