Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине А.А.Пластова «Первый снег».
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Битиева Зейнаб Суликоевна

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Составление описательного рассказа по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Цель: Развивать навыки творческого рассказывания.

Задачи:

- развивать умение интересно, связно последовательно описывать картину с помощью мнемотаблицы;

- применять полученные ранее знания и представления;

- развивать диалогическую речь;

- учить подбирать определения к существительному снег;

- активизировать и расширять словарный запас детей;

- ввести новое слово палисадник;

- согласовывать слова в предложениях;

- воспитывать продолжительное отношение к природе;

- приобщать детей к искусству;

- развивать творчество, воображение.

 

Методические приёмы:

Словесные-вопросы, пояснения, стихотворение, поощрения.

Наглядные-слайд №1: портрет художника А.А. Пластова; слайд №2: картина «Первый снег» А.А. Пластова, мнемотаблицы.

Практические-физминутка, составление рассказов.                                          Подготовительная работа: знакомство с биографией художника А.А. Пластова; с картиной «Первый снег»; чтение сказки «Морозко»; стихотворения о зиме Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою»; рисование «Зимний пейзаж».                                                                                                  Материал: интерактивная доска; слайд №1 портрет художника А.А. Пластова; слайд №2 картина «Первый снег» А.А. Пластова; мнемотаблицы по количеству детей; иллюстрации картины «Первый снег» по количеству детей; стихотворение И. Есаулкова «Первый снег»; музыка П.И. Чайковского «Зимний сон»; «музыка вьюги».

1. Организационный момент:

Вход детей в зал. Приветствие.

Загадка:

Явилась вслед за осенью

Я по календарю,

На радость подарю!

Землю белым снегом я

Укутаю сама,

Ребята отгадайте-ка

Ну кто же я?....(Зима) (ответы детей)

В: Ребята какие изменения происходят зимой в природе? (ответы детей).

В: В нашем городе уже был снег? Как он начинался? (ответы детей)

В: А какой был первый снег?

(ответы детей)

В: Какое чувство вызвал у вас первый снег?

(ответы детей)

2. Основная часть.

1. В: Многие художники изображают зиму в своих картинах. Мы с вами недавно познакомились с одной из таких картин. Написал её  художник портрет которого мы свами увидим на экране. (слайд №1 Портрет А.А. Пластова).                                                                                                                                 В: Как зовут этого художника? – Аркадий Александрович Пластов.                            В: Что и кого любил изображать художник в своих картинах? – (свою деревню, её жителей, природу, очень любил рисовать детей).

Слайд №2 картина «Первый снег» А.А. Пластова.

Вопросы по картине

1. Как называется картина? – «Первый снег»

2. Как вы думаете где это происходит? – (в деревне)

3. Почему вы так думаете? – деревянные дома, на детях валенки.

4. Кто стоит на крыльце дома? – мальчик и девочка.

5. Давайте опишем их внешний вид. – (мальчик в большом пальто, на голове шапка, на ногах валенки; девочка в платье, на голове платок, на ногах большие валенки)

6. Как вы думаете, а почему они так одеты? (спешили, торопились)

7. Интересно, куда они спешили – (на улицу, посмотреть первый снег)

8. Как вы думаете почему девочка смотрит вверх? – (она любуется снегом, который падает с неба)

9. Что можно сказать глядя на их лица? (на их лицах радость, удивление)

10. Почему они так радуются? – (они уже представляют, как они играют в снежки, лепят снеговиков и строят снежные крепости)

11. Что мы видим рядом с домом? – (забор, березу, кусты)

Это палисадник- маленький садик.

12. Кого мы ещё видим на картине? – птиц, ворона шагает по снегу, сорока сидит на берёзе.

13. На заднем плане что мы видим? – (дом, человека на санях)

14. Какие краски использовал художник? – (синие, белые, серые, коричневые и желтые)

15. Как вы думаете почему художник назвал свою картину «Первый снег»? – (он увидел детей, которые любовались первым снегом, увидел их радостные лица и опять изобразил)

16. Какое у нас настроение, когда мы смотрим на картину? – (радостное, веселое).

2. Физминутка:

Мы белые снежинки

Летим, летим, летим,

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим.

Танцуем над полями

Ведём свой хоровод.

Куда не знаем сами

Нас ветер понесёт. (Под звучание вьюги дети садятся за столы).

3. Составление рассказов по картине с помощью мнемотаблиц (3-4 рассказа).

3. Итог занятия:

Самооценка детей;

Закрепить новое слово «палисадник»;

Чтение воспитателем стихотворения И. Есаулкова «Первый снег»

На прощание воспитатель дарит детям картины, пускай дома у них будет это маленькое зимнее чудо. Дома они расскажут свои рассказы, а их родные тоже составят рассказы

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Нечестный поступок»

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием.  При этом дошкольник должен не только самостоятельно выложить логичес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет Тема: «ЗНАКОМСТВО С ЗВУКОМ « Ю.»

- познакомить с тем, что буква ю может обозначать два звука – «йу»;-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет Тема: «Закрепление звука [ЙО], буквы Ё»

1.Продолжать знакомить детей со звуком [ЙО] и буквой Ё;2.Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, запомнить, строить высказывание;3.Продолжать учить детей составлять слова из заданных бук...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет Тема: «Закрепление звука [ЙО], буквы Ё»

1.Продолжать знакомить детей со звуком [ЙО] и буквой Ё;2.Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, запомнить, строить высказывание;3.Продолжать учить детей составлять слова из заданных бук...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...