Методические рекомендации «Использование Лего - конструирования в развитии речи детей с ОНР»
методическая разработка по развитию речи

Колина Галина Фёдоровна

В методических  рекомендациях для педагогов представлены игры с конструктором Лего для развития всех компонентов речи детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Использование Лего - конструирования в развитии речи детей с ОНР»

Развитие речи дошкольника является актуальной проблемой   в настоящее время.  Особенно это важно для детей с общим недоразвитием речи.

ОНР (общее недоразвитие речи) - является сложной формой речевого нарушения. У всех детей с ОНР  отмечается нарушение всех компонентов речи: звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи и связной речи.  У таких детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего,  в недостаточной координации пальцев рук.

В решении этих задач хорошо подходит Лего- технология, которая  объединяет  элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.

Работа по развитию речи с применением Лего - технологий делает развивающий процесс более результативным. Использование Лего конструирования у детей с ОНР способствует развитию сенсорных представлений, развитию лексико- грамматических средств языка,  автоматизации и дифференциации  звуков в ходе игры, развитию связной речи,  овладению звуко- буквенным анализом слов, а также развитию мелкой моторики.

Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть. Предлагаю игры  с ЛЕГО - конструктором для развития всех компонентов речи  детей с ОНР.

Игры  с  ЛЕГО  для расширения словаря

 «Найди домик»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Перед детьми  находятся 4 обруча (количество может варьироваться,) в каждом картинки по категориям «Овощи»,  «Транспорт», «Дикие животные», «Мебель».  Детям предлагают свою постройку из Лего определить в домик – обруч в соответствии  с представленной категорией, назвать её.

«Что бывает…»

 Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

У детей на руках свои постройки. Воспитатель задает вопрос, на который ребенок должен ответить и поставить свою постройку на стол.

Что бывает длинным? (Дорога, мост, .)

Что бывает высоким? (Человек, дом, шкаф...)

Что бывает зеленым? (Деревья, кусты, платье...)

Что бывает быстрым?  (Ракета, машина, самолет..) и тд.

 «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания

Можно предложить детям сконструировать фигуры живых объектов. Назвать, что у них получилось и как передвигается. Например, рыба плавает, бабочка летает итд.

«Третий лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Выставляются 3 Лего фигурки, педагог просит определить  ребенка какая лишняя и почему. Например, кошка, собака, олень.

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

 После того, как ребенок отгадал, он строит из Лего отгадку.

 «Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, активизировать в речи антонимы.

Детям предлагают создать постройку  противоположную по смыслу (Длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая башня)

Игры на формирование грамматического строя речи

 «Мой, моя, мое, мои»

  Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

Педагог показывает постройки из Лего,  просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуя  местоимение с существительным. (Мой кораблик, моя кровать, мое мороженное, мои ступеньки)

«Посчитай».

 Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Строится лесенка из Лего,  на которой написаны цифры. Ребенок берет Лего игрушку и начинает  подниматься по лесенке, соответственно считая: один человечек, два человечка, три человечка, четыре человечка, пять человечков.  Аналогично берутся другие игрушки для счета.       

«Волшебство».

 Цель: упражнять в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Построены три ступеньки из Лего. Ребенок ставит игрушку из Лего на вторую ступеньку, называет ее. Спускает игрушку  на первую ступеньку  (это ступенька «уменьшалка») и называет что получилось с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса. Если ставит игрушку на верхнюю ступеньку (эта ступенька «увеличивалка»), то образовывает слово со значением увеличения.

« Чего не стало?»

Цель: развитие умение правильно употреблять существительное Р.п ед ч и мн ч. Развивать память и внимание.

На столе расположены ЛЕГО – предметы в ед ч и мн ч. Ребенок запоминает их, и  как только он отворачивается, педагог убирает предмет или группу предметов. Когда ребенок повернется  обратно, то должен внимательно посмотреть и сказать чего нет. Например, нет снежинки или нет варежек.

«Скажи правильно».

 Цель: упражнять в  образовании  глаголов  с помощью приставок.

Взрослый демонстрирует  действие с Лего игрушкой на плато, где размещены постройки из Лего и просит ребенка назвать,  что он сделал, сказав предложение правильно.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

 «Куда спрятался котенок»

Цель: Формировать умение правильно употреблять  предлоги.

Перед началом игры создаются  постройки.  Затем они обыгрываются. В ходе ролевой игры ребенок озвучивает, куда спрятался котенок. Например,  котенок спрятался  ПОД мостиком, затем  убежал ЗА домик и тд.

Игры на развитие слоговой структуры слов

«Посчитай слоги»

Цель: закреплять умение соотносить количество слогов с элементами Лего конструктора.

Педагог произносит определенное количество слогов. Ребенок должен  сосчитать слоги и выложить на своем плато соответствующее количество элементов конструктора. Также со словами.

«Рассели животных по домам»

Цель: закреплять умение слогового анализа слов

Дети из элементов конструктора строят одно,  двухэтажный и трехэтажный дома. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного,  двух и трех слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

  «Составь предложение»

Цель: учить  составлять предложения с соответствующим количеством слов.

Педагог предлагает ребенку сюжетную картинку.  На плато выложены  две детали конструктора. Ребенок  придумывает  предложения по картинке, количество слов в которых должно соответствовать количеству деталей Лего. Например, 2 детали- Наступила зима. З детали - Наступила холодная зима. И т д. Работу можно проводить и в обратном порядке. Ребенок называет предложение и выкладывает схему предложения из Лего деталей.

Игры на развитие связной речи

«Перескажи рассказ»

Цель: упражнять в умении пересказывать рассказ.

Дети строят, используя ЛЕГО, значимую сцену из рассказа, который им прочитали перед этим. Используя постройку Лего дети пересказывают уже знакомый рассказ.

 «Построим сказку»

Цель: Учить детей пересказывать сюжет сказки, опираясь на постройки.

Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

«Продолжи  историю»

Цель: развивать умение сочинять историю по предложенному началу.

Прочитать детям начало истории, затем предложить построить её конец из Лего и рассказать что у них получилось.

«Выложи вторую половину»

Цель: учить составлять описательный рассказ. Научить соблюдать симметричность в постройках.

Педагог выкладывает на плато первую половину постройки, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину постройки. Составить описательный рассказ о полученной постройке.

Игры для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза.

 «Выложи схему слова»

Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов,

На строительной плате ЛЕГО кубиками разного цвета дети выкладывают звуковые схемы слов.  Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.

«Придумай слово по схеме»

Цель: Формировать умение придумывать слова по предложенным схемам слов.

Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору кирпичиков воспитателем.

«Где находится звук?»

Цель: совершенствовать умение находить место звука в слове (начале, середине, конце)

На плато выкладываются цепочку из трех одинаковых деталей конструктора. Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук стоит в различных позициях. Дети называют слово и определяют место звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

«Построй предмет, который начинается на звук..»

Цель: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Педагог называет каждому ребенку определенный звук, дети сооружают постройки на этот звук.

«Разложи по домикам»

Цель: Отрабатывать дифференциацию звуков по твердости-мягкости

На одной плате построен зеленый дом, туда  кладем картинки с мягким согласным звуком, а в синий дом – с твердым согласным звуком). Например, кот- синий дом, кит- зеленый дом.

«Что как звучит»

При постановке звука, Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь будет с помощью («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

«Построй букву».

Цель: Профилактика дисграфии; развитие мелкой моторики.

Дети строят известные  буквы из Лего конструктора.

Таким образом,  игры с  Лего  позволяют через игру развивать все компоненты речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для начинающих воспитателей по развитию речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, которые начинают работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Представлен игровой материал по закреплению основных словаря, грамматического строя...

Выступление для воспитателей на педсовете:" Использование ЛЕГО-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Поэтому для ра...

Методические рекомендации «Использование интерактивных игр в развитии речи дошкольников»

Современное общество стремительно осваивает новые технологии и коммуникации. Дошкольное учреждение представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развити...

Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"

Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"...

Методические рекомендации “Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста”

quot;Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А. Сухомлинский.    Одним из основных направлений работы  детского сада является - социализация лично...