Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие паровозика»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Солоид Алёна Николаевна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_1.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №31

город Яровое, Алтайский край

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по звуковой культуре речи в средней группе

«Путешествие паровозика»

Воспитатель: Солоид Алёна Николаевна

2020 г.

Тема: Звук Ч

Цель: Формирование правильного произношения звука Ч

Задачи:

подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);

продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;

развивать музыкальные способности детей, расширять представления детей о неречевом звуке — звуке стука колёс паровоза.

Продолжительность занятия 20 минут

Участники воспитанники средней группы 

Возраст 4-5 лет

Оборудование: паровозик,  аудиозаписи, пузырьки по количеству детей, предметные картинки ( часы, человек, чайка, чайник, черепаха).

Предварительная подготовка: рассматривание иллюстрации паровозика

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Время

Вводная часть

1. Организационный момент

2. Постановка цели. Мотивация

Основной этап

  1. Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.

2.Развитие речевого дыхания

3.Знакомство со звуком Ч.

4.Развитие фонематического слуха

Физминутка

Заключительный этап

Автоматизация звука Ч в слогах и словах

Итог занятия

В нашей группе - все друзья! (дети стоят в кругу)
Я, ты, он, она - вместе дружная семья! (держатся за руки)
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева! (улыбаются друг другу)

В нашей группе - все друзья! 
Я, ты, он, она - вместе дружная семья! 
Обними соседа справа, обними соседа слева. (Обнимают друг друга)

 В нашей группе - все друзья! 

Я, ты, он, она - вместе дружная семья! 

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:

« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу»

-Что это? (дети: паровоз). Правильно. Ой, а что это? Послушайте.(звучит фонограмма - звук паровоза)

Появляется игрушка паровоз.

И как вы думаете,  на чем мы отправимся в путешествие?(дети: на паровозе)

Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.

Приготовились? Поехали!( звучит фонограмма «Песня паровозика»)

Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.

Приехали !Вагончики паровозик отцепил (дети садятся )

Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Артикуляционное упражнение «Чистим зубки»

Приоткрываем рот, улыбаемся и кончиком языка, как зубной щеткой, чистим с внутренней стороны нижние зубки. Движение делаем вправо-влево, не торопясь. Затем чистим верхние зубки. Движение выполняем также вправо-влево верхних зубов по внутренней стороне.

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Рот широко открываю, 
К нёбу язык прижимаю. 
Прыгает вниз язычок, 
И раздаётся щелчок.

Описание: 
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Игра «Чей паровоз лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.

Краткое описание:

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался  края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

а) - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч

- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:

губки округлены

зубки не смыкаются

язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок»и с силой произносим звук Ч

Наш звук играет с ветерком.

Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч.  Чувствуете,  как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

б) совместная и индивидуальная работа с детьми.

Произносим все вместе , по отдельности (отрабатываем правильное

произношение звука: по частоте его произношения и силе)

а) – А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук Ч : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С

б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ

в) – И последнее, я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.

- Молодцы, хорошо справились с заданием!

Перед зеркалом стою( Стоят прямо)

И себя не узнаю. (Качают головой.)

Ставлю руки на бочок: (Ставят руки на пояс. Правая нога - на носок, подбородок вверх)

Я − отважный морячок.

Вы еще не сели

Я теперь качели.(Соединяют руки,

качают ими влево-вправо.)

Ну-ка угадай-ка,

Что за птица? Чайка.(Машут руками, как крыльями,

кисти рук заострены вверх.)

Только ночка началась,(Руки в стороны, ноги широко расставлены.)

В небе звездочка зажглась        

а)- Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей)Я буду петь, а вы должны за мной повторить.(Педагог поет, а дети повторяют:)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

С каким звуком мы играли?

Покажем паровозику как мы научились его произносить! (ответы детей).

Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.

(под песенку паровоз уезжает домой).

1 мин.

3 мин.

5мин.

2мин

3 мин

3 мин.

1 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней возрастной группе «Наши соседи — насекомые»

Задачи:- Углублять представления детей о насекомых .- Помогать логично и понятно высказывать суждение.- Развивать артикуляционный аппарат, воздушную струю .- Воспитывать положительное отношение к живо...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Задачи:1.        Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2.        Упр...

Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе.

Цель: обобщить представления детей о временах года; показать правильную артикуляцию звука [ж], упражнять в правильном произношении звука [ж], развивать фонематический слух, слуховое внимание, па...

Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе "Путешествие в волшебный мир звуков"

Задачи:Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или ин...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи и звуковой культуры речи в старшей группе "Путешествие в необычную страну"

НОД "Путешествие в необычную страну"раскрывает разнообразие развивающих игр по формированиюграмматического строя речи и звуковой культуры речи с детьми старшего возраста....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...