«Сюжетно-ролевые игры как средство развития и воспитания детей раннего возраста»
проект по развитию речи

Складчикова Татьяна Алексеевна

проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Сюжетно-ролевые игры как средство развития и воспитания детей раннего возраста».

Подготовила: 

Складчикова Т.А.

воспитатель


Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: ролево-игровой

по предметно-содержательной области: интегративный

по характеру контактов:  контактов с воспитанниками одной группы

по продолжительности выполнения: краткосрочный

Тип проекта: творческий.

Программное содержание:

- обучать игровым действиям со сверстниками.

- воспитывать желание играть со сверстниками, умения связывать сюжетные действия с ролью.

- поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Актуальность проекта:

Сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга, у взрослых. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность.  Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой ситуации. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.

Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, поскольку в словаре отражается содержание речи, т. е. чем богаче словарный запас ребенка, тем выше уровень умственного развития. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речиРазвитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в раннем дошкольном возрасте  осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность, в том числе и сюжетно – ролевую игру. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.

Задачи проекта:

- обучать игровым действиям со сверстниками.
- развивать умение играть вместе со сверстниками.
- развивать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых одним сюжетом.

 -поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- воспитывать желание играть со сверстниками, умения связывать сюжетные действия с ролью. 

Срок:  1 месяц с 01.04 - 30.04

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители.

Необходимые материалы: атрибуты сюжетно-ролевых игр

Предполагаемый продукт проекта: повышение уровня речи у детей раннего возраста, презентация «Как мы играем». 

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: повышение интереса детей к сюжетно-ролевым играм, самостоятельному выполнению ролей, улучшение эмоционального климата в группе, активизация речевой активности детей, создание предпосылок к совместным играм, снижение негативных проявлений у детей к посещению детского сада.

Воспитатель: освоит метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, эффективно развивать речевое и творческое мышление дошкольников.

Родители: желание родителей играть с детьми дома.

Реализация проекта по образовательным областям:

Речевое развитие: Беседы, рассматривание картинок, иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Познание: Беседы, игры, наблюдения, просмотр развивающих мультфильмов из серии «Для самых маленьких», обсуждения.
Социально-коммуникативное развитие: Беседы, фотовыставки с изображениями профессий. 
Физическое развитие: Сюжетные утренние гимнастики, игровые задания 
и упражнения на прогулке.
Художественно-эстетическое развитие: 
Заучивание песенок и потешек, раскрашивание предметных картинок.

Основные формы реализации проекта:

Игровые задания и ситуации.
Просмотр и обсуждение 
развивающих мультфильмов.
Рассматривание картин, серий 
сюжетных картинок.
Сюжетные утренние гимнастики.
Сюрпризные моменты.
Знакомство с атрибутами к
сюжетно-ролевым играм.

Оборудование:

Игровая зона для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Больница».
Уголок ряжения, наборы: «Парикмахерская», «Кухня»,
«Больница», «Продукты», рули, коляски.
 

Результат:

Повышение уровня речи у детей раннего возраста

Обновление атрибутов и игровой зоны для сюжетно-ролевых игр.
Пополнение информационного уголка для родителей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

- Подбор и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
- Рассматривание сюжетных картин
на темы: «Повар», «В больнице», «Парикмахерская», «Магазин», «Шофёр», «Семья».

- Подбор наглядного материала.

 - Игровые ситуации; беседы; 
дидактические игры.
– Пальчиковые, артикуляционные, 
дыхательные упражнения.
– Сюжетные утренние гимнастики.
– Игровые упражнения на прогулке.
– Пальчиковый и настольный театр. 

- серия сюжетно-ролевых игр «У доктора», «В магазине», «Праздник у куклы Кати».

- Досуг для детей:

« Кукла Катя пришла в гости ».

- Проведения консультаций для родителей «Какие игрушки необходимы детям», «Взрослые, дети, игра», «Игры и игрушки», «Игра в жизни вашего ребёнка»,
«Игрушка в жизни ребёнка», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка».

Перспективное планирование организации и проведения сюжетно-ролевых игр для реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

№ п/п

Тема

(Сюжетно-ролевая игра)

Сроки проведения

Ответственный

1

«Больница»

1 неделя апреля

Складчикова Т.А. воспитатель

2

«День Рождение у куклы Кати»

2 неделя апреля

Складчикова Т.А. воспитатель

3

«Магазин»

3 неделя апреля

Складчикова Т.А. воспитатель

4

«Парикмахерская»

4 неделя апреля

Складчикова Т.А. воспитатель

План работы с родителями

№ п/п

Формы работы

Сроки проведения

Ответственный

Примечание

1.

Консультация: «Какие игрушки необходимы детям»

1 неделя апреля

Складчикова Т.А. воспитатель

2.

Консультация: «Взрослые, дети, игра»

2 неделя апреля

Складчикова Т.А. воспитатель

3.

Консультация: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»

3 неделя апреля

Складчикова Т.А. воспитатель

4.

Помощь родителей в изготовлении атрибутов для организации и проведения сюжетно-ролевых игр

в течение всего срока реализации проекта

Складчикова Т.А. воспитатель

Результаты реализации проекта в группе

   Анализируя  результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре  дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна.  Данный проект может быть использован, в работе с детьми  дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.


Методическая литература :

Программа «От рождения до школы» редакторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова , М.А.Васильева.
Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет».
Е.С.Дёмина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», «Развивающие игры с малышами до 3-х лет».
Т.В.Галанова «Игры с детьми раннего возраста».
М.А.Аралова, О.Н.Земцова  «Тесты для детей 2-3 лет».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение к проекту

Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.

Игровые ситуации:

“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)

“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)

“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)

“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)

“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.

“Реклама нового товара”

Подготовка к сюжету

Рассматривание картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций о труде продавца.

Чтение произведений на эту тему.

Беседа с детьми “Моя мама - продавец”.

Проигрывание действий продавца, покупателя.

Оформление сюжета:

Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки, сумки.

Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.

Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.

Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

Сюжетно-ролевая игра “Больница”.

Игровые ситуации:

“На приёме у врача - специалиста” (окулиста, хирург, лор,)

“Посещение врача-массажиста”

“Скорая помощь приехала к больному”

“Готовим лекарства для больных”

“В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам”

Подготовка к сюжету:

Экскурсия в медкабинет детского сада.

Рассматривание картины “Врач” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.

Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.

Рассматривание и беседа об игрушках “Доктора Айболит”, набора “Айболит”, машин “Скорая помощь” и другое.

Чтение детям Чуковского “Айболит” и других произведений о работе врача с беседой.

Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.

Дидактическая игра “Кому что нужно”.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры и хранение атрибутов.

Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).

Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.

Сюжетно-ролевая игра “Семья”.

Игровые ситуации:

“Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу”

“Мама готовит, гладит бельё …”

“Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде”

“Дедушка и бабушка приехали в гости”

“Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)”

“Украшаем ёлку. Празднуем Новый год”

“Поход в зоопарк, цирк”

“Папа уезжает в командировку”

“Мама заболела”

“Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей”

“Убираем квартиру к празднику”

Подготовка к сюжету:

Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения, занятия вместе с детьми).

Рассматривание семейных альбомов, фотографий.

Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.

Рассматривание иллюстраций, картин о семье.

Пение песен о мам, папе, бабушке.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).

Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор разных игрушек, зверят.

Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.

Игровые ситуации:

“Воспитатель утром принимает детей в группу”

“Делаем утреннюю гимнастику”

“Завтрак”

“Воспитатель проводит занятие”

“В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник”

“Праздник в детском саду”

“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”

Подготовка к сюжету:

Чтение произведений о жизни детей в детском саду.

Прогулка вокруг детского сада.

Пение песен о детском саде.

Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).

Беседа о труде воспитателя.

Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.

Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.

Конструирование “Построим детский сад”.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).

Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, “продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.

Цель:  развитие и обогащение сюжетов игр, формирование умения к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Задачи:

Образовательные: 

- знакомить детей с профессией врача, и учить детей игровым действиям их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками.

Развивающие: 

- развивать слуховое внимание, восприятия, памяти путем названия предметов для лечения зверей, запоминание последовательности лечения.

- продолжать учить пользоваться игрушками – заместителями, выполнять роль врача.

- закреплять умение выполнять игровые действия.

- развивать у детей  умение лечить больных зверюшек.

Воспитательные: 

 - воспитывать заботливое отношение к заболевшим зверюшкам, интерес и уважение к профессии врача.

Приоритетная образовательная область:

 - социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа: 

В группе: - Экскурсия в медкабинет.

- Наблюдение за работой медсестры в группе.

- Чтение стихов: «Большая кукла» В. Берестова.

- Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций.

- Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит».

Словарь: градусник, шпатель, слушалка, фонендоскоп, таблетки.

Используемое оборудование: градусники, шпателя, трубочки (фонендоскоп), таблетки, проектор.

- Звериные маски

- Предметы - заместители.

Форма организованной деятельности: подгрупповая

Место проведения: групповая комната

(Слышится стук в дверь)

Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришёл, пойду, посмотрю. (На руку одеваю куклу бибабо Айболита) А кто это к нам пришел, ребята?

Дети:

Воспитатель: Правильно, к нам пришел Айболит.

Доктор Айболит: Здравствуйте. Я – Доктор Айболит. Мне прислали письмо, что в лесу заболели звери и их нужно лечить. (озвучиваю Айболита)  

Воспитатель: Ребята, поможем Айболиту лечить зверей? Давайте сейчас отправимся в лес, где живут звери, которым нам надо помочь. Закройте глаза и представьте, что мы оказались на лесной поляне. (слайд с изображением лесной опушки)

Воспитатель: Открывайте глаза. Что вы видите на сказочной поляне?

Дети:

Воспитатель: Верно ребята, на поляне у нас деревья, пеньки, кустики, животные. А какие звери живут в лесу, как они называются?

Дети:

Воспитатель: Правильно, это дикие животные. Дети, а какими животными вы хотели бы быть? Выбирайте маски и надевайте их.

(дети одевают маски)

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, а какое сейчас время года?  

Дети:

Воспитатель: Какое может быть настроение, когда светит солнце, на деревьях распускаются листочки, появляются первые цветы?

Дети:

Воспитатель: Да, радостное настроение. Но на улице может быть и сильный ветер,  и дождь, Какое тогда у всех настроение?

      Дети: 

      Воспитатель: Да грустное настроение, и в такую погоду не хочется выходить на улицу, потому что можно промокнуть и простудиться. Вот звери этого не знали и заболели.  Представьте, что вы заболели, а мы с Доктором Айболитом будем вас лечить. (Воспитатель   надевает белый халат и шапку Доктора Айболита) Кто первый придёт ко мне лечиться? (выходит лиса)

      Воспитатель: Здравствуй, Лисичка, что у тебя болит?

     Лиса:

Воспитатель: Давай  я посмотрю у тебя ушки. Да у тебя, лиса, ушки больные. Вот тебе капли. Надо закапывать каждый день в одно и другое ухо, и пить таблетки. Приходи через три дня. Но лекарство отдай маме, чтобы она лечила тебя.

Лиса:

Доктор Айболит: (озвучивает воспитатель) А сейчас я должен уйти на другую поляну. Там тоже заболели зверюшки. Кто будет за меня Доктором Айболитом?

Воспитатель: Лиза, идем, будешь Доктором.

(Ребёнок  надевает одежду Доктора Айболита)

     Воспитатель: Лиза, теперь давай полечим Волка. Спроси его, есть ли у него кашель, посмотри какое у него горлышко, шпатель кладем на язычок, затем послушай его фонедоскопом (слушалкой), скажи ему «Дышите- не дышите», потом возьми градусник и измерь ему температуру, и дай ему таблетки. 

Доктор Лиза: Ты сильно кашляешь? Давай я тебя послушаю. Дыши, - не дыши. Подними руку, мы градусником померяем температуру. О, у тебя высокая температура, открой, пожалуйста, рот, покажи горло,- какое красное! Вот тебе таблетки от кашля. Пей лекарство три раза в день. Приходи ко мне через два дня.

    Волк:

    Воспитатель: Есть еще больные звери у нас? Вот Зайчик, идет к Доктору. Лиза, спроси Зайчика, что у него болит.

Доктор Лиза:

Воспитатель: У зайчика болит лапка, он прыгал с пенька на пенёк. Лиза, помажь ему мазью, и перевяжи ему лапку.

      Доктор Лиза: Сейчас я смажу её мазью, и перевяжу. Дома сам не лечись, приходи ко мне каждый день на перевязку. До свидания!

    Воспитатель: Какие мы молодцы, вылечили и зайчика, и лисичку, и волка. Теперь все звери у нас здоровые, а чтобы не болеть, мы проведем веселую физминутку, вставайте ребята со стульчиков.

Физ.минутка

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад) 
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные движения)
Как лисы бродят по лесочку. (Движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, И мы головки повернем.

(Руки на поясе, повороты головы влево – вправо)
 Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки) 
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях)
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

       Воспитатель: Садитесь, ребята, какая весёлая физ.минутка получилась. Хочу вас похвалить, какие замечательные дети, вылечили всех зверей. Дети, теперь вы знаете, к кому надо обращаться, если у вас что-то заболит. Ребята, вам понравилось быть докторами? А что делают доктора? А чем они лечат?

      Дети:

Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Тани» вторая младшая группа.

Надежда Гаврикова 
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Тани» вторая младшая группа.

Цель-Развивать умение играть со сверстниками. Формировать умение выполнять с помощью взрослого игровые действия, объединённые сюжетной линией.

Задачи

Образовательные:

-расширять знания детей о проведении дня рождения,учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности. Закрепить знания о предметах посуды.

Развивающие:

-развивать навык сервировки стола,способствовать речевому развитию,развивать слуховое внимание путём выполнения поручений воспитателя.

Воспитательные:

-прививать интерес к игре,воспитывать умение играть в команде.

Оборудование:кукла,игрушечная посуда,торт со свечками,модели фруктов и овощей,музыкальное сопровождение (детские песни про день рождения).

Предварительная работа:празднование в течение года дней рождений детей. Изучение с детьми названий посуды.

Ход игры

Ребята здравствуйте!

Воспитатель: Сядьте девочки. Сядьте мальчики. Что будем делать?

Дети: Будем играть.

Воспитатель: Ребята,а кто уже праздновал День Рождения?

-А поднимите ручку у кого скоро День Рождения?

-А в какое время года у вас День Рождения?

-А вы любите праздновать День Рождения и почему?

Воспитатель обращает внимание на то, что из домика детей зовёт кукла.

Дети: Кто там?

Из домика воспитатель достаёт нарядную куклу

Воспитатель: Это кукла Таня. Она нарядная,красивая. У неё сегодня праздник-День Рождения ей исполняется 4 года!

Игровое упражнение "наряд на день рождения"

дети вбирают наряд в котором надо идти на праздник.

Воспитатель: Ребята,а в каком же наряде можно пойти на праздник?

-В костюме доктора?

Дети: Нет!

Воспитатель: В костюме балерины?

Дети: Нет!

Воспитатель: В нарядном платье?

Дети: Да!

Воспитатель: Молодцы. вот мы с вами наряды выбрали теперь можно и на праздник идти.

-Ребята Таня приглашает нас на свой день рождения.

Воспитатель предлагает водить хоровод для куклы Тани. (игра -хоровод)

Хлоп-хлоп-хлопают в ладоши

Топ-топ топают ногами

Ля-ля-ля-кружатся.

Воспитатель: Дети,а теперь давайте накроем праздничный стол!

Что бывает на праздничном столе? (салаты,горячие блюда,а также сладости к чаю,торт)

Воспитатель: (имена трёх детей) возьмите кастрюльки, ножи и помогите приготовить салат.

(имена других трёх детей) возьмите чашки,тарелки,вилочки,ложечки и поставьте на стол.

(имена двух детей) вы будите печь сладкое угощенье к чаю (торт,кекс,печенье).

Воспитатель: Всё готово,садимся за стол.

Все дети угощаются,кушают понарошку,а так же говорят пожелания кукле Тане.

Воспитатель вместе с куклой приносят торт со свечами.

Дети задувают свечи,угощаются,пьют чай.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игрушка в жизни ребенка»

   Давайте вспомним наше детство… Что приходит  сразу? Конечно, мамины теплые руки, и…любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д. – у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.

   Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей  жизни возможность познания ребенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими, и находится в поле зрения ребенка, так как игрушка  должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые позволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребенка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребенку уже нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребенка таким же средством познания, как и руки, и глаза. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игрушек.

   В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу – проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали  служить вам – уберите их с глаз ребенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

   К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.

   К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, должны увеличиться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ним действовать. Например, пирамидка с конусообразным  стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно - матрешки не будут неразлучными сестрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.

   К 4-5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки  и оружие, а девочки кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти  годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию, то есть к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

   Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», то есть эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа – предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее мусор. Но для ребенка это ценнейший материал для развития фантазии  и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д.

   Введение этих предметов целесообразно с 2-3 лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»). Вы скажете: «Все это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете купить своему ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками  и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию – и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку; во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или  ткани великолепную куклу и одежду для нее;  в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с

другой – хорошая возможность сплочения семьи.

   Хотелось бы остановиться еще на одном моменте – выборе игрушек.

   Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь

  правилами. Игрушка должна быть:

    - безопасной (прочной и качественной);

    - эстетичной на вид (красивой, в художественном исполнении);

    - соответствующей возрасту и возрастным задачам  развития;

    - многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше. Естественно это не касается погремушек для малышей.);

     - соответствовать этическим нормам (игрушка должна по возможности пробуждать добрые, гуманные чувства, воспитывать бережное отношение к живому. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства, такие как насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому. Нарушение этических требований к игрушке, даже при хорошем развивающем эффекте, должно служить основанием для отказа от нее.)

    Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно и то, что модно, что он видит на экране телевизора или у других детей. Часто дети предпочитают то, что совершенно не подходит для игры, - монстров, страшилищ, гламурных красоток и пр. В связи с этим ответственность за формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений ребенка лежит на родителях.

    В заключение необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

Педагогический проект "Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста"

Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»...