сказочная героиня по развитию речи старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

развитие речи с использованием тризтехнологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_po_razv_rechi_god.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности  « Сказочная героиня»

по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ

для детей старшей группы.

 
Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников. 
Способствовать развитию наглядно-образного, логического мышления; памяти, воображения детей. Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.

Задачи.
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. 
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. 
Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
ОборудованиеКукла « Василиса - Премудрая»;  прямоугольники : жёлтого, зеленого, голубого, красного цвета на каждого ребёнка, солнышко с лучиками ; карточки с заданиями; сундучок; шкатулки, волшебная палочка.


Ход НОД.

 Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришли  гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Станем рядышком, по кругу  скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень: всем «Привет!» и «Добрый день!»

Прежде чем мы начнем,  давайте  вспомнить правило.

Каждый день всегда, везде на занятиях в игре, громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим. Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.
Дети стоят по кругу.

Воспитатель. У нас  сегодня в гостях сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать: да или нет,а ответы помогут вам угадать нашего гостя.
Дети. Это птица?
Воспитатель. Нет, это не птица
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какая-то игрушка?

Воспитатель. Да, это игрушка.

Дети: Может это кукла.

Воспитатель: Да это кукла, но необычная, а сказочная героиня.

Послушайте загадку.

Кощей ее заколдовал и на болото жить послал.

Она стрелу поймала, потом царевной стала.

 ( Василиса Премудрая)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появился?
Дети. Пришла.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети.  Прилететь,  прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать своим теплом . Василиса - Премудрая со своими жителями просят им помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила шкатулки с заданиями, если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь? 
Дети. Да!

Воспитатель достает из шкатулки первое задание.

Давайте посмотрим , какое задание приготовила для нас Злая колдунья.

Игра: «Самый внимательный».

На столе у детей прямоугольники (жёлтые, зеленые, голубые, красные).

- Услышав в предложении название предмета, цвет которого совпадает с прямоугольником на столе , ребенок поднимает карточку нужного цвета вверх..

Воспитатель: Ребята давайте потренируемся: банан , лимон какого цвета?. Только мне не говорите, а поднимите карточку нужного цвета.

 Готовы? Будьте внимательны.

- На летней опушке, плясали лягушки (зелёный)      Поднимают прямоугольник зелёного цвета.

- Уронило солнце, лучик золотой (жёлтый).  Поднимают  прямоугольник  желтого цвета.

- Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет (голубой).   Поднимают  прямоугольник голубого цвета.

- На опушке лесной ,земляничка под листвой .Земляника какого цвета?(красного)   Поднимают прямоугольник красного цвета.

- День и ночь несет дозор, у дороги светофор. Поднимают  жёлтый, зеленый, красный прямоугольник.

Ребята мы с вами выполнили первое задание, и первый лучик возвращается на свое место.

Воспитатель достает из шкатулки второе задание.

Воспитатель. Ребята, давайте  назовём сказки  в названии которых есть  число.

Дети:- Три медведя ,Три толстяка, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Три поросёнка, Два жадных медвежонка, Двенадцать месяцев, Четыре желания.

Воспитатель. Ребята мы с вами выполнили  задания, и лучики возвращаются на свое место. А мы с вами пойдем дальше.

Пальчиковая гимнастика,  начинаем с большого пальчика .(сжимают пальцы в кулачок, разжимают пальцы  из кулачка, начиная с мизинца).

 «В гостях у сказки»

Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Рукавичка и Колобок.
Курочку  Рябу назвать еще нужно  -
Вместе в ладошки , похлопаем дружно!
Воспитатель достает из шкатулки третье задание.

 Колдунья предлагает нам задание игру которая называется «Наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть слово, а вы постарайтесь назвать слово с противоположным значением.

 игра «Наоборот»

Добрый – злой , холодный- теплый , высокий- низкий,

грустный – веселый, короткий -длинный, широкий- узкий ,

трусливый – храбрый, толстый- тонкий.

Воспитатель: Молодцы ребята  и ещё один лучик вернулся на место. Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Воспитатель достает из шкатулки следующее задание, но прежде чем мы его выполним, давайте отдохнем .Дети встают на физкультурную минутку. Физкультурная минутка:

У медведя дом большой, (руки поднять вверх, подъём на носочки)

А у зайца – маленький (приседание на корточки, руки вытянуты вперёд)

Наш медведь пошёл домой, (переступание с ноги на ногу)

А за ним и заинька (прыжки)

Всех зверей мы провожаем (прощальные движения рукой)

Воспитатель: А мы с вами  продолжаем .

Следующее  задание , которое приготовила  Злая колдунья называется : 

«Какой, какая, какое»

 Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.

Принцесса – красивая, добрая, нежная.

Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.

Лес – сказочный, волшебный, еловый.

Колдунья – злая, не красивая.

Солнышко – желтое, круглое, веселое, теплое.

 Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще один лучик вернулся на свое место. А мы с вами пойдем дальше. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Ребята давайте в сказке, все вернем  на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

  игра "Перевирание сказки".

 Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.

 Дети: Не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.

 Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

 Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Воспитатель: И встретила лису.

Дети: Нет не лису, а волка.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места. И еще один лучик вернулся на свое место.

Давайте прочитаем следующее задание  колдуньи , чтобы мы  составили загадку о Царевне Лягушке.

Что прыгает так же, как лягушка – мяч.

Кто ныряет так же, как лягушка – утка.

Что плавает так же, как лягушка – лодочка.

Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в шкатулке еще задание? Заданий нет, мы все выполнили. Посмотрите на солнышко, у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и тепло, а солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство.

Ребята мы справились со всеми заданиями Злой колдуньи ?

Мы вернули лучики  солнышку ?

Вы ребята большие молодцы.

Воспитатель заглядывает в сундучок, ребята Василиса Премудрая, оставила для вас сюрприз .Посмотрите на кляксы и попробуйте  дорисовать, превратив в узнаваемый рисунок. А еще Василиса Премудрая  оставила для вас сладкие сувениры. Воспитатель вручает детям сувениры.  




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать  и объяснять смысл пословиц....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...