картотека дидактических игр по развитию речи в логопедической группе
картотека по развитию речи (старшая группа)

ЯцуненкоГалина Ивановна

Подборка дидактических игр по развитию речи. краткое описание видов игри приёмов их проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека дидактических игр284.7 КБ

Предварительный просмотр:

http://volna.org/wp-content/uploads/2016/10/Fon4.jpg

Картотека дидактических игр на развитие речи в логопедической группе (старшая группа)

                                                                                       Подготовила: воспитатель                                                              высшей категории

Яцуненко Г. И.

http://volna.org/wp-content/uploads/2016/10/Fon4.jpg

Дидактические речевые игры носят увлекательный и одновременно познавательный характер. Такие игры не требуют глубоких знаний в области педагогики, поэтому с большим успехом могут быть использованы родителями. Благодаря таким играм у малышей развивается тяга к словотворчеству, они с успехом овладевают родной речью. Дети, играя, усваивают знания, учатся культуре общения.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:

     • Игра с предметами;

     • Настольная игра;

     • Словесная игра без использования наглядного материала

Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий.

В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:

  1. Обогащение словаря
  2. Формирование грамматической культуры
  3. Формирование звуковой культуры
  4. Оформление связной речи

Ежедневные, грамотно организованные, дидактические игры:

     • Значительно увеличивают словарный запас;

     • Способствуют развитию связной речи;

     • Учат составлять рассказ;

     • Позволяют формировать правильное произношение звуков;

     • Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.

           Такой вид игр позволяет ребенку расширить знания об окружающем мире. Они не требуют специальных дорогостоящих материалов. А в словесные игры можно играть в любом месте. Главное в таких играх – владение речью.  

           ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

(Рекомендации педагогам)

Организация дидактических игр с целью развития речи педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры с целью развития речи детей дошкольного возраста входят:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);http://volna.org/wp-content/uploads/2016/10/Fon4.jpg

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр с целью развития речи включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми, необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль педагога в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия педагога. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.

В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. http://volna.org/wp-content/uploads/2016/10/Fon4.jpg

Таким образом, руководство дидактическими играми с целью развития речи детей в дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

D:\Документы\аттестация\самообр\дид игры\Rol-igr.jpg

   СЛОВЕСНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

I. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Кузовок»

 Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

 Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

 Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

 Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

         - Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу,  и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на  -ок, и передаёт кузовок дальше

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

 Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

  Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

  Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

  Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

Лото «Назови картинку и найди первый звук»

 Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

 Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.    

«Замкни цепочку»

         Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

         Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более чёткой, правильной, выразительной.

«Найди фишке место»

 Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема:  прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.

Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.

Картинки к игре: зебра(б), автобус(с), халат(л), аист(с), цапля(ц), улей(у), индюк(к), лось(о), зубр(р), ручка(ч), газета(т), часы(ы), кошка(ш), финиш(ш), солнце(ц).

«Пройди вокруг и не заблудись»

  Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

  Описание игры. Игра состоит из игровых полей  (для каждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинки к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим  картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля).

          Если игрок правильно определит место звука на каждой картинке, он пройдёт лабиринтом от картинки к картинке и вернется к началу движения (двигаться надо по часовой стрелке с любой картинки). Выигрывает тот, кто раньше вернётся к началу на своем игровом поле.

«Из слогов  - предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

 Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение

         ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

«Эхо»

Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например,:

[А], [У]-... [У],[А],[ Ы]-...

[И], [О] - УА, ЫИ-...

[И], [О], [Э] -... ЭИ, АО

Вариант 2

Цель: Автоматизировать звук (например, звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.

СА—СО—СУ— ...

СУ—СА—СЫ—...

АС—ИС—УС —...

СЫ—СА—СО—СУ — ...

СУ—СО—СЫ—СА — ...

ЭС—АС—УС—ИС —...

СА—ИС—СО —...

ОС—УС—СЫ —...

СО—АС—СУ— ...

САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...

СОМ—НОС—УСЫ — ...

ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...

СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …

  

«Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тшух, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

«Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры:

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: Карты с нарисованными картинками.

Ход игры:

У детей – карты с нарисованными картинками.

Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

«Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».

Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.

Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

«Цепочка слов»

Цель: Расширять умения услышать в слове определённый звук.

Материал: Мяч, значки и т.д.

Ход игры:

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

«Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ход игры:

Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Зазудел комарик тонко:

З-з-з — поёт он звонко-звонко,

Повторяет много раз

Резвым мошкам свой рассказ.

    ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

«Размытое письмо»

   Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

   Материал. Игрушечный мишка.

    Ход игры:

 Воспитатель:   - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

         Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Живые слова»

 Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

        Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

         Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

«Назови профессии»

Цель: Развивать анализ и синтез, закреплять употребление суффиксов.

Материал: Картинки с изображением разных профессий.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик.

Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто укладывает камни? Каменщик.

Кто точит ножи? Точильщик.

Кто чинит часы? Часовщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

Далее взрослый задает вопрос:

- Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик? При произнесении этих слов взрослый подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.

 

«Кто кем был?»

Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. 

Ход игры:

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. 

Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: 

цыпленок – яйцом,

лошадь – жеребенком,

корова – теленком,

дуб – желудем,

рыба – икринкой,

яблоня – семечком, 

лягушка – головастиком,

бабочка – гусеницей,

хлеб – мукой, 

шкаф – доской, 

велосипед – железом, 

рубашка – тканью,

ботинки – кожей, 

дом – кирпичом. 

«Кто кем будет?»

Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.  

Взрослый, бросая мяч, задает вопросы:

«Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д.

Ребёнок, бросая мяч обратно, может дать несколько вариантов ответа.

Например, : «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

«Что без чего?»

Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда.

Материал: Картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Ход игры:

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Взрослый задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки.

Стул без спинки.

Платье без рукава

Кастрюля без ручки.

Чайник без носика.

Кофта без пуговиц.

Расческа без зубчиков.

Грузовик без фары.

Ботинки без шнурков.

Машина без колеса.

Шуба без воротника.

«Один - много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Вариант 1.

Мы - волшебники немного: был один, а станет много. 

Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. 

Примеры:

Стол - столы 

двор – дворы,

нос – носы,

гора – горы,

нора – норы,

мост – мосты,

дом – дома,

глаз – глаза,

луг – луга,

город – города,

провод – провода,

холод – холода,

день – дни,

пень – пни,

сон – сны,

лоб – лбы,

ухо – уши,

стул – стулья,

кол – колья,

носок – носки,

чулок – чулки.

 

«Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. 
Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Примеры: один стол - пять столов

один слон - пять слонов

один шкаф - пять шкафов 

один гусь - пять гусей

один лебедь - пять лебедей 

один журавль - пять журавлей 

одна гайка - пять гаек 

одна майка - пять маек 

один палец - пять пальцев 

одно платье - пять платьев

                     «Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.

Материал: Сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк».

Ход игры:

Педагог обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...

- Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов...

- Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов...

- Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...

«Кому что дадим?»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

Материал: Картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.); игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

Ход игры:

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных.

На столе — игрушечные животные.

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Яблоко дадим ежу.

Орехи дадим белке

Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке.

Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке.

Овощи дадим свинье.

«Угадай, кому нужны эти вещи»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.

Материал: Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.

Ход игры:

Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?»

Ребенок, у которого картинка — летчик, поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.

Самолет – летчику,

швейная машина – портнихе,

автомобиль – шоферу,

винтовка – солдату,

паровоз машинисту,

указка — учителю,

термометр — доктору,

весы — продавцу,

кисть — художнику,

шприц — медсестре,

ножницы — парикмахеру.

Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребенком будут розданы все картинки.

«Кто чем работает?»

Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа.

Материал: Картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.).

Ход игры:

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Взрослыйпредлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»:

Парикмахер — ножницами,

маляр — кистью,

плотник — топором,

дворник — метлой,

лесоруб — пилой,

садовник — лопатой.

«Кто чем управляет?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

Материал: Картинки с изображением различных видов транспорта.

Ход игры:

На доске картинки с изображением транспорта.

Взрослый показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет ... автобусом, самолетом и т. д.)»? Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

«Чем можно?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям ответить на вопрос «Чем можно?»:

Рубить — топором,

резать — ножом, ножницами,

умываться — водой,

пилить — пилой,

вытираться — полотенцем,

рисовать — кисточкой,

писать — ручкой,

вытирать — тряпкой,

причесываться — расческой,

упаковывать — бумагой,

есть — ложкой.

«Кто чем питается?»

Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Материал: Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

Ход игры:

Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают:

Травой, корой – заяц,

сеном, соломой – корова,

овсом, сеном – лошадь,

курами, зверьками – лиса,

молоком, мясом – кошка,

жуками, гусеницами – дятел,

орехами, грибами – белка,

крупой, крошками – мышь.

«Кто чем защищается?»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Материал: Картинки с изображением животных, птиц, фишки.

Ход игры:

Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек.

Клювом – гусь,

Рогами – олень,

Когтями – кошка,

Иглами – еж,

Зубами – собака,

Хоботом – слон.

«Кто где живет?»

Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.

Материал: Картинки с изображением жилищ животных.

Ход игры:

Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике.

Кролики живут в крольчатнике.

«Что в чем?»

Цель: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

Ход игры:

На доске картинки с изображением посуды. Взрослый задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)

В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.)

В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)

В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)

В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)

В чем подогревают еду? (Еду подогревают в миске.)

Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)

Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)

Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)

Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковороде.)

«Про кота»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям закончить предложение по смыслу, добавив слово кот:

- На крылечке спит (кто?) кот.

- Мы налили молока (для кого?) для кота.

- Рыбку тоже дадим (кому?) коту.

- Мы смотрим (на кого?) на кота,

- Мы любуемся (кем?) котом.

- Говорили мы (о ком?) о коте.

«Сравни предметы»

Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще ...

Дыня сладкая, а арбуз еще ...

Персик мягкий, а вишня еще ...

Яблоко твердое, а айва еще ...

Груша вкусная, а ананас еще ...

Дерево высокое, а башня еще ...

Весной солнце светит ярко, а летом еще ...

Весной птицы поют звонко, а летом еще ...

Поезд едет быстро, а самолет летит еще ...

Черепаха ползет медленно, а улитка еще ...

«Какой сок?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным.

Ход игры:

Дети, рассматривая картинку с изображением фруктов, овощей, ягод, образовывают относительные прилагательные, отвечая на вопрос: Какой сок? (Апельсиновый сок, яблочный сок, малиновый сок и т.д.)

«Какой? Какая?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.

Ход игры:

На доске картинки с изображением овощей и фруктов. Взрослый спрашивает:

— Морковь (какая?)(оранжевая);

огурец (какой?)… (длинный)...

Дети выходят к доске, берут картинки и говорят:

— У меня кислый лимон. У меня круглый помидор. У меня спелое яблоко.

«Подбери прилагательное»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на доску сюжетные картинки с изображением домашних животных и птиц. Дети подбирают слова для их описания:

— кошка (какая?)…(рыжая, пушистая, ласковая);

— лошадь (какая?)…(большая, сильная, красивая);

— цыпленок (какой?)..(маленький, пушистый, желтенький).

«Расскажи про зайчика»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Материал: Картинка «Заяц».

Ход игры:

На доске картинка «Заяц». Воспитатель дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

Затем педагог бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно учителю. В процессе игры педагог изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).

«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

«Магазин посуды»

Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

Материал: Игрушечная или настоящая посуда.

Ход игры:

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.

Посуда для салата — салатница;

посуда для хлеба — хлебница;

посуда для молока — молочник;

посуда для масла — маслёнка;

посуда для конфет — конфетница;

посуда для сухарей — сухарница;

посуда для соли — солонка;

посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Ход игры:

Хлеб кладут в … хлебницу.

Мыло кладут в … .мыльницу.

Масло кладут в …

Сахар насыпают в …

Салфетки ставят в …

Масло кладут в …

«Чьё, чьё? – Моё»

Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

Материал: Мешочек с детскими вещами и игрушками.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.

- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё?

Это что? (Носок). Чейносок? И т.д. (чья, чьё, чьи, чей).

Хозяин получает вещь и убирает на место.

«У кого какое?»

Цель: Закреплять образование прилагательные от существительных .

Ход игры:

У голубя крылья голубиные, а у орла — орлиные.

У волка шкура ..., а у лисы — ....

У обезьяны повадки ..., а у медведя — ...

У бурундука хвост ..., а у крота — ...

У собаки когти ..., а у белки — ...

У ежа голова ..., а у осла — ...

У черепахи панцирь ..., а у енота — …

«Чья голова?»

Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. 

Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья». 

Примеры: у рыси голова рысья 

у рыбы – рыбья

у кошки – кошачья

у сороки – сорочья

у зайца - заячья 

у кролика – кроличья

у верблюда – верблюжья

у лошади – лошадиная

у орла – орлиная

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными. 

«Что делает, что делают?»

Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе.

Ход игры:

Дети учатся правильно употреблять глаголы в единственном и множественном числе:

— птица летит, а птицы летят;

— дерево растет, а деревья растут;

— лист желтеет, а листья желтеют;

— дождь идет, а дожди идут;

— лист падает» а листья падают.

«Кто, чем занимается?»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Обогатить глагольный словарь детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. 

Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. 

Взрослый: строитель 

Ребёнок: строит; 

повар (варит (готовит)); 

носильщик (носит); 

чертежник (чертит); 

рабочий (работает); 

уборщица (убирает);

художник (рисует) и т.д. 

«Почему так называется?»

Цель: Обогатить глагольный словарь детей.

Ход игры:

Объяснить, почему так называется:

Рыболов (рыбу ловит),

листопад (листья падают),

пчеловод (пчел разводит),

ледоход (лед ходит, идет),

землекоп (землю копает),

самокат (сам катается),

пешеход (ходит пешком),

вездеход (везде ходит).

«Одно слово вместо двух»

Цель: Обогатить глагольный словарь детей.

Ход игры:

Придумай одно слово вместо двух:

Снег чистит — (снегоочиститель),

канавы копает — (канавокопатель),

трубы укладывает — (трубоукладчик),

возит с помощью электричества — (электровоз),

быстро ходит — (быстроход),

сама ходит — (самоходка),

землю роет — (землеройка).

«Слова — «родственники»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу.

Ход игры:

Подобрать слова — «родственники» к слову:

Лес…лесок, лесной, лесник;

Гриб….грибок, грибник, грибной;

Вода….водные, водяной, водолаз, наводнение;

Сахар…сахарный, сахарница;

Носят…поднос, носильщик;

Гора…горка, гористый, горный, пригорок;

Лист…листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

Дуб…дубок, дубовый; еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый;

Весна…весенний, веснянка, веснушка.

«Найди противоположное слово»

Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

- Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).

- Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

- Огонь горячий, а лед .....(холодный).

- Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

- Река широкая, а ручей ....(узкий).

- Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

- Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)

- Если в комнате не светло, то в ней ...( темно).

- Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая).

- Если нож не тупой, то он ....( острый).

«Подбери подходящее слово»

Цель: Учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными. Развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры:

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

- Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая).

- Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

-  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий).

- Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

-  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая).

- Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).

-  Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

«Птичка в клетке»

Цель: Учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Материал: Картинки птички и клетки.

Ход игры:

Взрослый выставляет на доску плоскостное изображение клетки и перемещает пташку. Дети озвучивают:

— Птичка из клетки ... вылетела.

— Над клеткой ... пролетела.

— Вокруг клетки ... облетела.

— К клетке ... подлетела.

— В клетку ... залетела.

«Измени слова»

Цель: Учить правильно употреблять глаголы в форме будущего времени с частицей «ся» и без неё.

Ход игры:

Дети осваивают две формы глагола будущего времени:

буду купаться — искупаюсь,

буду бегать — побегаю,

буду строить — построю,

буду улыбаться — улыбнусь.

«Незнайкины ошибки»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение согласовывать слова в предложении.

Ход игры:

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.

«Найди ошибку»

Цель: Развивать слуховое внимание, мышление.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

1. Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

2. Цветы не поливали, потому что они засохли.

3. Солнышко прячется, потому что ночью темно.

4. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

5. Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

6. Петя испачкался, потому что его поругала мама.

7. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

8. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

9. Пришла весна, потому что прилетели грачи.

10. В комнате темно, потому что включили свет.

«Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

Материал: Письмо от медвежонка.

Ход игры:

Воспитатель:

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо:

«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Составь предложение»

Цель: Учить использовать в речи предлоги: в, над, из, на.

Материал: Предметные картинки.

Ход игры:

Дети составляют предложения с использованием предлогов в, над, из, на.

Рассматривают схемы предлогов, с помощью пары картинок составляют предложения:

книги — шкаф (Книги стоят в шкафу).

ложка — стол (Ложка лежит на столе).

птица — гнездо (Птица вылетела из гнезда).

бабочка — цветок (Бабочка порхает над цветком).

«Составь предложение»

Цель: Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Ход игры:

Дети должны составить предложения по двум картинкам:

снежинка — елка (На елке красивые снежинки.)

шуба — шапка (У Маши теплая шуба и шапка.)

дом — дым (Из дома валил густой дым.)

мальчик — лыжи (Мальчик катался с горы на лыжах.)

«Составь предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Ход игры:

Дети составляют предложения по опорным словам:

- зоопарк, полосатая, зебра, в. (В зоопарке полосатая зебра);

- рыба, море, плавать, в. (В море плавает рыба.);

- шар, подарить, красивый, Рита. (Рите подарили красивый шар);

- пирог, бабушка, приготовить, ароматный. (Бабушка приготовила ароматный пирог.).

 «Сравнение»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Материал: Игрушки.

Ход игры:

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их. Например:

Мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос.

У куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые.

У грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Кто больше заметит небылиц?»

 Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

 Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

         - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

         Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

         После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы.  Дети, у  которых больше фишек называют те небылицы, которые  не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

         Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

«Где начало рассказа?»

 Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

   Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

   Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 Наборы серийных картинок для выкладывания

«Исправь ошибку»

   Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

   Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

 Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

 Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Отгадай-ка»

Цель игры:  обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать.

Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

 «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф  сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».  

«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. 

Материал: Коробка с предметом.

Ход игры:

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

«Как ты узнал?»

Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Материал: Предметные картинки.

Ход игры: 

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры:

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

- Описать предмет, которого не стало

- Рассказать о месте, где он стоял

- На какой звук начиналось название этого предмет

- В названии каких еще предметов есть этот звук?

«Почемучкины вопросы»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры:

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

«Потому что…»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры:

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

- Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

- Объясни, почему кошка недовольна?

«Какая картинка не нужна?»

Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали.  

Ход игры:

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.  

«Хорошо - плохо»

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь. 

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город. 

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года)

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

         Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

         Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

«Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

 «Новоселье»

  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

  Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

«Летает, а не птица»

 Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

 Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

   «Собери пять»

 Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

 Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Настольные игры всегда и любимы детьми, и интересны им, и полезны. Существует множество настольных речевых игр — и различные «ходилки», и домино, и лото, и разные звуковые дорожки, кубики с условными значками. Это игры для развития словаря, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи ребенка, воображения и мышления, внимания и восприятия.

Современные настольные речевые игры для детей очень отличаются от своих предшественников и занимательной формой подачи материала, интерактивностью, многофункциональностью, качеством печати и картона. В них сочетаются и четко продуманное содержание игры, и удобный формат карточек, и качество печати. Карточки выполняются из специальной прочной бумаги, выдерживающей «напор» любопытных детских ручек и устойчивых к истиранию. Карточки плотные и одновременно легкие, не рвутся, не пачкаются, их удобно держать в руках, они имеют безопасную для ребенка форму без острых углов.

Настольная игра «Дикие и домашние животные»

Родители вместе с детками могут нарисовать на бумаге, а затем вырезать диких и домашних животных. На листе ватмана с одной стороны нарисовать лес, а с другой — дом. Далее малыш, называя животное, располагает его в зависимости от места обитания: в лес или дом.

Такая игра поможет ребёнку обогатить словарный запас, изучить обобщающие понятия, а также научиться связно выражать свои мысли.

Настольная игра «Чей домик»

Игра «Чей домик» схожа с настольной игрой «Дикие и домашние» животные. Суть этой игры — рассказать ребятам, что у всех живых существ разные домики. Например, собака живёт в будке, улитка — в ракушке, птица — в гнезде и т. д. И затем дети из подготовленных рисунков размещают животных в свои домики.

«Сварим борщ» или «Сварим компот».

Детям предложим из подготовленных картинок положить в нарисованную кастрюлю фрукты или овощи, в зависимости от того, что ребята готовят.

Настольная дидактическая игра «Сказка на магнитах «Волк и семеро козлят»

Цель:развить мелкую моторику рук, словарный запас, логическое и пространственное мышление, творческие способности, память (запомнить сюжет сказки «Волк и семеро козлят»).

Задача: Учить, детей понимать, что изображено на картинке. Учить, выстраивать последовательность героев по сказке «Волк и семеро козлят». Вызвать желание поиграть в сказку, интонировать голосами героев

Материал: Большая магнитная подложка, магнитные фигурки с изображением персонажей сказки.

Ход игры:

Перемещая фигурки на магнитной подложке, ребенок рассказывает сказку. Педагогом одновременно с рассказом ребенка можно задаются вопросы по сюжету сказки.

Настольное развивающее лото " СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ "(для детей 5-7 лет)

Цель: развитиемелкой моторики рук,развитие связной речи, обогащение словарного запаса,объяснение смысла пословиц, совершенствование навыка чтения.

Задача:подбирать части пословиц, объяснять их смысл.

Материал:Карточки с текстом и иллюстрацией к известным пословицам.

Ход игры:

Ребенок собирает из двух частей известную пословицу, объясняет её смысл.

Настольная дидактическая игра «Занимательная пирамида»

Цель:Настольная дидактическая игра по развитию речи предназначена для повторения, закрепления знаний в образовательной области «Речевое развитие».

Задача:1. Подготовка к обучению грамоте

2. Формирование грамматического строя речи

3. Активизация словаря

Ход игры:

Вариант 1.

В игре принимают участие все желающие. На столе располагаются предметные картинки, а также пирамида на каждом ряду нужно выложить картинки, отвечая на вопросы:

1)кто?

2)что у него есть?

3)какой?

4)что умеет делать?

5)противоположность.

Вариант 2.

Ход игры:

 «Придумай слово длиннее»

Ребенок выбирает любую картинку и изменяет слово так чтобы получилось два, три, а может и четыре слога. Придуманные детьми слова тщательно проговариваются, делятся на слоги и выстраиваются в пирамиду.

Настольная дидактическая игра на развитие речи для детей 5-7 лет

«Рыбалка»

Цель:закрепление правильного произношения звуков Р и Л в словах и фразах. Развитие памяти, и внимания, фонематического слуха, умение составлять предложения.

Материал:32 рыбки с картинками на звук Р или на звук Л, 4 шнурка и 4 фиксатора.

Ход игры:Вэтой игре мы пойдем с вами на рыбалку и будем ловить рыбу. Но рыба у нас будет необычная. На обратной стороне рыб — карточек нарисованы картинки слов со звуками Р или Л.

Вариант 1.

Дети «ловят»рыбку на свои «удочки-шнурочки». Кто-то ловит «тарань» и другие картинки — рыбки со звуком Р, называет, что нарисовано на пойманной им рыбе. А кто-то ловит «воблу» и другие картинки со звуком Л. Игра заканчивается тогда, когда все рыбки пойманы. Какому рыбаку сегодня выпала удача на рыбалке?

Вариант 2.

Ведущий игры (сначала это взрослый) вылавливает рыбку, но детям картинку не показывает. Он описывает ее, а дети отгадывают, что же за картинку принесла ему рыбка. Кто отгадал — то берет себе эту рыбку и нанизывает на свой шнурочек. Выигрывает тот рыбак, у кого больше «улов» в этой настольной игре.

Вариант 3.

Игроки составляют предложения со словами. А в конце игры вспоминают, кто какое предложение придумал.

                         ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

Игры с предметами или дидактические игры с окружающими вещами

в первую очередь направлены на развитие тактильных ощущений ребенка, его умения правильно использовать игрушки и иные предметы обихода. Развивают предметные игры также и воображение малыша — он учится мыслить творчески.

Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.)

Игра «Угадай игрушку»

Цель: сформировать у ребенка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки.

Ход игры:

Взрослый показывает 3—4 игрушки. Ребенок называет их. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая, хвостик короткий, уши длинные, любит морковку. Угадай, что это за игрушка?». Также взрослый описывает другие игрушки, ребенок называет их.

 

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: научить выделять и называть признаки предмета.

Ход игры:

Взрослый достает по одному предмету (например, фрукт) из чудесного мешочка, называет его: «Это груша, она желтая, сладкая, вкусная». Так взрослый описывает 3-4 фрукта. Затем взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Груша какая?»  Ребенок называет признаки: «Она желтая, сладкая».

По такому же принципу игра проводится с овощами или другими предметами.  

 

Игра «Сравни мишку и мышку»

Цель: учить ребенка сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Ход игры:

Взрослый предлагает рассмотреть мишку и мышку.

«Мишка большой, а мышка какая? Маленькая. Еще, какой мишка? Толстый, косолапый. Мышка какая? Маленькая, серенькая, быстрая. Мишка любит есть мед, малину, а мышка любит есть сыр»

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кто большой? Кто любит сыр? Кто косолапый? Кто маленький?»

Игра «Что за предмет?»/Сундучок с картинками

Цель: учить называть увиденный предмет.

Ход игры:

Воспитатель или малыш достает из мешочка/ сундучка игрушку или другой предмет, а затем просто называет его (например, телефон, чашка или мягкая игрушка).

Игра «У кого, какая игрушка?»

Цель: учить определять и называть признаки животных по образцу взрослого.

Ход игры:

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинается игра: «У меня медведь. А у тебя?». Ребенок: «А у меня заяц».

Взрослый: «У медведя коричневая шубка». Ребенок: «А у зайца белая шубка».

Взрослый: «У меня медведь большой». Ребенок: «У меня заяц маленький».

Взрослый: «У медведя маленькие уши». Ребенок: «А у зайца длинные уши».

   

Игра «В гостях у матрешек»

Цель: учить ребенка обращать внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу.

Ход игры:

Взрослый предлагает отправиться в гости к матрешкам. Одна матрешка большая, а другая маленькая. Матрешки приглашают пойти погулять. Большая матрешка пошла по широкой дороге, а маленькая матрешка по узкой дороге. Вдруг начался дождь, большая матрешка взяла большой зонтик, а маленькая матрешка маленький зонтик. Дождик закончился, они пришли домой, стали рисовать. Большая матрешка взяла длинный карандаш, а маленькая взяла короткий карандаш. Большая матрешка нарисовала большой мяч, а маленькая, какой мяч нарисовала? (Маленький). Потом матрешки стали пить чай. Взрослый спрашивает у ребенка: «Какую чашку возьмет большая матрешка?» (Большую чашку). «Какую чашку возьмет маленькая матрешка?» (Маленькую чашку). Наступил вечер, и матрешки легли спать, большая матрешка кладет одежду в большой шкаф, а маленькая матрешка в какой шкаф? Какая кровать у большой матрешки, а какая у маленькой? Ребенок отвечает на вопросы.

     

«Сашины помощники»

Цель: понять разницу между единственным и множественным числом в глаголах, а также знакомит ребенка с устройством человеческого тела.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что сейчас к ним придет кукла Саша с помощниками, а задача ребят – отгадать, как они называются. Педагог «ведет» куклу, а затем показывает на ее ноги, спрашивая у детей, как называется эта часть тела и что она может делать (ноги – бегать, ходить, танцевать). Когда ребята отвечают, воспитатель начинает показывать на другие части тела и спрашивать то же самое (глаза – смотрят, моргают, рот — говорит, жует пищу, зевает и т.п).

Игра «Назови одним словом»

Цель: формировать представление об обобщающих словах.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, на чем спали матрешки? Куда они складывали свою одежду? На чем они сидели, когда рисовали? Взрослый рассказывает: кровать, шкаф, стул – это мебель. Спрашивает у ребенка: «шкаф, кровать, стул - как назвать эти предметы одним словом?» (Мебель). «Какая мебель у тебя в комнате (дома)?» Ребенок перечисляет предметы мебели.

Взрослый: «Сели матрешки за стол. Там стоят чашки, блюдца, ложки – это посуда. Какая посуда у нас на кухне?» Ребенок перечисляет предметы посуды. «Наши матрешки любят играть. Что им для этого нужно?» Ребенок отвечает: «игрушки». «Назови, какие игрушки ты знаешь? Какие у тебя любимые игрушки?»

Кубик

Цель: улучшение дикции, развитие/ улучшение звукоподражания

Материал: кубик, на каждой грани которого изображено животное или предмет, который может издавать узнаваемые звуки (например, самолет — «ууу»).

Ход игры:

Ребёнок подбрасывает кубик (можно также проговорить «крутись-вертись, на бочок ложись»), а воспитатель просит его проговорить, что на выпавшей грани изображено, какие звуки этот предмет издаёт (например, корова – «мууу», ослик – «иа»).

Какой предмет подойдет?

Цель: учить детей сопоставлять размеры предметов, а также находить аналогии между этими размерами.

Ход игры:

Взять, например, несколько плюшевых медведей и разные по размеру тарелочки, а затем предложить ребенку сопоставить – какому мишутке какая тарелка подойдет по размеру (большому — большая, маленькому — маленькая).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:http://volna.org/wp-content/uploads/2016/10/Fon4.jpg

1.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

2.  Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

3.  Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

4.  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа / В.                      Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 144с.

5.  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе    группа / В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 112с.

6.  Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи   старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

  1. Липина, С. В. Развитие речи/ С.В. Липина, И.В. Полещук. – М.: Эксмо, 2017. – 222 с.
  2. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч.1/ О.Э. Литвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. -128 с.
  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи в логопедической группе.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста, формирование правильной и хорошей устной речи....

Картотека дидактических игр по развитию речи (все возрастные группы)

Картотека дидактических игр по образовательной области "Речевое развитие". Игры представлены для детей младшей, средней,старшей и подготовительной к школе группам....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной  группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи.Дидактическая игра «Найди ошибку»Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.Ход игры: Воспитател...

Картотека дидактических игр по развитию речи в логопедической группе.

С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи....

Картотека дидактических игр по развитию речи в младшей группе (развитие правильного звукопроизношения)

laquo;ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подра...