"Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ц-Ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза "Шумный ба-бах"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Заидова Асият Сулеймановна

технологическая карта НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistaya_karta_nod.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Развитие речи

Возраст детей, группа

5-6 лет

Тип НОД

Занятие усвоения новых знаний и умений

Тема НОД

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

Цель

Учить детей дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж.Ризва «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Задачи

-продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные  звуки Ч и Ц;

-определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).;

-упражнять в словообразовании при помощи уменьшително-ласкательных суффиксов;

-продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи;

Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношекние к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Материал

Картинки с изображением цыплёнка и ножниц, мяч, предметные картинки, интерактивный редактор «Сова».

Предполагаемый результат

Дети умеют различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Умеют определять место звука в слове. У детей развивается фонематический слух.

Дата проведения

23.03.2021г.

Ф.И.О. воспитателя

Заидова Асият Сулеймановна

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую  ситуацию

 Психологический настрой. Воспитатель стоит в центре группы, обращается к детям с просьбой построиться перед ней полукругом. Спрашивает:

-какое время года?  (весна). Как мы рады весне?

Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь-спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

-ветерок весенний дует, к нам в окно влетел конвертик.

-ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!

Словесный (вопрос, разговор)

Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.

Дети показывают радость.

Эмоциональная заинтересованность.

Ответы детей

Этапные задачи.

Мотивировать детей на включение в деятельность. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности.

II. Актуализация знаний.

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

-Что изображено на картинках?

-Давайте посмотрим, как режут ножницы?

-А как зовём цыплят?

-Какие первые звуки в этих словах?

-Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

Физминутка 1 мин.:

Ножницы и цыплёнок

–чик, чик, чик (с имитацией движения)

-цып, цып, цып (с имитацией движения).

-в слове чик-первый звук ч

-в слове цып-первый звук ц

-ц и ч.

Словесный

Дети проводят анализ. Рассматривают картинки.

Имитация движений.

Проявление активности.

Ответы детей.

Проявляют активность в высказывании своей точки зрения.

Этапные задачи

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, дифференциация) определённого объёма знаний и представлений; овладение способами (приёмами) деятельности.

III. Затруднение в игровой ситуации

 Вы хотите что-то узнать об этих звуках?

-что вы хотите знать о звуках ч-ц?

-Сделать гимнастику для языка и губ;

-Как правильно произносить эти звуки;

-Узнать больше слов с этими звуками;

-Поиграть со звуками и словами.

-Прочитать стихотворение. (1мин)

Словесный (обобщение)

Ответы детей

Создание эмоциональной заинтересованности.

Этапные задачи

Формулировка ответа на проблемный вопрос.

IV. Открытие нового знания

В начале мы сделаем артикуляционную гимнастику.

  1. Упражнение «Улыбка» (тянем губы прямо к ушкам, улыбаемся бруг дружке)
  2. Упражнение «Трубочка» (подражаю я слону – губки хоботом тяну.

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

- давайте произнесём звук Ч

- А теперь произнесём звук Ц

- Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц-Ч

- а сейчас поиграем в игру «Эхо» (воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса):

- Белая овца флаг из кумача: ча-ча-ча

-ох как горячо: чо-чо-чо

-мы ели огурцы: цы-цы-цы

-у меня ключи: чи-чи-чи

-румянец на лице: це-це-це

-я гулять хочу: чу-чу-чу.

Звуки Ц и Ч легко перепутать, поэтому нужно научиться их различать. Педагог даёт детям задание: услышав звук Ц, надо поднять одну ногу, как цапля, а услышав звук Ч-легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильнтк). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5-6 звуков. Слова: чашка, цапля, очки, огурец, скрипач, одуванчик, почелуй.

Практический

Выполняют упражнения

Проявляют интерес к занятию

Этапные задачи

V. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Подари подарок». Обращает внимание детей на картинки с изображение предметов (смарт-доска), которые необходимо подарить цапле или чайке (распределение по наличию звука Ч и Ц)

-кому ты подаришь свой подарок?

-Почему ты решил подарить чайке (цапле)?

-в какой части слова располагается звук?

Воспитатель:- А теперь давайте немножко отдохнём (физкультминутка)

Видишь бабочка летает, на лугу цветы считает. Раз, два, три, четыре, пять. Ох, считать не сосчитать! За день, за два и за месяц… шесть, семь, восемь, девять, десять! Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла!

Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой-маленький» (с мячом): птица-птичка, заяц-зайчик, лисица-лисичка, блюдце-блюдечко, кольцо-колечко и т.д.

Воспитатель читает стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

- а вам необходимо внимательно послушать и найти слова со звуками Ц-Ч.

-понравилось вам стихотворение?

-какие слова со звуком Ч-Ц вы нашли в этом стихотворении?

-кто такой Ба-бах?

-как вы думаете кто Тук-тук?

-кто же прыгнул в чащу?

-почему звери сидят тихо?

Словесный

Ответы детей

Этапные задачи

VI. Итог (осмысление) занятия

К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте ещё раз повторим, что мы сегодня делали на занятии?

- с какими звуками работали?

- что вам понравилось на занятии?

После занятия предложить детям словесные и дидактические игры по развитию речи.

Словесный

Играли

Читали стихотворение.

Отвечают, какая часть занятия понравилась.

Этапные задачи

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Коммуникативная деятельность "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»Вид деятельности: коммуникативная.Возраст:5-6 лет.Цель: Учить детей дифференци...

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Старшая группа.

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».Старшая группа. Провела Седова О. А. 24.03.20...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...