«Сюжетно-ролевые игры как средство развития и воспитания детей раннего возраста»
проект по развитию речи
проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.81 КБ |
proekt_prezentatsiya-konvertirovan-szhatyy.pdf | 681.86 КБ |
prilozhenie_k_proektu.docx | 28.33 КБ |
igrushka_v_zhizni_rebenka.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Сюжетно-ролевые игры как средство развития и воспитания детей раннего возраста».
Подготовила:
Складчикова Т.А.
воспитатель
Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: ролево-игровой
по предметно-содержательной области: интегративный
по характеру контактов: контактов с воспитанниками одной группы
по продолжительности выполнения: краткосрочный
Тип проекта: творческий.
Программное содержание:
- обучать игровым действиям со сверстниками.
- воспитывать желание играть со сверстниками, умения связывать сюжетные действия с ролью.
- поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Актуальность проекта:
Сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга, у взрослых. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой ситуации. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, поскольку в словаре отражается содержание речи, т. е. чем богаче словарный запас ребенка, тем выше уровень умственного развития. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в раннем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность, в том числе и сюжетно – ролевую игру. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Задачи проекта:
- обучать игровым действиям со сверстниками.
- развивать умение играть вместе со сверстниками.
- развивать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых одним сюжетом.
-поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- воспитывать желание играть со сверстниками, умения связывать сюжетные действия с ролью.
Срок: 1 месяц с 01.04 - 30.04
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители.
Необходимые материалы: атрибуты сюжетно-ролевых игр
Предполагаемый продукт проекта: повышение уровня речи у детей раннего возраста, презентация «Как мы играем».
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: повышение интереса детей к сюжетно-ролевым играм, самостоятельному выполнению ролей, улучшение эмоционального климата в группе, активизация речевой активности детей, создание предпосылок к совместным играм, снижение негативных проявлений у детей к посещению детского сада.
Воспитатель: освоит метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, эффективно развивать речевое и творческое мышление дошкольников.
Родители: желание родителей играть с детьми дома.
Реализация проекта по образовательным областям:
Речевое развитие: Беседы, рассматривание картинок, иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Познание: Беседы, игры, наблюдения, просмотр развивающих мультфильмов из серии «Для самых маленьких», обсуждения.
Социально-коммуникативное развитие: Беседы, фотовыставки с изображениями профессий.
Физическое развитие: Сюжетные утренние гимнастики, игровые задания
и упражнения на прогулке.
Художественно-эстетическое развитие:
Заучивание песенок и потешек, раскрашивание предметных картинок.
Основные формы реализации проекта:
Игровые задания и ситуации.
Просмотр и обсуждение
развивающих мультфильмов.
Рассматривание картин, серий
сюжетных картинок.
Сюжетные утренние гимнастики.
Сюрпризные моменты.
Знакомство с атрибутами к
сюжетно-ролевым играм.
Оборудование:
Игровая зона для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Больница».
Уголок ряжения, наборы: «Парикмахерская», «Кухня»,
«Больница», «Продукты», рули, коляски.
Результат:
Повышение уровня речи у детей раннего возраста
Обновление атрибутов и игровой зоны для сюжетно-ролевых игр.
Пополнение информационного уголка для родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- Подбор и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм - Подбор наглядного материала. | - Игровые ситуации; беседы; - серия сюжетно-ролевых игр «У доктора», «В магазине», «Праздник у куклы Кати». | - Досуг для детей: « Кукла Катя пришла в гости ». - Проведения консультаций для родителей «Какие игрушки необходимы детям», «Взрослые, дети, игра», «Игры и игрушки», «Игра в жизни вашего ребёнка», |
Перспективное планирование организации и проведения сюжетно-ролевых игр для реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
№ п/п | Тема (Сюжетно-ролевая игра) | Сроки проведения | Ответственный |
1 | «Больница» | 1 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
2 | «День Рождение у куклы Кати» | 2 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
3 | «Магазин» | 3 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
4 | «Парикмахерская» | 4 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
План работы с родителями
№ п/п | Формы работы | Сроки проведения | Ответственный Примечание |
1. | Консультация: «Какие игрушки необходимы детям» | 1 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
2. | Консультация: «Взрослые, дети, игра» | 2 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
3. | Консультация: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста» | 3 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
4. | Помощь родителей в изготовлении атрибутов для организации и проведения сюжетно-ролевых игр | в течение всего срока реализации проекта | Складчикова Т.А. воспитатель |
Результаты реализации проекта в группе
Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна. Данный проект может быть использован, в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.
Методическая литература :
Программа «От рождения до школы» редакторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова , М.А.Васильева.
Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет».
Е.С.Дёмина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», «Развивающие игры с малышами до 3-х лет».
Т.В.Галанова «Игры с детьми раннего возраста».
М.А.Аралова, О.Н.Земцова «Тесты для детей 2-3 лет».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение к проекту
Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.
Игровые ситуации:
“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)
“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)
“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)
“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)
“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.
“Реклама нового товара”
Подготовка к сюжету
Рассматривание картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций о труде продавца.
Чтение произведений на эту тему.
Беседа с детьми “Моя мама - продавец”.
Проигрывание действий продавца, покупателя.
Оформление сюжета:
Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки, сумки.
Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.
Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.
Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
Сюжетно-ролевая игра “Больница”.
Игровые ситуации:
“На приёме у врача - специалиста” (окулиста, хирург, лор,)
“Посещение врача-массажиста”
“Скорая помощь приехала к больному”
“Готовим лекарства для больных”
“В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам”
Подготовка к сюжету:
Экскурсия в медкабинет детского сада.
Рассматривание картины “Врач” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.
Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
Рассматривание и беседа об игрушках “Доктора Айболит”, набора “Айболит”, машин “Скорая помощь” и другое.
Чтение детям Чуковского “Айболит” и других произведений о работе врача с беседой.
Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
Дидактическая игра “Кому что нужно”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры и хранение атрибутов.
Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).
Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.
Сюжетно-ролевая игра “Семья”.
Игровые ситуации:
“Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу”
“Мама готовит, гладит бельё …”
“Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде”
“Дедушка и бабушка приехали в гости”
“Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)”
“Украшаем ёлку. Празднуем Новый год”
“Поход в зоопарк, цирк”
“Папа уезжает в командировку”
“Мама заболела”
“Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей”
“Убираем квартиру к празднику”
Подготовка к сюжету:
Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения, занятия вместе с детьми).
Рассматривание семейных альбомов, фотографий.
Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.
Рассматривание иллюстраций, картин о семье.
Пение песен о мам, папе, бабушке.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).
Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор разных игрушек, зверят.
Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.
Игровые ситуации:
“Воспитатель утром принимает детей в группу”
“Делаем утреннюю гимнастику”
“Завтрак”
“Воспитатель проводит занятие”
“В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник”
“Праздник в детском саду”
“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”
Подготовка к сюжету:
Чтение произведений о жизни детей в детском саду.
Прогулка вокруг детского сада.
Пение песен о детском саде.
Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).
Беседа о труде воспитателя.
Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.
Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.
Конструирование “Построим детский сад”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).
Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, “продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.
Цель: развитие и обогащение сюжетов игр, формирование умения к самостоятельному созданию игровых замыслов.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с профессией врача, и учить детей игровым действиям их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, восприятия, памяти путем названия предметов для лечения зверей, запоминание последовательности лечения.
- продолжать учить пользоваться игрушками – заместителями, выполнять роль врача.
- закреплять умение выполнять игровые действия.
- развивать у детей умение лечить больных зверюшек.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к заболевшим зверюшкам, интерес и уважение к профессии врача.
Приоритетная образовательная область:
- социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
В группе: - Экскурсия в медкабинет.
- Наблюдение за работой медсестры в группе.
- Чтение стихов: «Большая кукла» В. Берестова.
- Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций.
- Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит».
Словарь: градусник, шпатель, слушалка, фонендоскоп, таблетки.
Используемое оборудование: градусники, шпателя, трубочки (фонендоскоп), таблетки, проектор.
- Звериные маски
- Предметы - заместители.
Форма организованной деятельности: подгрупповая
Место проведения: групповая комната
(Слышится стук в дверь)
Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришёл, пойду, посмотрю. (На руку одеваю куклу бибабо Айболита) А кто это к нам пришел, ребята?
Дети:
Воспитатель: Правильно, к нам пришел Айболит.
Доктор Айболит: Здравствуйте. Я – Доктор Айболит. Мне прислали письмо, что в лесу заболели звери и их нужно лечить. (озвучиваю Айболита)
Воспитатель: Ребята, поможем Айболиту лечить зверей? Давайте сейчас отправимся в лес, где живут звери, которым нам надо помочь. Закройте глаза и представьте, что мы оказались на лесной поляне. (слайд с изображением лесной опушки)
Воспитатель: Открывайте глаза. Что вы видите на сказочной поляне?
Дети:
Воспитатель: Верно ребята, на поляне у нас деревья, пеньки, кустики, животные. А какие звери живут в лесу, как они называются?
Дети:
Воспитатель: Правильно, это дикие животные. Дети, а какими животными вы хотели бы быть? Выбирайте маски и надевайте их.
(дети одевают маски)
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, а какое сейчас время года?
Дети:
Воспитатель: Какое может быть настроение, когда светит солнце, на деревьях распускаются листочки, появляются первые цветы?
Дети:
Воспитатель: Да, радостное настроение. Но на улице может быть и сильный ветер, и дождь, Какое тогда у всех настроение?
Дети:
Воспитатель: Да грустное настроение, и в такую погоду не хочется выходить на улицу, потому что можно промокнуть и простудиться. Вот звери этого не знали и заболели. Представьте, что вы заболели, а мы с Доктором Айболитом будем вас лечить. (Воспитатель надевает белый халат и шапку Доктора Айболита) Кто первый придёт ко мне лечиться? (выходит лиса)
Воспитатель: Здравствуй, Лисичка, что у тебя болит?
Лиса:
Воспитатель: Давай я посмотрю у тебя ушки. Да у тебя, лиса, ушки больные. Вот тебе капли. Надо закапывать каждый день в одно и другое ухо, и пить таблетки. Приходи через три дня. Но лекарство отдай маме, чтобы она лечила тебя.
Лиса:
Доктор Айболит: (озвучивает воспитатель) А сейчас я должен уйти на другую поляну. Там тоже заболели зверюшки. Кто будет за меня Доктором Айболитом?
Воспитатель: Лиза, идем, будешь Доктором.
(Ребёнок надевает одежду Доктора Айболита)
Воспитатель: Лиза, теперь давай полечим Волка. Спроси его, есть ли у него кашель, посмотри какое у него горлышко, шпатель кладем на язычок, затем послушай его фонедоскопом (слушалкой), скажи ему «Дышите- не дышите», потом возьми градусник и измерь ему температуру, и дай ему таблетки.
Доктор Лиза: Ты сильно кашляешь? Давай я тебя послушаю. Дыши, - не дыши. Подними руку, мы градусником померяем температуру. О, у тебя высокая температура, открой, пожалуйста, рот, покажи горло,- какое красное! Вот тебе таблетки от кашля. Пей лекарство три раза в день. Приходи ко мне через два дня.
Волк:
Воспитатель: Есть еще больные звери у нас? Вот Зайчик, идет к Доктору. Лиза, спроси Зайчика, что у него болит.
Доктор Лиза:
Воспитатель: У зайчика болит лапка, он прыгал с пенька на пенёк. Лиза, помажь ему мазью, и перевяжи ему лапку.
Доктор Лиза: Сейчас я смажу её мазью, и перевяжу. Дома сам не лечись, приходи ко мне каждый день на перевязку. До свидания!
Воспитатель: Какие мы молодцы, вылечили и зайчика, и лисичку, и волка. Теперь все звери у нас здоровые, а чтобы не болеть, мы проведем веселую физминутку, вставайте ребята со стульчиков.
Физ.минутка
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные движения)
Как лисы бродят по лесочку. (Движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, И мы головки повернем.
(Руки на поясе, повороты головы влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях)
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Воспитатель: Садитесь, ребята, какая весёлая физ.минутка получилась. Хочу вас похвалить, какие замечательные дети, вылечили всех зверей. Дети, теперь вы знаете, к кому надо обращаться, если у вас что-то заболит. Ребята, вам понравилось быть докторами? А что делают доктора? А чем они лечат?
Дети:
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Тани» вторая младшая группа.
Надежда Гаврикова
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Тани» вторая младшая группа.
Цель-Развивать умение играть со сверстниками. Формировать умение выполнять с помощью взрослого игровые действия, объединённые сюжетной линией.
Задачи
Образовательные:
-расширять знания детей о проведении дня рождения,учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности. Закрепить знания о предметах посуды.
Развивающие:
-развивать навык сервировки стола,способствовать речевому развитию,развивать слуховое внимание путём выполнения поручений воспитателя.
Воспитательные:
-прививать интерес к игре,воспитывать умение играть в команде.
Оборудование:кукла,игрушечная посуда,торт со свечками,модели фруктов и овощей,музыкальное сопровождение (детские песни про день рождения).
Предварительная работа:празднование в течение года дней рождений детей. Изучение с детьми названий посуды.
Ход игры
Ребята здравствуйте!
Воспитатель: Сядьте девочки. Сядьте мальчики. Что будем делать?
Дети: Будем играть.
Воспитатель: Ребята,а кто уже праздновал День Рождения?
-А поднимите ручку у кого скоро День Рождения?
-А в какое время года у вас День Рождения?
-А вы любите праздновать День Рождения и почему?
Воспитатель обращает внимание на то, что из домика детей зовёт кукла.
Дети: Кто там?
Из домика воспитатель достаёт нарядную куклу
Воспитатель: Это кукла Таня. Она нарядная,красивая. У неё сегодня праздник-День Рождения ей исполняется 4 года!
Игровое упражнение "наряд на день рождения"
дети вбирают наряд в котором надо идти на праздник.
Воспитатель: Ребята,а в каком же наряде можно пойти на праздник?
-В костюме доктора?
Дети: Нет!
Воспитатель: В костюме балерины?
Дети: Нет!
Воспитатель: В нарядном платье?
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы. вот мы с вами наряды выбрали теперь можно и на праздник идти.
-Ребята Таня приглашает нас на свой день рождения.
Воспитатель предлагает водить хоровод для куклы Тани. (игра -хоровод)
Хлоп-хлоп-хлопают в ладоши
Топ-топ топают ногами
Ля-ля-ля-кружатся.
Воспитатель: Дети,а теперь давайте накроем праздничный стол!
Что бывает на праздничном столе? (салаты,горячие блюда,а также сладости к чаю,торт)
Воспитатель: (имена трёх детей) возьмите кастрюльки, ножи и помогите приготовить салат.
(имена других трёх детей) возьмите чашки,тарелки,вилочки,ложечки и поставьте на стол.
(имена двух детей) вы будите печь сладкое угощенье к чаю (торт,кекс,печенье).
Воспитатель: Всё готово,садимся за стол.
Все дети угощаются,кушают понарошку,а так же говорят пожелания кукле Тане.
Воспитатель вместе с куклой приносят торт со свечами.
Дети задувают свечи,угощаются,пьют чай.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игрушка в жизни ребенка»
Давайте вспомним наше детство… Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и…любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д. – у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.
Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими, и находится в поле зрения ребенка, так как игрушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые позволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребенка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребенку уже нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребенка таким же средством познания, как и руки, и глаза. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игрушек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу – проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам – уберите их с глаз ребенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.
К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, должны увеличиться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ним действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно - матрешки не будут неразлучными сестрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию, то есть к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», то есть эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа – предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее мусор. Но для ребенка это ценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д.
Введение этих предметов целесообразно с 2-3 лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»). Вы скажете: «Все это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете купить своему ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию – и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку; во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для нее; в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с
другой – хорошая возможность сплочения семьи.
Хотелось бы остановиться еще на одном моменте – выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь
правилами. Игрушка должна быть:
- безопасной (прочной и качественной);
- эстетичной на вид (красивой, в художественном исполнении);
- соответствующей возрасту и возрастным задачам развития;
- многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше. Естественно это не касается погремушек для малышей.);
- соответствовать этическим нормам (игрушка должна по возможности пробуждать добрые, гуманные чувства, воспитывать бережное отношение к живому. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства, такие как насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому. Нарушение этических требований к игрушке, даже при хорошем развивающем эффекте, должно служить основанием для отказа от нее.)
Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно и то, что модно, что он видит на экране телевизора или у других детей. Часто дети предпочитают то, что совершенно не подходит для игры, - монстров, страшилищ, гламурных красоток и пр. В связи с этим ответственность за формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений ребенка лежит на родителях.
В заключение необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"
Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...
"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)
Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...
Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....
Методическая разработка по теме "Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста"
Разработка содержит систему работы по развитию речи детей раннего возраста...
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
Педагогический проект "Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста"
Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»...