Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».

Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".

Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, реализуемые в ходе занятия. Совершенствование  коммуникативных навыков детей старшего  дошкольного возраста.   Упражнение в распозновании эмоциональных состояний и передачи эмоций окружающих. Развитие доброжелательности. Формирование чувства сопреживания. Создание условий для развития творческой  активности детей. Способствовать раскрепощению, снижение тревожности. Развитие ВПФ - память, внимание, мелкая моторика. Развитие речи посредством театрализованной деятельности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семченкова Виктория Владимировна

воспитатель

ГБДОУ детский сад №38 компенсирующего вида

Невского района, г.Санкт-Петербург

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе детей с ТНР.

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».

Образовательные области: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Цель - Развитие речи посредством театрализованной деятельности, создание условий для развития творческой  активности детей в театрализованной деятельности. Совершенствование  коммуникативных навыков детей старшего  дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления о театре и театрализованной деятельности,

- расширять представление о малых фольклорных формах

- закреплять умение отгадывать загадки, отвечать на  вопросы.

- упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без произнесения слов, а также в умении различать эмоциональное состояние героев и передавать его интонацией голоса.

Развивающие:

 - развивать активный словарь детей, умение применять его в игровых действиях,

- развивать память, внимание, мышление,

- развивать мелкую моторику

- совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи

- развивать умение взаимодействовать с другими персонажами, умение инсценировать стихи, сценки, сказки.

- развивать артистизм, эстетические чувства, умение перевоплощаться, воображение, фантазию.

Воспитательные:

-  воспитывать дружеские взаимоотношения,

- воспитывать чувства сопереживания, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать интерес, любовь к сказкам, русскому устному народному творчеству;

- совершенствовать умение совместной работы;

Оборудование:

- деревянный пальчиковый театр (герои сказки «Теремок», домик);

- ширма;

- «театральный сундучок»;

- оборудование для музыкального сопровождения;

- карточки с изображением эмоций.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок», чтение сказки «Теремок» в обработке А.Н. Толстого, просмотр мультфильма «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, обогащение словаря словами «теремок», «терем», знакомство с персонажами сказки. Упражнение в образовании эпитетов к образам героев медветь – топотун, волк- зубами щелк, мышка – норушка и т.д. Предварительное знакомство с элементами  пальчикового театра, распределение ролей.

Организационный момент.

Воспитатель в образе сказочницы вносит «театральный сундучок»: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это?

Ответы детей.

- Послушайте стихотворение :

Тихо, тихо рядом сядем, снова сказка входит в дом.

В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

Здесь герои оживают, чудеса кругом витают,

Сказку очень я люблю, и ее я вам дарю.

- Как вы думаете, что спрятано в сундучке?

Ответы детей (сказка)

- И сегодня мы с вами будем сказку слушать, рассказывать  и показывать. Какие сказки вы знаете?

Ответы детей.

- Давайте попробуем отгадать сказку, которая в нашем сундучке:

Где-то в поле он стоит,

Из трубы дымок летит.

Заяц, мышь, лиса, лягушка,

Волк и косолапый мишка

Дружно, весело живут,

Хором песенки поют.

Отвечай скорей, дружок,

Это сказка? Ответы детей («Теремок»)

Основная часть.

- Без кого мы не сможем показать сказку?

Ответы детей (без актеров).

- Вы готовы стать актерами? В таком случае давайте потренируемся:

 

1.Игра  «Театральная разминка»

А вы сказки любите читать(да).

А в них играть (да)

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, иль на козу?

Или на принца, или на Бабу Ягу?

Ответы детей: (изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, или в грозу,

Или в бабочку, или в осу?

Что поможет здесь, друзья?

Ответы детей: (жесты и конечно мимика).

-Что такое мимика?

Ответы детей: (выражение нашего лица)

-Ну а жесты?

Ответы детей: (это движения)

Давайте поиграем!

У людей разное настроение. Его я буду называть, а вы попробуйте показать.

(Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе -используем карточки эмоций)

А теперь пора пришла общаться жестами, да-да. Я вам слово говорю, в ответ от вас я жеста жду.

(Слова для показа жестами: «Думаю», «здравствуйте», «тихо», «нет», «да», «нельзя», «до свидания»)

2.Физкультминутка «Зазеркалье»

Дети встают в круг и под русскую народную музыку ходят по кругу.  Воспитатель в роли ведущего становится в центр круга  и произносит слова:

Ровным кругом, друг за другом

Эй, ребята, не зевать!

Что ведущий нам покажет

Будем дружно выполнять!

Воспитатель показывает разнообразные движения, а дети их выполняют.

- А теперь пора сказку рассказывать и зрителям показывать.

3.Игра «Волшебный мешочек»

Но сначала разделимся на зрителей и актеров. Ну-ка, глазки закрывайте и в мешочек залезайте!

Воспитатель  под музыкальное сопровождение достает карточки из мешочка (карточки с изображением персонажей сказки – мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, и изображением человечка- зрителя) и раздает их детям.

Ребята, мы выбрали зрителей и актеров. Кто такие зрители? (ответы детей). Кто актеры?(ответы детей)

Распределение атрибутов пальчикового театра:

Мышка

- Не велика мышка, да зубок остер.

Заяц

Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!

Лягушка

В своей водице и лягушка певица

Лиса

Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...

Волк

Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!

Медведь

Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе

4.Драматизация сказки.

-Нашу сказку начинаем…

У нас как в настоящем театре есть сцена, занавес и актеры – Вы и ваши пальчики.

Зрители, помните о тишине во время представления, актеры – об искусстве перевоплощения!

Воспитатель раздвигает ширму под музыкальное сопровождение, посередине на столе стоит деревянный теремок.

Сказочница (воспитатель): -Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок –не высок….Мышь-норушка появись, ты из норки покажись!

Мышка «выходит» под музыкальное сопровождение: - Стоит в поле Теремок, кто- кто в Теремочке живет?

Сказочница: - Пусто в нашем Теремке, оставайся здесь жить!

Мышка: - я буду в Теремке жить!

Сказочница: - Стала Мышка в доме жить, печь блины и не тужить! Вдруг откуда –то на кочке кто-то квакает в лесочке? Кто это? (обращение к зрителям)

Ответы детей (лягушка)

Лягушка «выходит» под музыкальное сопровождение: Стоит в поле Теремок, из трубы идет дымок! Кто-кто в Теремочке живет?

Мышка: Я мышка- норушка, я в Тереме живу, а ты кто?

Лягушка: А я Лягушка- квакушка, по болоту поскакушка. Давай вместе жить!

Мышка: Заходи скорее в дом, веселее жить вдвоем!

Сказочница: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок –не высок…. Мышь- норушка и Лягушка, пироги пекут, ватрушки. Только из лесу, скок-скок…… Кто, ребята?

Ответы детей (зайчик-побегайчик)

Заяц «выходит» под музыкальное сопровождение: Стоит в поле Теремок, из трубы идет дымок! Кто-кто в Теремочке живет?

Мышка и Лягушка: я-Мышка-норушка, я- Лягушка- квакушка, мы в Теремке живем, а ты кто?

Заяц: А я  Зайчик- побегайчик! Я по лесу прыг-скок, я по полю прыг-скок, пустите меня к себе жить!

Мышка и Лягушка: Заходи скорее в дом, веселее жить втроем!

Сказочница: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок –не высок…. Мышь- норушка и Лягушка, пироги пекут, ватрушки. А Зайчишка-хвастунишка, поет и пляшет на опушке……Вдруг под вечер, не спеша, подкралась к друзьям  …  Кто, ребята?

Ответы детей (лиса)

Лиса «выходит» под музыкальное сопровождение : Стоит в поле Теремок, из трубы идет дымок! Кто-кто в Теремочке живет?

Мышка, Лягушка, Заяц: я-Мышка-норушка, я- Лягушка- квакушка, я – Зайчик- попрыгайчик, мы в Теремке живем, а ты кто?

Лиса: А я Лиса – краса, рыжая коса! Я красива, шаловлива, могу сказки рассказывать, пустите меня к себе жить!

Мышка, Лягушка, Заяц: Заходи скорее в дом, будем жить мы вчетвером!

Сказочница: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок –не высок…. Мышь- норушка и Лягушка, пироги пекут, ватрушки. А Зайчишка-хвастунишка, поет и пляшет на опушке…А Лисица отдыхает на крылечке…Вдруг из леса, щелк да щелк,  появился   Кто, ребята?

Ответы детей (серый волк).

Волк «выходит» под музыкальное сопровождение: Стоит в поле Теремок, из трубы идет дымок! Кто-кто в Теремочке живет?

Мышка, Лягушка, Заяц: я-Мышка-норушка, я- Лягушка- квакушка, я – Зайчик- попрыгайчик, я Лиса – краса, рыжая коса, мы в Теремке живем, а ты кто?

Волк: А я Волк- зубами щелк! Всех врагов я распугаю, Теремок я охраняю! Пустите меня к себе жить!

 Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса: Заходи скорее в дом, нам не тесно впятером!

Сказочница: Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок –не высок…. Мышь- норушка и Лягушка, пироги пекут, ватрушки. А Зайчишка-хвастунишка, поет и пляшет на опушке…А Лисица отдыхает на крылечке… Охраняет Терем Волк….   Вдруг из чащи, всем смотреть, появляется…..Кто, ребята?

Ответы детей (медведь).

Медведь «выходит» под музыкальное сопровождение: Что за чудо  Теремок, из трубы идет дымок? Кто-кто в Теремочке живет? Как хочу я в Теремок, пирогов поесть, блинов!

Сказочница: Полез Медведь- топтун в Теремок, а он и развалился. А звери в лес убежали…

Вот и сказочке конец, а кто слушал -  молодец!

3. Заключительная часть

1.Подведение итога.

Зрители, понравилась ли вам сказка? ( ответы детей).

Давайте поблагодарим актеров апплодисментами!

Актеры, понравилось ли вам выступать для таких внимательных зрителей? (ответы детей).

-Ребята, мы сегодня познакомились с театром и вы очень старались. Поэтому в моем  сказочном  сундучке есть для вас благодарность.

 Воспитатель под музыкальное сопровождение раздает поощрительные карточки детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»

Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.Задачи:Образовательные:• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка»...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

Собственная методическая разработка Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и воспитателя «Достопримечательности Санкт Петербурга» С использованием ЭОР (презентация Power Point)  

Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...