Методическая разработка "Работа над звуками в ДОУ, младшая группа "
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Голубева Валентина Петровна

 Данная разработка представлена для детей младшей группы. Дан план работы над конкретным звуком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Работа над звуками в ДОУ»                             

 

Вторая младшая группа:

Сентябрь:

Звуки (А), (У).

Артикуляция звука (А): губки в спокойном состоянии; ротик открыт широко; язычок спокойно лежит во рту; горлышко работает (рука ребёнка на его горлышке).

 Упражнение: в-ль просит показать ребёнка, как укачивать куклу (аааааа…), вместе со взрослым.

Ребёнок самостоятельно произносит звук (А), столько, сколько взрослый хлопнет в ладоши.

Артикуляция звука (У): губки вытянуты вперёд трубочкой; зубки не смыкаются; горлышко работает (ребёнок своей рукой проверяет прикладывая к горлышку).

Упражнение: произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе (волк воет: уууууу…, поезд едет: уууууу…, поезд приближается: уууУУУ…).

Октябрь:

Звуки: (Ы), (И).

Артикуляция звука (И): губки в улыбке; зубки сближены, но не сомкнуты; язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов; горлышко работает.

Фонетическое упражнение: жеребёнок поёт песенку (ИИИИИ…( произносить на плавном длительном выдохе.

Артикуляция звука (Ы): губки напряжены; зубки разомкнуты; язычок отодвинут глубоко в ротик; горлышко работает.

Фонетическое упражнение: медведь ревёт (ыыыыЫЫЫ.., произносить наплавном длительном выдохе вслед за взрослым).

Ноябрь:

Звуки (Э), (0).

Артикуляция звука (Э): губы в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; горлышко работает.

 Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Эх….эх!»

Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Э) (п, г, о, э, л……)

Артикуляция звука (О): губки округлены и слегка вытянуты вперёд; зубки закрыты губами; язычок лежит на дне ротика; горлышко работает.

Фонетическое упражнение.

Произнеси вслед за взрослым на длительном плавном выдохе: - Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: ООО… Произнести вслед за взрослым отрывисто: - Маша вздыхает: О-О-О….

Выучить чистоговорку:

О-о-о –я надел пальто.

О-о-о – мне тепло.

Декабрь:

Звуки (М), (Н).

Артикуляция звука (М): губки сомкнуты без напряжения; воздух выходит через нос; горлышко работает.

Фонетическое упражнение:

Корова мычит: ММММ ( вслед за взрослым произносить звук длительно).

Хлопни в ладоши, если услышишь звук (М) (м, а, п, н,……)

Артикуляция звука (Н): губки свободны; зубки видны, но не сомкнуты; язычок кончиком прижат к верхним зубам; воздух проходит через носик; горлышко работает.

Фонетическое упражнение: «Лошадка»

Ребёнок скачет на лошадке: «Но-но….» Затем останавливается и кормит лошадку: «На-на…»

Выучить чистоговорку:

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Январь:

Звуки (П), (Б).

Артикуляция звука (П): вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко молчит.

Фонетическое упражнение: Каша на плите пыхтит: пых, пых, пых.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук (П): п, р, м, т, о……

 Выучить чистоговорку:

Па-па-па – на столе крупа

Пы-пы-пы – нет крупы

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп

Уп-уп-уп – мы ели суп

Февраль:

Звуки (В), (Ф).

 Артикуляция звука (В): верхние зубы слегка видны; нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остаётся узкая щель для прохождения воздуха; горлышко работает.

 Фонетическое упражнение.

Волк воет громко: ВВВВ…, волк воет тихо: ввв… (изменение силы голоса)

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук (В): п, р, а, в, д, в…

 Выучить чистоговорку:

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

 Артикуляция звука (Ф): нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха; верхние зубки слегка видны; горлышко молчит.

Фонетическое упражнение.

Кот фыркает: ф-ф-ф…. (произносить отрывисто вслед за взрослым).

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Ф): п, л, б, Ф, ы, с……

Март:

 Звуки (К), (Г).

 артикуляция звука (К): Губы свободны; кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу; горлышко молчит.

Фонетическое упражнение: «Лягушка квакает: ква-ква…

Выучить чистоговорку:

КА-ка-ка-бежит река.

Ко-ко-ко- вижу далеко.

Ку-ку-ку- кукушка на суку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Артикуляция звука (Г): губы свободны; кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки прикасается к мягкому нёбу; горлышко работает.

Фонетическое упражнение: мальчик прыгает через камушки: гоп-гоп-гоп…

Выучить чистоговорку:

Гу-гу-гу- Гале помогу.

Гу-гу-гу- гуси на лугу.

Га-га-га- дайте Гале пирога!

Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Г): р, м, о, е…..

Апрель:

Звуки: (С), (Ц)

 Артикуляция звука (С): губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идёт по центру язычка; горлышко молчит.

Фонетическое упражнение: накачаем насосом колесо: ссссссссссс (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук (С)»: м, о, г, с, п, а…..

Выучить чистоговорку:

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Сы-сы-сы – нет осы.

Со-со-со – у Сони колесо

Артикуляция звука (Ц): губки в улыбке; зубки сближены; передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубами, затем образуется щель между ними; сильная короткая воздушная струя идёт по язычку; горлышко молчит.

 Фонетическое упражнение: Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите» (звук произносится отрывисто.)

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши если услышишь звук (Ц)» с,в,ц,о,….

Выучить чистоговорку:

Ца-ца-ца – вот идёт овца,

Цу-цу-цу – не боюсь овцу,

Цы-цы-цы – нет овцы.

 Май.

Звук (Т)

Правильная артикуляция:

- губки в свободном положении;

- зубки сближены;

- кончик языка стучит за верхними зубками;

- горлышко молчит.

Фонетическое упражнение.

Колеса поезда стучат: тук-тук-тук….

Дидактическое упражнение.

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Т)»:

а, м, т, с, к, т,; ма, сы, та, лу, ты;

Отгадай загадку:

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

Выучить чистоговорку:

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

То-то-то – я иду в пальто.

Звук (Д).

Правильная артикуляция:

- губки свободны;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок стучит кончиком за верхними зубками;

- горлышко «работает».

Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДД… (произносить звук (Д) громко, отрывисто)

Дидактическое упражнение. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Д)»

п,р, с,а, у, о,д,в,д; ло, ту, ба, да, мы до.

Выучить чистоговорку.

Да-да-да – у меня вода.

Ды-ды-ды – нет воды.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Отгадай загадку.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Звуки (Т-Д).

Дифференциация звуков (т) – (Д).

Назвать первый звук в именах: Таня, Тоня, Тамара; Даша, Дуня, Данила.

Повтори за взрослым.

Та-да, то-до, да-та, ду-ту, та-та-да, да-да-та, да-та-да, та-да-та…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Звук Й" вторая младшая группа

Конспект логопедического занятия по звуковой культуре речи "Звук Й" вторая младшая группа...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Найди по звуку» во второй младшей группе/

Цель: Познакомить, как звучат разные предметы, как самим можно сделать звуки. Определять и различать  издаваемые  шумовые звуки.Оснащение: Пластмассовое ведро; деревянные ложки;  ...

Конспект занятия ЗОЖ "В волшебном мире звуков" для детей младшей группы

Конспект занятия "В волшебном мире звуков" для детей младшей группы...

Проект на тему "Волшебные звуки" во второй младшей группе

Данный проект разработан с целью воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредствам дидактических игр и упражнений....

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук [с] Вторая младшая группа

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук [с] Вторая младшая группа...

Конспект занятия По Развитию речи «Звуковая культура речи: звук С» (вторая младшая группа)

Программное содержание:отрабатывать четкое произношение звука [с];упражнять в умении вести диалог;закреплять представление о знакомых предметах;понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитате...

Волкова Н.А. Гласные звуки Э, Ы. Младшая группа.

Методическое пособие по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Картотека игровых упражнений по совершенствованию умение детей отчётливо произносить гласные звуки в словах, помогают детям в...