Статья "Развитие речи детей 2-3 лет"
статья по развитию речи

Левина Анастасия Владимировна

Третий год жизни ребёнка является важнейшим этапом в развитии речи. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы, мышление, память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_2-3.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка 2-3 лет

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.

Область языковой компетенции

Возраст 2-3 года

Фонетика

Фонетические ошибки:

Слоговая элизия только в 4-5-сложных словах,

ассимиляция в области гласных и согласных, пропуск отдельных согласных (до 2,6).

Упрощение многих стечений согласных ( к 3 г. упрощаются в основном только группы из щелевых согласных)

Замена согласных, сложных для артикуляции

(ц, ч ,ш,ж,щ, р, р`,л, л`). К 3 г. – в основном типичные замены.

Метатезис

Словообразование

Овладение некоторыми словообразовательными моделями

Лексика

Исчезновение слов языка нянь, протослов и застывших фраз.

Исчезновение лакуны между пассивным и активным лексиконом

Значительный рост словаря

Развитие лексического значения

Лексико-семантические инновации (см. след. графу)

Появление синонимов, антонимов, многозначных слов; выстраивание

родовидовых иерархий

Морфология

Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов)

Усвоение плана содержания следующих ГК:

рода и скл. сущ. (муж. и жен. р., 1 и 2 скл.), вида глагола. Устранение сущ. ср.р., 3 скл.; "перевод" из одного скл. в другое; смешение одушевленных и неодушевленных сущ.

Инновации при усвоении формальной стороны ГК:

унификация основы (см. ранее);

смешение окончаний сущ. (им.п. мн.ч., род.п.мн.ч., тв.п.ед.ч.,пр.п. ед.ч.) – экспансия флексий,

смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.;

образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum;

ошибки в словосочетаниях с числительными

Синтаксис

Многословные предложения:

с однородными членами (без союзов>с союзами и, а, или), со сравнительными оборотами (с союзом как)

Сложные бессоюзные (со значением противопоставления)

Сложные с прямой речью

Сложносочиненные  (с союзами и, а, а то)

Сложноподчиненные (с союзами какой, что, когда, где, который, потому что, чтобы, если)  

Вводные слова (наверно, конечно)

Метаязковая деятельность

2 г.  - появление самоисправлений  в речи ребенка (в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса).

Детская этимология.

Около 3 - оценка предшествующих стадий собственного языкового развития;

исправление речи взрослых и других детей.

Комментарии к таблице

Фонетика

Слоговая элизия - сокращение количества слогов в слове: носки - ки; голова - гавá; магазин - зин/масин.

Пропуск отдельных согласных: ворона - аона (пропущены звуки в и р); мох - мо.

Добавление гласных в конце слова: стул - тюля; платок - тёка.

Ассимиляция - уподобление одного звука другому внутри слова: конфета - фафета; работа - бабота  (полная ассимиляция в области согласных); бабуля - бубуля,  капюшон - капасён (в области гласных).

Упрощение стечений согласных (кластеров): стол - тёй; спать - пать; мишка - мика; привет - пивет.

Типичная замена гласных: сыр - сий; гусь - гось; деда - дида.

Типичная замена согласных: рука - лука, йука; чай - тяй, сяй; шуба - сюба/суба; жук - зюк/зук; цирк - тийк; лук - йук.

Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: не хочу - ни фасу; горка - гонка, гулять - гиять.

Метатезис - перестановка звуков или слогов в слове: зайка - казяй; петух - типух, пакетик - капетик.

Словообразование

Словообразовательные инновации - слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: конин, братин, бельчиный дом; работливый гном, балеринье платье; нарядница и красотница, встречник, дарильщик. павлинёнок, силость, заниманье, белота, завид; украсивиться, аппетитовать сушками, вскарабкай меня туда, отожмурь глаза; одетый по-давнему, кричали по-человеческому.

Лексика

Протослова - устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки - всё интересное; ть - желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа - горячо, опасно.

"Язык нянь"- языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией): баба, деда, бай-бай, бо-бо; б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так, ввв; цокающий звук - о лошадке.

Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.

"Застывшие фразы"- выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там? – кто там; Отя! - вот так!; маня - мама Аня, баби - баба Ира.

Лексико-семантическая сверхгенерализация - распространение сферы использования слова: ава (собака) - все четвероногие; дяка (ягода) - яблоко, персик, слива; дай - возьми; требование сделать что-нибудь:дай бай-бай мама (дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой).

Детская омонимия - совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми - мишка, мышка, мыло; така - травка, трактор; тя - чай, ставь; мака - маленький, масло, мясо.

Игровые переименования - сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: цветок - о кожуре открытого банана; шапочка - о стаканчике, надетом на голову.

Лексико-семантические инновации  - употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:

расширение значения слова: Выступает ансамбль - Петpова Света.

сужение значения слова: Я не человек, я девочка.

 образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Дай мне деревянную булку (о сухаре); Можно заболеть карантином.

 Ассоциативные замены:

смешение паронимов: Там цыплята вылепились (вместо вылупились);

смешение антонимов: Вчера куплю конфетку; Я завтра был у Вадика.

Морфология

Окказиональное конструирование основы глагола:  вставает, скакает, прятает, сосает; нарисуть, нарисовает, целуть, кладила, сорвил, нажмала.

Унификация основы - сохранение неизменяемой основы слова:

сохранение неподвижности ударения: нoгами, кuта, yшами, спaла, попuла;

устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), бежу, стережу, увиду; ухи;

устранение беглых гласных: у львёнока, огуреца, вынь палеца из рота, на ковёре, терёшь на тёрке, выгну (выгоню) из кровати; 

устранение супплетивизма - неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: слонёнки, котёнки, ребёнки, мышонки, поросёнки; человеки, людь;

устранение наращений основы: с имем, без имя, нет мати (матери).

Смешение окончаний существительных: это глазы`, рóги; вилком, ложком; лампов, утятков, оленев, про гусёв, нет бусов; на береге, во рте, на грибу;

экспансия флексий - употребление в определенной падежной форме одного, опредленного, "главенствующего" окончания (напр., в тв.п. ед.ч.- только ОМ, в род.мн.- ОВ);

смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.:. два зайца на плечев, котята не бывают в тапочков, на кустов; 

образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum - образование формы числа сущ., в норме имеющих или только форму единственного, или только форму множественного числа: резать ножницем, колготка, какой-то дров; много капустов, много мозаиков, много дрянев; 

ошибки в словосочетаниях с числительными: два пеленок, три цветочков, четыре лягушек, две санки/два санка.

устранение существительных среднего рода: большую яблочку, другую колечку, большую ведерку; другую мясу; 

«перевод» существительных из одного рода в другой: другой липучек, одна носочка, маленькую листочку; 

устранение существительных 3 склонения: такую глупостю, помазала мазем, с солем, морковка с грязей, этого лошадя; 

употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: смотреть месяца, пирожка испечем; про теремка, про города, дать кубика, про овощев; 

склонение несклоняемых существительных: играть на пианине, едет на метре, за бедной кенгурой, ловить лассом; 

окказиональное образование родовых пар у сущ.: корова с коровом, медвежиха, папа крольчих, утка и ут (зоонимы); нельзя быть плаксом таким (общий род); парикмахерка, врачка, командирщица  (сущ, обозначающие лицо по профессии)

окказиональное образование сравнительной степени прилаг. и наречий: высотее, чистее, многее, хорошее, шерстянее;

смешение окончаний глаголов: посплют, едýт, грызят;

смешение суффиксов императива: стои, пои, искай, не смеись;

 смешение суффиксов причастий: машина сломата, нос завязат, наполнета, место не занено, расколонный;

окказиональное образование видовых пар глагола: украшивать, украдывать, очистивать, отнасывать, расстелять, надобиться, наискать.

Синтаксис

Голофразы - однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами: Мама -   мама, требование дать что-нибудь, где мама?, мама пришла, мамина сумка и т.п.

Высказывания "телеграфного стиля" - предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов: Мама бай. Папа ням-ням. Аня спать. Ника Така чу-чу (Виталик не поросенок).

Протопредлоги - гласные (обычно "а"), употребляемые на месте предлогов: а яню - про Ваню, а диян  - на диван, а каитку - за калитку.

Квазидиалоги - диалоги "с самим собой" в эгоцентрической речи ("речи для себя"), в которых ребенок выступает в различных ролях.

Метаязыковая деятельность

Метаязыковая деятельность - любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания, направленная непосредственно на языковой код, на язык как объект изучения (С.Н.Цейтлин).

Детская этимология - звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки: мычок - бычок, кружинка - пружинка, заучники - заочники, истуда - оттуда.

Самоисправления – детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой: Я машину взяму… Возьму; И буду съесть… есть.

Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития: Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та.

Исправление чужой речи: Что это за слово такое - бассэйн? Надо говорить: бас-сейн.

Вопросы о значении слов: Барчонок - это дитя Багиры? Скидка для детей - там детей скидывают?

Осознание многозначности и омонимии: Ушко у иголочки, как у Лизы; Я - это буква. И я - это человек.

Языковая игра в речи ребенка: Мама: Упала температура. - Ребенок: Упала в лужу (улыбается); У норки есть норка.

Собственные этимологии слов: Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок; Икарус - от Икара.

Толкование значений слов: Девичник - дерево вишнёвое; Питомец - ребенок змеи.

Осознание различных языковых явлений: Нож - мальчик, вилка - девочка; Кефир и зефир - похожие слова.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...