Конспект открытого занятия по развитию речи "Замороженные снежинки" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Протодьяконова Лилия Егоровна

Конспект открытого занятия "Замороженные снежинки" по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod_po_razvitiyu_rechi_zamorozhennye_snezhinki.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №4 «Ромашка»

Открытое НОД

по развитию речи в старшей группе «Почемучки» «Замороженные снежинки»

Дата проведения: 10 февраля 2021г.

Воспитатель: Протодьяконова Лилия Егоровна

        

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Замороженные снежинки»

Цель: 

1. Расширять и активизировать словарь, обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.

2. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы, рассуждать, составлять предложения, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.

3. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, подбирать антонимы.

4. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

5. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы,  интерес к занятиям по развитию речи, дружеские отношения, взаимопомощь.

Ход занятия:

В-ль:  - Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень интересное путешествие; увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте мы сейчас с вами встанем посвободнее.  И настроимся на наше путешествие.

Запоминает наша голова                                                                                                                                                          Важные поступки, умные слова                                                                                                                                                  Слушаем внимательно                                                                                                                                                                    Смотрим обязательно                                                                                                                                                           Друг друга не перебиваем                                                                                                                                                       Для ответа руку поднимаем                                                                                                                                                            Знаний много получаем.

В-ль: Молодцы! Скажите мне пожалуйста какое у нас с вами сейчас время года? (зима).

Значит путешествие наше будет какое?  (зимнее).  Ребята, начать наше путешествия я хотела с рассказа о зиме по картинкам – символам. Приготовила их и положила на стол. Но они куда- исчезли. Вместо них появилось вот это интересное дерево. Снежинки на нем висят. И посмотрите, мне кажется здесь какое-то письмо. Написано детский сад. Почитаем? Может поймем что случилось с нашими картинками.

Письмо

Зима вступила в свои права! И я хочу с вами поиграть. Снежинки не простые – это замороженные картинки символы. Чтобы их разморозить, необходимо выполнить все мои задания. Подпись: Зимушка- зима!

В-ль: Ну и ну! Пошутила зима. Задания выполним. Все картинки разморозим. Рассказ составим о зиме. Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

В-ль: Сейчас мы посмотрим. Какую же нам снежиночку первую разморозить. Вот наверное с этой начнем.

В-ль: Нужно разморозить предложение. «Вся земля покрыта снегом» Для этого нужно  назвать зимние месяцы.

Дети:  Декабрь, январь, Февраль.

В-ль: Молодцы! Давайте все вместе проговорим чистоговорку про зиму (сначала тихо-спокойно-быстро читает В-ль, дети повторяют)

Ма-ма-ма – наконец пришла зима.

Су-су-су –стало холодно в лесу.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Ву-ву-ву- в лесу видели сову.

Ри-ри-ри – а на ветках снегири.

Ой-ой-ой – зайке холодно зимой.

В-ль: Молодцы! Зимние месяцы мы назвали, чистоговорку проговорили. Размораживаем картинку? – «Вся земля покрыта снегом». (реб. идет и вешает ее на доску).

В-ль: Следующую размораживаем. Предложение :  «Солнышко редко выглядывает из-за туч». Нужно в словах подобрать признак предмета (какой?, какая?, какие?).

- Зима какая? (снежная, серебристая, пушистая, белая…)

- Снег какой? (мягкий, холодный…)

- Лед какой?  (прозрачный, хрупкий. Тонкий,скользкий…)

- Снежинки какие?  (красивые, разные…)

- Метель какая? (сильная, ….)

- Размораживаем?   «Солнышко редко выглядывает из-за туч». (реб. вешает на доску)

В-ль: Возьмем следующую снежинку. Здесь заморожено предложение «Реки и озера скованы льдом». Чтобы поиграть в игру «Наоборот» давайте встанем в круг.

- Я вам кидаю мяч, называю слово, а вы это слово называете наоборот.

- Зимний (летний), холодный (горячий), твердый (мягкий), злой (добрый), северный (южный), чистый (грязный), темный (светлый), сильный (слабый), сухой (мокрый), высокий (низкий), широкий (узкий), белый (черный), большой (маленький), толстый (худой), длинный (короткий).

Молодцы! Снежинка у нас разморозилась. «Реки и озера скованы льдом» (реб. идет и вешает ее на доску). Молодцы! Садитесь на стульчики. А мы возьмем следующую снежиночку. Здесь заморожено предложение «Дует холодный ветер».  В предложение нужно добавить действия предмета. На какой вопрос отвечает действие предмета?  (Что делает?). Слушайте внимательно.

- Зимнее солнце … (что делает?) –светит.

- Пушистый снег (что делает?) – падает, приземляется.

-Легкие снежинки в воздухе (что делают?) – кружатся, танцуют.

- Дети зимой (что делают?) – лепят снеговика, катаются на санках .

В-ль: Разморозилась у нас снежинка? (показываю) и говорим хором: «Дует холодный ветер» (реб. идет и вешает ее на доску).

В-ль: Следующая снежиночка. Здесь заморожено предложение: «Деревья стоят без листьев» .Мы с вами отправляемся гулять в лес.

- А если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? (березовый).

- если одни ели? (еловый)

- сосны? (сосновый)

- клены?  (кленовый)

- дубы? (дубовый)

- рябины ? (рябиновый)

- осина? (осиновый)

- липы? (липовый)

- ивы? (ивовый).

Молодцы! Разморозилась наша снежинка! Посмотрите. «Деревья стоят без листьев» (реб. идет и вешает ее на доску).

- А мы с вами, раз гуляем в лесу, предлагаю слепить снеговика.

Физкультминутка

Давай дружок, смелей дружок (лепим снежок)

Кати по снегу, свой снежок (идем друг за другом и катим ком)

Он превратится в снежный ком (показываем круговые движения руками и в обратную сторону)

И станет ком снеговиком

Его улыбка так светла (к подбородку подставляем ладони)

Два глаза, шляпа, нос, метла

На солнце припечет слегка (руки поднять к верху)

Увы! И нет снеговика. (удивленно и присесть, обняв колени).

В-ль: молодцы! В лесу погуляли. Снеговика слепили. Присаживайтесь на стульчики. И берем следующую снежинку. Здесь заморожено предложение «Перелетные птицы улетели на юг» Нужно слово поделить на слоги.

-Ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, чиж, галка.

 Молодцы! С этим задание тоже справились. Посмотрите (разворачиваю снежинку) . Говорим хором «Перелетные птицы улетели на юг» (реб. идет и вешает ее на доску).

В-ль: Следующее предложение, которое спрятано в этой снежинке заморожено «Животные спрятались от холода».  Здесь Зимушка – зима нам  предлагает с вами поговорить о животных и сравнить их. Давайте мы с вами поговорим про лису и зайца. Кто хочет?

Лиса - Заяц

Ребенок 1 :  (лиса) У лисы большой пушистый хвост. А у зайца какой хвост?

Ребенок 2: (заяц) У зайца хвост короткий. А уши длинные. А у лисы какие ушки?

Ребенок 1 (лиса) У лисы маленькие ушки. У нее красивая рыжая шубка.  А у зайца какая?

Ребенок 2 (заяц)А у зайца шубка летом серая, а зимой белая. А лиса меняет шубку?

Ребенок 1 (лиса) Нет, лиса шубку не меняет. У нее под шерсткой вырастает густой, теплый пух.

Белка –Ёжик

Ребенок 1 (белка)Белка лесной, пушистый зверек. А ежик какой?

Ребенок 2 (ёжик) Ёжик лесной житель. У него вместо меха – иголки. Он серого цвета. А какого цвета белка?

Ребенок 1 (белка) Летом рыжая, а зимой серая. Делает на зиму запасы. А ёжик делает запасы ?

Ребенок 2 (ёжик).  Ёжик не делает на зиму запасы. Он зимой впадает в спячку.

В-ль: Молодцы! Про животных рассказали. Картинка разморозилась. Посмотрите!

(ребенок по выбору относит на доску и крепит )

В-ль: Все мы с вами снежинки разморозили. Схемы наши готовы! Присаживайтесь пожалуйста на стулья. И мы с вами попробуем рассказать о зиме.

-Послушайте ребята, я сначала вам расскажу. (беру указку). И вспомним.

(схемы-картинки)

1.  «Вся земля покрыта снегом»

2. «Солнышко редко выглядывает из-за туч»

3. «Реки и озера скованы льдом»

4. «Дует холодный ветер»

5. «Деревья стоят без листьев»

6. «Перелетные птицы улетают на юг»

7. «Животные спрятались от холода»

8. «Люди надели теплую одежду»

9.  «Дети катаются на санках, лыжах и коньках».

Кто хочет попробовать?

(вызываю 3 детей)

- Ребята, мы с вами со всеми заданиями справились. Все что Зимушка – зима нам задала мы выполнили. Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии? Что понравилось?

(Дети отвечают)

В-ль: Мне тоже ребята очень понравилось как мы с вами сегодня путешествовали. Вы все молодцы, отвечали, не перебивали друг друга, слушали внимательно. Молодцы! Большое вам спасибо!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: Рассматривание картины И.И. Левитана "Март"

Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И.И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учишь видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Весенняя сказка»Программные задачи:Воспитание звуковой культуры речи:Совершенствовать речевой слух.Закреплять навыки четкой правильной в...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Посуда».

- Рассматривание посуды- Физкультминутка- Д/и "Назови виды посуды"- Д/и « Что лежит, что стоит, что висит?»- Д/и «Из чего сделана посуда?»- Логические экраны- Встреча с Федорой- Физкультминутка- Описа...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Посуда».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Посуда»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...