Игра- драматизация " по сказке "Гуси -Лебеди"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Махова Татьяна Викторовна

 Знакомство с русской народной сказкой.  Развивать индивидуальные особенности  и потребности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра-развлечение "Гуси-Лебеди"33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация сказки «Гуси-лебеди».

Подготовительная работа.

Роли между детьми были распределены заранее с учётом индивидуальных особенностей и потребностей детей. Роль Ванечки я предложила мальчику с недостаточным уровнем речевого развития, чтобы дать ребёнку возможность успешно проявить себя не испытывая дискомфорта по поводу своих речевых умений. Роль Алёнушки я предложила девочке, которая относилась к мальчику очень по-доброму. Другим девочкам я предложила роли Печки, Яблоньки и Речки. Роль Бабы-Яги я играла сама, чтобы включить в игру элемент педагогического театра. Другой воспитатель выполняла роль ведущей и, одновременно помогала мне организовывать действия детей, чтобы они не забывали, когда и куда нужно двигаться по ходу сказки. Двум мальчикам достались роли отца и Ежа. Эти роли я тоже предложила детям с учётом их индивидуальных особенностей. С помощью таких ролей у мальчиков воспитываются мужские черты характера.

Далее с детьми проводились индивидуальные и групповые репетиции, на которых я стремилась ориентировать ребят не столько на точное заучивание  слов, сколько на понимание характеров игровых персонажей, которых им нужно будет сыграть. Около недели мы отрабатывали жесты, мимику, голос, движения в пространстве группы. Кроме того, нужно было объяснить Алёнушке, Печке, Яблоньке и Речке, как играть в ситуациях, когда в игру будут включаться ведущий и зрители.

В качестве предварительной работы мной использовались также такие методы как чтение сказки, просмотр иллюстраций к русским народным сказкам, настоящих фотографий крестьян дореволюционного времени, прослушивание русской народной музыки, приготовление костюмов.

Задачи мероприятия-развлечения:

- развивать у детей способность к творчеству в игре;

- создавать атмосферу свободного и радостного настроения;

- вызывать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, воспитывать доброту, дружбу, товарищество, ответственность за порученное дело, настойчивость, заботу о младших и более слабых, вежливость, любовь к родной природе;

- способствовать развитию речевых умений;

- развивать эмоционально-чувствительную сферу каждого ребёнка, способность сопереживать героям сказки.

Игровой материал: уголок ряженья (костюмы героев сказок), декорации к сказке (дом, конь на палочке, яблонька, печка, речка, избушка Бабы-Яги); диск с русской народной музыкой, музыкальный центр.

Действующие лица: ведущая, мать, отец, Алёнушка, Иванушка, подружки, гуси-лебеди, Печка, Яблонька, Речка, Ёж, Баба-Яга.

Ход мероприятия-развлечения.

Дети сидят с воспитателем на стульчиках и беседуют о сказках. Воспитатель спрашивает у детей:

-Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Дети отвечают, что сказки они любят и перечисляют названия различных сказок). Воспитатель просит детей внимательно послушать про героев сказок загадки и разгадать их.

Загадки:

И зайчонок и волчица, все бегут к нему лечиться. (Айболит из сказки К.И. Чуковского«Айболит»)

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.

Кто же были эти маленькие дети? (семеро козлят из рус. нар. сказки «Волк и семеро козлят»)

Уплетая калачи, ехал парень на печи,

Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля из рус. нар. сказки «По щучьему велению»)

В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная шапочка»)

Возле леса на опушке трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки – кто герои этой сказки? (три медведя из рус. нар. сказки «Три медведя»)

На сметане мешён, на окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок! Покатился… (Колобок из рус. нар. сказки «Колобок»)

Дети разгадывают загадки. Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в сказку, которую они хорошо знают: «Гуси-лебеди». Дети охотно соглашаются. Вместе с воспитателем дети вспоминают о ком эта сказка, называют героев, что произошло в сказке. Воспитатель приглашает детей-артистов пройти в уголок ряженья, чтобы нарядиться в сказочные костюмы для игры в сказку. Дети наряжаются в костюмы. Звучит задорная плясовая. Дети готовы. Воспитатель берёт на себя роль ведущего (сказочницы). Сменяется музыка и сказка начинается. Дети вместе с воспитателем проигрывают сказку по ролям.

Игра-драматизация

Ванечка играет деревянными игрушками, Алёнушка поливает цветы под окнами избушки.

Ведущая:

- Жили-были отец и мать; у них были дочка да сынок маленький.

Выходят отец и мать. Отец выводит и запрягает лошадь. Мать говорит дочке (ласково, заботливо):
- Доченька, Алёнушка! Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку сахарную, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Отец (внушительно):

- Дочка, смотри, гуси-лебеди пошаливают – неровен час, украдут Ванюшу. Не оставляй его одного.

Ведущая:
Старшие ушли, а Алёнушка осталась с братцем (подсаживается к братику). Поиграла она с ним немножко (стукает деревянными ложками друг о друга, мальчик с радостью за ней повторяет, потом играет сам, а девочка обнимает колени руками и грустно опускает голову), а потом скучно ей стало (встаёт, смотрит вдаль, там подружки водят хоровод).

Ведущая обращается к зрителям:

-Ой, ребята, кажется Алёнушка забыла, что ей родители велели! К подружкам убежать собралась. Давайте ей покричим, что нельзя уходить, может быть, она нас услышит. Алёнушка, не бросай братика! … Не уходи! … Гуси-лебеди прилетят! … Батюшка с матушкой не велели уходить! … (дети повторяют)

Алёнушка поворачивается к зрителям, говорит как бы сама себе:

- Я только немножко поиграю и быстренько прибегу (убегает, подружки радостно её встречают, вместе уходят за ширму).

Ведущая:

Заигралась Алёнушка, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках (дети, играющие гусей-лебедей, прибегают, окружают мальчика и вместе с ним убегают за ширму, выходит Алёнушка). Пришла девочка, глядь - братца нету!

Алёнушка:

- Ах! (всплёскивает руками) Ванечка, ты где?! (ищет братика, изображает, что плачет) Батюшка  с матушкой ругаться будут! Куда ты спрятался? Выходи!

Ведущая:

Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! Ребята, давайте подскажем Алёнушке, пусть бежит за околицу, в чистое поле, может ещё увидит гусей-лебедей. Алёнушка, беги за околицу! … В чистое поле… Гуси-лебеди оттуда прилетают… Из-за тёмного леса … (дети повторяют)

Алёнушка оббегает вокруг дома и смотрит вдаль, гуси лебеди вылетают из-за одной ширмы и улетают за другую.

Алёнушка:

- Вон они! Гуси-лебеди! Это они украли братика!

Ведущая:

- Бросилась Алёнушка их догонять. Бежала, бежала (девочка пробегает 1-2 круга по комнате, дом я отодвигаю в сторону, останавливается, изображает, что не знает куда дальше бежать). Ребята, не знает Алёнушка, куда дальше бежать, надо бы спросить у кого-нибудь. Вспомните, как в сказке написано, кого она повстречала? (дети называют и печку, и речку, и яблоньку). Вспоминайте быстрее, кто ей встретился сначала? (печка) Молодцы, конечно печка (выдвигаю картонную печку, выходит девочка, которая играет роль печки, наполовину скрывается за ней).

Алёнушка подходит к печке и спрашивает:
- Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

Печка:
- Съешь моего ржаного пирожка, - скажу.

Алёнушка:
- О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

Девочка-Печка разводит руками (изображая мысль «Ну что я могу на это сказать? Ищи сама».

Ведущая:

- Печка ничего Алёнушке и не сказала. Побежала девочка дальше (девочка пробегает ещё круг, опять вглядывается вдаль). А всё-таки надо бы у кого-нибудь дорогу спросить, правда, ребята? (Да, надо, некоторые вспомнили про яблоньку и речку) Что? Кого дальше Алёнушка встретила? Вспомните точно, а то мы девочке не поможем. Правильно, яблонька (выходит девочка в зелёном платье, на нём прикреплены несколько картонных жёлтых яблок, в руках она тоже держит яблочко, настоящее, жёлтое).

Алёнушка:
- Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

Яблонька:
- Съешь моего лесного яблока, - скажу.

Алёнушка:
- О, у моего батюшки и садовые не едятся!

Девочка-Яблонька тоже разводит руками.

Ведущая:

- Побежала Алёнушка дальше (девочка пробегает ещё один круг, изображает отчаяние: всплёскивает руками, смотрит во все стороны). Ребята, так ведь и заблудиться можно, и забежать совсем не туда, куда надо. Как же можно, искать братца неизвестно где! Давайте ещё раз попробуем Алёнушке помочь. Вспомните сказку. Кого она ещё встретила? (Речку) А какую речку? Простую, обычную? (молочную речку с кисельными берегами). Правильно, молодцы!  Видит Алёнушка, течёт молочная речка, кисельные берега (выходит девочка- Речка в белом с розовым платье, на полу расстилает белый шарф).

Алёнушка:
- Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

Речка:
- Съешь моего простого киселька с молоком, - скажу.

Алёнушка:
- О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

Девочка-Речка тоже разводит руками. Алёнушка убегает.

Ведущая:
- Ой, какая у нас Алёнушка капризная! И то ей не нравится, и это (девочка во время слов ведущей пробегает ещё 1-2 круга по комнате). Долго ей придётся бегать по полям да бродить по лесу. Надо же как-то узнать, где братца искать! Последний раз ей помогаем. Если уж и сейчас не послушает, пусть дальше сама ищет как хочет, правда?! Кого ещё Алёнушка в сказке повстречала? Кто помнит? (Ёжика) Правильно, ежа. Ну, ёж, наверное, не будет просить девочку чего-нибудь съесть, может быть, хоть у него Алёнушка дорогу узнает (выходит мальчик-Ёж).

Алёнушка (подходит к нему, говорит как бы сама себе):
- Толкнуть его что ли? Колючий, больно будет (смотрит на пальчики, дует на них и трёт ладошка о ладошку). Лучше дорогу у него спрошу (спрашивает у Ежа). Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?

Ёж:
- Вон туда-то! (Алёнушка убегает, Ёж смотрит ей в след, укоризненно качает головой).

Ведущая:

Ребята, кажется Ежу что-то не понравилось. Как вы думаете, что Алёнушка сделала не правильно? (если дети не догадаются, помочь наводящими вопросами, потом спросить у Ежа) Ты думаешь Алёнушка невоспитанная девочка?

Ёж:

- Она не знает, что за помощь надо «спасибо» говорить.

Ведущая:

- Она ещё научится, Ёжик, а мы ей в этом поможем, правда, ребята? (дети охотно с этим предложением соглашаются, ведущая говорит Ежу) Спасибо, что ты Алёнушке помог!

Ёж:

- Пожалуйста. Ну, мне пора по делам. До свидания!

Дети и ведущий вместе:

-До свидания! (Ёж уходит).

Воспитатель выдвигает на середину избушку Бабы-Яги. Около избушки садиться Иванушка, играет шишками, листиками и деревянными чурочками. Появляется Баба-Яга с ведром воды. Баба-Яга:

- Сидишь, внучок, играешь. Вот и хорошо, вот и молодец (наклоняется к мальчику, треплет его по головке). А я сейчас печку натоплю, воду закипячу. Славный у меня сегодня будет обед. Хе-хе-хе!

Баба-Яга уходит за избушку, чем-то там гремит, стукает, бормочет что-то в полголоса. Алёнушка выходит из-за ширмы. Видит Братика, зовёт его радостно, но не громко:

- Иванушка!

Иванушка смотрит на девочку и радуется её приходу, встаёт, Алёнушка подбегает к нему, дети обнимаются.

Алёнушка:

- Бежим отсюда скорее! (убегают за ширму)

Баба-Яга (выходит через некоторое время, видит, что мальчика нет, нюхает воздух):

- Что такое? Куда мальчишка девался? А-а! Его сестра утащила! (кричит) Гуси-лебеди, летите в погоню, отнимите мальчишку у сестры, притащите его мне обратно, а девчонку заклюйте! (гуси-лебеди полетели в погоню).

Ведущий:

- Гуси полетели за детьми в погоню, летят, нагоняют злодеи, куда деваться? Ребята, у кого Алёнушка будет помощь просить? Кто помнит, как было в сказке? (у Речки) Правильно! Бежит молочная речка, кисельные берега (выходит девочка-Речка).

Алёнушка (требовательно):

- Речка, речка, спрячь нас с братиком!

Ведущая:

- Ой, ребята, разве так о помощи просят?! Сейчас Речка обидится и не поможет Алёнушке. Подскажите девочке, как надо правильно к Речке обратиться? (дети подсказывают)

Алёнушка (просит):

- Речка-матушка, спрячь нас с братиком!

Речка:
- Съешь моего киселька!

Алёнушка наклоняется к шарфу на полу и изображает, что зачерпывает ладошками и пьёт. Девочка-Речка поднимает руки, раскрывается накидка, изображающая берег и кустики, дети присаживаются около этих кустиков. Прилетают гуси-лебеди, ищут детей, но не находят и улетают. Дети выбегают из укрытия и собираются дальше бежать.

Ведущая:

- Стойте, стойте! Ребята, опять Алёнушка неправильно поступает. Что она забыла сделать? (дети помогают: спасибо сказать, поблагодарить, поклониться).

Алёнушка (кланяются вместе с Иванушкой) говорит:
- Спасибо! (убегают)

Ведущая:

- А гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Кого ещё Алёнушке о помощи попросить? (Яблоньку) Молодцы! Стоит яблонька (выходит девочка-Яблонька).

Алёнушка (требовательно):

- Яблонька, яблонька, спрячь нас с братиком!

Ведущая показывает детям руками, можно и словами сказать: ну же, подсказывайте! (дети хором подсказывают).

Алёнушка:

- Ой, сейчас я правильно скажу! Яблонька-матушка, спрячь нас с братиком!

Яблонька:
- Съешь мое лесное яблочко!

Алёнушка берёт яблоко из рук Яблоньки и кусает его. Яблонька раскрывает руки, у неё плащь с изображением кроны дерева с яблоками, дети прячутся под ним. Прилетают гуси-лебеди, опять их не находят. Улетают. Дети бегут дальше. Ведущая опять делает знак зрителям, те хором напоминают, что надо сказать «спасибо».

Алёнушка:

- Да-да, я запомнила! (поворачиваются вместе с Иванушкой к Яблоньке, кланяются, девочка говорит) Спасибо, Яблонька-матушка! (убегают)

Ведущая:
- А гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди братика из рук вырвут! (гуси на заднем плане крыльями машут, кричат) К счастью, на дороге ?… (дети подсказывают) правильно, печка (воспитатель выдвигает печку, выходит девочка-Печка).

Алёнушка (просит):
- Печка-матушка, спрячь меня!

Ведущая:

- Вот молодец, Алёнушка, хорошо запомнила, как нужно правильно просить, правда ребята? Умница, девочка!

Печка:
- Съешь моего ржаного пирожка!
Алёнушка берёт пирожок и дети прячутся за печку. Прилетают гуси-лебеди, ищут их.

Ведущая:

- Гуси прилетели, полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

Алёнушка (выходят с Иванушкой из-за печки, кланяются девочке-Печке):

- Спасибо, печка-матушка! (убегают)

Дети подбегают к дому, Иванушка садиться под окошком, Алёнушка вытирает пот со лба, облегчённо вздыхает. Выходят родители.

Мать (обнимает и целует детей, отец в это время ставит коня у дома):

- Деточки мои любимые, как вы тут без нас? Всё хорошо? Не скучали?

- Алёнушка:

Нет, не скучали. Всё хорошо, мамочка!

Отец (тоже подходит к детям):

- Молодец, дочка, заслужила подарки. Ты у нас совсем большая, помощница!

Выходят все артисты и встают все вместе перед зрителями.

Воспитатель:

- Тут и сказке конец! А кто слушал – молодец!

Артисты кланяются зрителям.

Рефлексия:

Воспитатель:

- Ребята, понравилось ли вам играть в эту сказку? (Да!)

- Научилась Алёнушка быть вежливой девочкой? (Да)

- Хотели бы вы поиграть в другие сказки, которые знаете? (дети с радостью соглашаются).

Звучит плясовая народная музыка, все дети (артисты и зрители) и воспитатели под неё выходят плясать.

Анализ игрового мероприятия.

Мероприятие прошло интересно, динамично. Воспитатели принимали активное участие в организации ролевого взаимодействия детей: напоминали забытые слова, подсказывали, что нужно дальше делать и т.п., но, в целом, и сами ребята правильно придерживались сюжетной линии, подходили к игре увлечённо и творчески. Включение зрителей позволило оживить представление, облегчить маленьким детям задачу проследить за последовательностью развития событий.  

Можно сказать, что цели игрового мероприятия были достигнуты, в том числе произошли и положительные изменения в самосознании детей и в их межличностных отношениях. Положительный эффект требует дальнейшего закрепления в других видах деятельности детей. Но общие результаты можно отразить через развитие следующих интегративных качеств детей: (3-4 года) проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях, (4-5 лет) проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения; (3-4 года) эмоционально следит за развитием действия в играх-драматизациях, созданных силами взрослых и старших детей (4-5 лет) эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй; (3-4 года) способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться, (4-5 лет) может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения, придерживается в процессе игры намеченного замысла, при необходимости включая импровизацию в доступных для данного возраста пределах,   (3-5 лет) адекватно воспринимает художественный образ; (3-5 лет) имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные) женщины нежные, заботливые);  (3-5 года) способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; (3-4 года) отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, (4-5 лет) драматизирует небольшие литературные произведения, употребляя в речи простые распространённые предложения;  (3-5 лет) умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; (3-5 лет) сформирована потребность в двигательной активности: дети проявляют положительные эмоции в организованной воспитателем двигательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...

Конспект речевой деятельности для детей подготовительной группы с ТНР "Игра-драматизация "Гуси-лебеди"

Задачи:- вспомнить русскую народную сказку "Гуси-лебеди";- упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных;- закреплять целостное восприятие при составлении разрезной картинки;- ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...

Драматизация сказки "Гуси-лебеди" в средней группе

Сценарий сказки, фото и видео материалы, музыкальное сопровожнение...

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....

Драматизация сказки «Гуси-лебеди»

Программное содержание: 1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игро...