Конспект квест-игры по развитию связной речи детей с помощью карт Проппа " Загадочное письмо"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пестова Ирина Валерьевна

 С помощью карт Проппа дети легко анализируют структуру сказки, разбив её на функци, что  помогает лучше усвоить содержание сказки и облегчает пересказ. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvestskazki.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий квест-игры «Загадочное письмо».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сказках

Задачи:

1. Упражнять детей в использовании карт  В.Я. Проппа  при выделении функций структуры сказки, соответствующей действию, изображенному на иллюстрации; соотношения содержания сказки определенной схеме; учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карты Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.

2. Активизировать связную речь и обогащать словарь детей.

3. Развивать интерес, внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение.

4.привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра); воспитывать стремление оказывать помощь сверстникам, воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх, инициативность

 Методы и приемы
проблемная ситуация ( Сказочник прислал письмо) 
работа с наглядными пособиями (картами Проппа); 
метод вопросов; 
метод сравнения и обобщения; 

Оборудование и материал:

Письмо от сказочника, клубочек, камень с надписью, конверт с предметами из сказки « Гуси-лебеди», домик , карты Проппа, иллюстрация к сказке «Два жадных медвеженка», иллюстрации с изображением сказочных героев к загадкам, конверт с предметами- помощниками, ключик, сундук с книгами.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное письмо. От кого оно может быть?

Вос-ль  читает письмо: «Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Озорники и шалунишки!  Шлет вам Сказочник привет, на ваш надеюсь я ответ! Предлагаю в путешествие пойти, чтоб самый ценный клад найти! Внимательно письмо читайте! Мои заданья выполняйте! И если справитесь со всеми, в конце пути сундук найдете и клад бесценный заберете! Но для начала путь найдите и где сказки живут, отыщите. А помогать вам будет клубочек волшебный. Дружно вы за ним ступайте и заданье выполняйте!

Воспитатель бросает клубочек и он приводит детей в физкультурный зал. Там Камень, а на нем надпись.

 Восп-ль: Ребята, посмотрите, что это перед нами? (Ответы детей.) Я прочитаю, что написано на камне:

«Направо пойдешь – по легкой ровной дороге пройдешь. Налево повернешь – по кочкам прыгать будешь и небольшой силой волшебной обладать станешь. Прямо пойдешь – по острым, колючим камням пройдешь, но силой обладать огромной будешь».

- Каждая из этих дорог приведет вас в сказку. Все эти дороги волшебные и наделяют идущего по ним силой.

- Хорошо подумайте, какую дорогу вам необходимо выбрать. (Воспитатель для себя отмечает, кто из детей какую дорогу выбрал).

(Дети по очереди идут по выбранной дороге).

- Вот и привел нас клубочек в сказку. А вот и следующее задание  от сказочника. Что же дальше нас ждет?

  « А теперь конвертик с заданьем разверните! Картинки лишние найдите, в одну сказку соберите!»

Дети на книжной полке находят конверт с изображениями на листах бумаги, таких листов с изображениями 5 штук, ведущий предлагает подумать, что поможет быстрее справиться с заданием, подводит к мысли разделиться на команды. В каждом наборе изображений находят лишнее — отличающееся от всех других (1 лист: осина, береза, яблоня, ель; 2 лист: бытовые электроприборы и русская печь и т.д.), выделяют-вырезают, определяют по картинкам (яблоня, печка, баба Яга, девочка и мальчик) сказку «Гуси –лебеди».

Восп-ль продолжает читать письмо: «Если сказку вы узнали, значит вам её читали! Теперь картинки поверните слово нужное сложите (если нет читающих детей, педагог сам складывает слово — ДОМ) В группе есть магнитный  дом, и заданье в доме том! За клубочком вы бегите, домик тот вы отыщите!»

Дети возвращаются в группу. Там находят домик.

Воспитатель: Ребята, кто же в домике живет? ( достает карты Проппа) и задание. «Волшебные карты в руки возьмите и сказку скорее вы расскажите.» Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке « Два жадных медвежонка». Дети сообща выкладывают схему сказки и рассказывают.

Воспитатель читает следующее задание. «Вам загадки загадаю ,вы их отгадайте и героя этой сказки быстро называйте! Добрый тот герой, иль злой? Поиграйте- ка со мной! За клубочком вы идите и героя назовите!» Дети отгадывают героя сказки , после чего он появляется на экране.

1. Эта девочка боится солнца и тепла.

 Была из снега сделана она. (Снегурочка.)

2. Стрелу на болоте поймала и ждет,

Когда же Иван за нею придет. (Царевна-лягушка.)

3. В названии сказки их имена,

Герои эти — брат и сестра.

Не послушал брат сестрицу,

Из лужицы испил водицы.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

 4. Не доглядела за братом сестра,

И долго искала мальчишку она.

Помогла ей волшебная речка,

Пирожков испекла русская печка.

От птиц под яблоней укрылись дети.

Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди.)

5. Жила на свете сирота,

Хаврошечкой звалась она.

С работой управлялась ловко,

Ведь помогала ей коровка.

За ней следили три сестры.

Назовите, кто они? 

(Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.)

6. Под столом собачка лает,

Судьбу дочкам предрекает:

«Старикову дочь в злате-серебре везут,

А старухину дочь замуж не берут!»

Кто ответит без подсказки,

Как название той сказки?  («Морозко».)                                                                                                        7.Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака. (Дюймовочка)

8.Внучка к бабушке пошла,

 Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)

9.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне,

И женился на царевне. (Емеля)

10.К лесу передом стоит,

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка –

На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

Воспитатель читает задание: «Героев сказки всех назвали? Вы большие молодцы! Теперь к избушке вы идите и ключ заветный получите. Но для начала, предметы- помощники вы назовите.!» Достает конверт из избушки в котором лежат предметы –помощники( сапоги, зеркальце, кольцо, дудочка, клубочек, яблоко, золотая рыбка, щука, скатерть самобранка, ковер-самолет) Дети называют предметы и сказки, откуда эти предметы,. Воспитатель достает ключ и задание и продолжает читать:

 «Теперь отагадки посчитайте и цифру ту запоминайте! Где сказки вам сняться, там цифру найдете, под цифрою клад, вы, его заберете! За кладом же ценным отправиться тот, кто больше всех сказок из вас назовет!»

Дети считают количество загадок, определяют место, куда придётся идти за кладом (место, где сказки приснятся – спальня), вспоминают сказки, за каждую названную сказку получают фишки, у кого больше всех, идет в спальню, ищет кроватку с номером, достает сундук с новыми книгами (клад), педагог читает послание от Сказочника:

«Самым умным, самым дружным, самым ловким!

Совершенно секретно!!!

ЗАБИРАЙТЕ ЭТОТ КЛАД! ОН ВАШ!

Читайте книги, в них вы найдете самый ценный клад – знания! Собирайте этот клад по крупицам и вы будете самыми богатыми людьми во всём мире! Сказочник!»

Восп-ль: Ну вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие. Мы выполнили с вами все задания Сказочника. Что было самым трудным на нашем пути? А что вам больше всего понравилось?  Что нам помогало в пути? (дружба и знания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей с помощью мнемотаблиц

Консультация для родителей воспитанников с ОНР и ЗПР...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

О плюсах использования мнемотехники при развитии речи у детей...

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

Конспект занятия ООД по развитию связной речи детей от 6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности с помощью развивающих технологий на тему «Путешествие в весеннюю сказку»

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудова...

Сценарий квест-игры для родителей "Развитие связной речи для детей среднего дошкольного возраста"

Повышение родительской компетентности в вопросах развития связной речи детей среднего дошкольного возраста....

Квест-игра как средство развития связной речи у детей 5-7 лет

в материале представлен сборние квест-игр для детей 5-7 лет на развитие связной речи...

Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники.

Важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению является связная речь. Одним из методов разучивания стихотворений и обучения рассказыванию служит метод мн...