Звуковая культура речи у детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Александрова Валентина Александровна

Грамотная речь - важное условие всестороннего развития детей. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения является необходимым условием полноценного развития ребёнка. Воспитывать звуковую речь у ребёнка нужно постоянно. В детском саду, дома, во время игр, прогулок. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители так и педагоги детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Звуковая культура речи

у детей старшего дошкольного возраста»

Грамотная речь - важное условие всестороннего развития детей. Если у ребенка правильная и «богатая» речь, то ему легче  высказать свои мысли, больше возможности в познании окружающего мира. Правильное общение называется культурой речи. Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом. Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения является необходимым условием полноценного развития ребенка. Основной задачей формирования звуковой культуры речи старших дошкольников является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи. Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому – компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, дома, во время игр, прогулок. Разговаривайте с ребенком, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте деревья, камни, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги детского сада.

Игры и упражнения, которые можно проводить дома:

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

 «Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком» и т.д.

«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Эхо», «Путаница», «Какой последний звук?», «Лишнее слово» и т.д.

«Слушаем тишину»

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам.

«Угадай, что звучало»

 Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

«Различение слов, близких по звуковому составу»

Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:

крыша - крыса; бочка - точка; удочка - уточка; коза - коса; ком - дом; лак - рак; ложки - рожки; мука - рука; тень - день; башня - пашня и так далее.

«Хлопни, когда верно»

Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

«Исправь ошибки»

Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах - исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи».

К нам в окно залетел Лук (правильно - жук).

У дедушки на груди педаль (медаль)

Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)

На асфальт упала лень (тень)

Из трубы идет дом (дым)

В океане живет кит (кот)

Спит на заборе кит (кот)

Дедушка с пасеки принес лед (мед)

Над чайником шар (пар)

Любит кушать шубу соль (моль)

Моряки зашли в торт (порт)

У слона вместо носа робот (хобот)

Наступил новый пень (день)

В лесу течет печка (речка)

Жучка доедает будку (булку)

Орехи в дупло несет булка (белка)

Папа в трамвае взял жилет (билет)

На пальме растут бараны (бананы)

«Поймай врага»

Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу-бу, бу-му, бу-бу…»и т.п.

«Ищем звук»

Выберите букву. Называйте слова, у которых эта буква первая (в середине или последняя), вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, для буквы М: муха, молоко, масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.

«Доскажи слово»

Нужно произносить фразу, но не договаривать слог в   последнем   слове.    Дети   должны   закончить   это   слово.

Ра-ра-ра — начинается иг…ра.

Ры-ры-ры — у мальчика ша…ры.

Ро-ро-ро — у нас новое вед…ро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг…ру.

Ре-ре-ре — стоит дом на го…ре.

Ри-ри-ри — на ветках снеги…ри.

Ар-ар-ар — кипит наш само…вар.

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.

Ма - ма - ма - я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум - вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом- ом- ом - мы гулять идем.

Ом- ом-ом - это снежный ком.

«Чем отличаются слова?»

 Есть слова, которые хотя и похожи по звучанию, но разные. Дом и сом. Одинаковые слова? Правильно, разные, но они близки по звучанию. Кошка и ложка. Похожи по звучанию? А дом и кошка? Дом и сом близки по звучанию и отличаются только одним звуком. В слове дом первый звук д, в слове сом — с. Какой звук надо заменить в слове дом, чтобы получилось слово сом? А чем отличается слово лак от слова рак? Какой звук надо заменить в слове рак,  чтобы получилось слово лак?

Примеры:

Чем отличаются такие слова; шишка — мишка, кот — рот, мак — рак, тесто место, галка — палка, день — пень, губка — шубка, грач — врач, друг — круг; крыса — крыша, коса — коза, миска — мишка, мушка — мошка и т. д. Дети повторяют слова, ycтанавливают отличия,  четко произнося изолированные  звуки.

Игры на развитие речевого дыхания

"Птицеферма"

Дети подражают звукам птиц: утки, гуся, цыпленка, петуха. В процессе подражания  задействуется их речевое дыхание.

«Капитаны».

Дети переправляют кораблик (пароход) с одной стороны таза на другой произнося звук " ф", при ровном ветре и звук " п " при порывистом ветре.

"Ветерок"

Дети дуют на султанчики, представляя, что это листочки шелестят на деревьях. Подражание "ветерку".

"Снежинки"

Детям предлагается дуть, делая плавный и длительный выдох на кусочки рыхлой ваты, представляя, что это снежинки.

"Кляксография"

Дети делают кляксы на листах бумаги и раздувают их из трубочек.

Развитие дикции с помощью скороговорок.

Вначале скороговорку произносить нужно очень медленно и четко, разбивая на слоги. Нужно правильно выучить скороговорку. При этом надо обращать внимание на произношение всех звуков. Затем разобрать смысл всех слов и смысл самой скороговорки - как понимает её ребенок. Далее проговаривать скороговорку шепотом, но четко. Только после этого убыстрять темп.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

Синичка, синичка - воробью сестричка.

Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

Игра «Произнеси по-разному»

 Дети выучивают скороговорку, которую затем по указанию произносят с определенной интонацией: Тревога. Обида. Гнев. Презрение. Любопытство. Сожаление. Страх.

Игры и упражнения, которые помогут Вам научить ребёнка правильно определять звуковой состав слов:

«Самый внимательный»

Для игры применяют сюжетные картинки, на которых нарисовано много разных предметов. Ребёнок получает задание: найди на картинке предметы, в названии которых есть звук, например, С.
Игра “Замкни цепочку”

Для игры готовятся  карточки с предметными картинками.  Цель игры – научить ребёнка выделять первый и последний звук в словах. Цепочку из картинок ребёнок должен выкладывать по следующему правилу: первый звук названия последующей картинки должен совпадать с последним звуком предыдущего названия (стол – лампа – аист – ток – книга – артист – танк и т.п.)

Игра “Доскажи звук”

Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч ребёнку. Ребёнок досказывает звук. Можно использовать стихи и потешки.

Ходит по лесу хорек,                                              Лежебока рыжий кот

Хищный, маленький зверё___.                              Отлежал себе живо___.   и т.д.

Поскольку многие дети имеют речевые нарушения, нам предстоит ещё больше и активнее помогать им, освоить разные стороны речи. Только при нашей – воспитателей, а также вашей, уважаемые родители – совместной работе мы добьёмся положительных результатов и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...

Дидактическая логопедическая мультипликация как средство коррекции звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дидактическая логопедическая мультипликация как средство развития и коррекции речи в последнее время всё чаще используется в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Развивающий потенциал инноваци...

Организованная образовательная деятельность по развитию звуковой культуре речи у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект ООДВ старшей группеЗвуковая культура речи: звук [о].Цель: Развитие фонематического слуха воспитанников.Программные задачи:1. Упражнять в  правильном произношении звука в слогах, словах, ...

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Изготовление дидактических игр по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста.

Изготовление и использование дидактических игр, направленных на развитие звуковой культуры речи....

Характеристика звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Характеристика звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В общении с детьми и взрослыми старшие дошкольники, как правило, пользуются умеренной громкостью голоса, они уже...