Игры на развитие фонематического слуха
консультация по развитию речи

Олеся Николаевна Муравьева

Довольно часто родители замечают, что ребенок не может отличить один звук от другого, «говорит на своем языке», Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно заметить, что ребенок «не так слышит» слова и повторяет их с ошибками.  Если такое происходит часто, то можно говорить о несформированности фонематического слуха, а значит, как можно раньше необходимо приложить усилия для его развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsekrety.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха.

Что такое фонематический слух? Это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка. Умение слышать каждый звук в слове, способность четко отделять его от рядом стоящего, знание из каких звуков состоит слово – это все необходимо не только для овладения правильной устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте. Нарушение же фонематического слуха, проявляющееся как различные проблемы с различением звуков, нарушением их восприятия в рамках слова, мешает детям овладеть словарным запасом и, соответственно, тормозит развитие связной речи, ведь при несформированности звукоразличения ребенок воспринимает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

         Довольно часто родители замечают, что ребенок не может отличить один звук от другого, «говорит на своем языке», Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно заметить, что ребенок «не так слышит» слова и повторяет их с ошибками.  Если такое происходит часто, то можно говорить о несформированности фонематического слуха, а значит, как можно раньше необходимо приложить усилия для его развития. Первой ступенью на пути решения данной проблемы является, конечно же, обращение к логопеду. Если в своем заключении специалист упоминает о нарушении фонематического слуха, то следует перейти ко второй ступени – его развитию. Развивать – значит не только посещать занятия логопеда, но и играть с ребенком вне занятий – в транспорте, в очереди в магазине и поликлинике, на детской площадке!

         Работа по формированию фонематического слуха включает в себя различные игровые упражнения на развитие слухового внимания: умение слушать звучащее слово, различать близкие по звучанию звуки, знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста. Работа с фонематическим слухам идет по этапам. Для каждого этапа, есть свои игры.

Этапы работы по развитию фонематических процессов

I этап — узнавание неречевых звуков;

  1. этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
  2. этап —        различение        слов,        близких        по        своему звуковому составу;
  3. этап — дифференциация слогов;
  4.  этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

I этап - развитие способности узнавать и различать  неречевые звуки

Что услышал.

Можно использовать два варианта игры. Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка вспомнить, что он слышал.

Второй вариант — просто послушать тишину некоторое время, а потом пусть расскажет, что он слышал. Может быть, это будет звук пролетевшей мухи, вой ветра за окном, скрип двери.

Узнай, что звенит (гремит)?

На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.

На чем играю. Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.

Найди пару.

Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

Что услышал.

Можно использовать два варианта игры. Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка вспомнить, что он слышал.

II этап - развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса, 

Сказка "Три медведя".

Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Угадай, кто это?

Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка)

Зайка, угадай-ка.

Дети становятся полукругом, педагог рассказывает такую историю: «Однажды зайка и медвежонок пошли гулять по лесу и увидели заросли дикой малины. Медвежонок очень обрадовался, он же очень любит сладкое. Он начал рвать и есть малину. Малины было так много, что медвежонок обо всем забыл, забрался далеко и потерял зайку из виду. Когда мишка наконец-то вдоволь наелся малины, он вспомнил про зайку, и ему стало очень стыдно, что он бросил друга одного. Он стал звать зайчика». Один из детей становится Зайчиком, он надевает маску и отворачивается от всех. Остальные дети по очереди играют роль Медвежонка. Воспитатель указывает на ребенка, тот говорит:

Заинька, ау, ау, Это я тебя зову.

Зайка должен повернуться и угадать, кто из детей его зовет. Игра проводится несколько раз, затем роль Зайки играет другой ребенок.

III этап - развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу

Так ли это звучит?

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Подбери картинку. Педагог выставляет на доске в одну линию следующие картинки, проговаривая их названия: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен расположить свою картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на доске должны получиться примерно следующие ряды картинок:

Ком – дом

Рак - мак

Подбери нужное слово.

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?. Что построили с тобой?. На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).

IV этап - развитие умения различать слоги.

Попугайчики.

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, а ребенок повторяет. ТА_ДА, ПА_ПА_РА_

Назови лишний слог.

Педагог предлагает послушать и определить, какой слог лишний: НА – НА – НА – ПА. Дети определяют, что лишний слог – ПА. Постепенно слоговые ряды усложняются, например: ПА – ПО – ПА; КА – ГА – КА – К А; НА – МА – НА – НА и т. п.

Паровозик и вагончики. Детям предлагаются картинки. Ребёнок называет слово, затем делит его на слоги, присоединяя к нужному вагончику. Если в слове 1 слог, то картинка поедет в 1 вагончике, если 2 слога – во 2 вагончике и т.д.

Гусеница.

Педагог показывает гусеницу, разделённую на части, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

  1. этап - развитие умения различать фонемы родного языка

Найди звук.

Предложите ребенку рассмотреть какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте, у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

Кто первый?

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или

«у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

Где спрятался звук? (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова).

Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно

«свою».

Клубочек.

Дети передают друг другу клубочек и произносят:        

По дорожке (Имя ) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

Вы слова на (заданный звук) скажите,

Нашу нитку не порвите.

Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

Цепи-цепи-кованы.

Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....