Особенности воображения у детей с нарушениями речи
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Меркульева Светлана Анатольевна

Презентация подготовлена с целью показа в виде консультации для родителей и педагогов ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл особенности воображения2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности воображения у детей с нарушениями речи Выполнила: Меркульева Светлана Анатольевна

Слайд 2

Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте

Слайд 3

Виды воображения Активное 01 Пассивное его образы возникают спонтанно, помимо воли желания человека 03 Продуктивное в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не механически копируется и воссоздается 02 Репродуктивное ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, больше напоминает восприятие или память 04 пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответвующие образы

Слайд 4

Функции воображения: Образное представление действительности; Регулирование эмоциональных состояний; Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; Формирование внутреннего плана действий

Слайд 5

1. ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отельных частей 3. СХЕМАТИЗАЦИЯ выделение различий и выявление черт сходства 5. ТИПИЗАЦИЯ один из способов создания образов воображения, граничащий с творческим процессом. 2. АГГЛЮТИНАЦИЯ «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни вещей 4. АКЦЕНТИРОВАНИЕ В создаваемом образе какая –то делать выделяется, акцентируется Механизмы воображения

Слайд 6

Особенности воображения в дошкольном возрасте: 1 этап : 2.5 – 3 года Разделение воображения на познавательное и аффективное 2 этап : 4 – 5 лет Снижение уровня творческого воображения, в процесс воображения включается специфическое планирование 3 этап : 6 – 7 лет Аффективное воображение направлено на изживание психотравмирующих воздействий, творчество носит проективный характер

Слайд 7

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание

Слайд 8

Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи 2 УРОВЕНЬ 1 УРОВЕНЬ у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры,но произносительные возможности ребенка отстают от возрастной нормы

Слайд 9

Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи 3 УРОВЕНЬ 4 УРОВЕНЬ в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы

Слайд 10

Общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Слайд 11

Уголок для развития речи

Слайд 12

Особенности воображения у детей с нарушениями речи Воображение ограничено связано с яркими эмоциональными переживаниями; Речь маловыразительна, движения несколько скованны, ребенок не очень уверен в себе; Часто – копирование образцов и предметов ближайшего окружения, повторение собственных рисунков; Использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость

Слайд 13

Специфические особенности воображения у детей с нарушениями речи снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; несформированность операционных компонентов; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов -- представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы

Слайд 14

1. Небылица 2. Плохое и хорошее 3. День рождение у куклы Маши Обзор диагностических методик для исследования воображения у детей с речевой патологией

Слайд 15

Возраст: 5 – 6 лет Цель: выявить уровень развития воображения Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги. Процедура проведения: Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете Анализ результатов: Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого Оптимальный уровень – ребенок не справляется с заданием Небылица

Слайд 16

Плохое и хорошее Возраст: 5 -6 лет Цель: выявить уровень развития воображения Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш. Инструкция. В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, огонь согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое. Анализ результатов: Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием

Слайд 17

День рождение у куклы Маши Возраст: 5-6 лет Цель: выявить уровень развития воображения Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы Маши и контуров предметов, карандаш. Процедура проведения. Сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет. Анализ результатов: Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого Оптимальный уровень – ребенок не справляется с заданием

Слайд 18

Работа с родителями Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку

Слайд 19

Информационный источник 1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей - 2007 2. Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

Консультация для воспитателей "Особенности физического воспитания детей с нарушением речи"

Данный материал будет полезен воспитателям и инсрукторам по физической культуре, работающим с детьми логопедических групп....

Особенности воображения у детей с нарушением речи

 }Воображение –  это не талант отдельных людей, а здоровье каждого.              Р. ЭмерсонВоображение – психический процесс создания об...

«Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи»

В данном материале говорится о семейном воспитании детей с нарушениями речи, так же говорится о речи в норме....

Консультация для педагогов: «Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи»

Воображение ребенка - это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает....

Развитие воображения у детей с нарушением речи.

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующ...