Семинар-практикум для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Я хочу познакомить вас с основными направлениями логопедической работы, которые помогут предупредить и преодолеть некоторые проблемы в речевом развитии ваших детей. Их вы сможете использовать дома самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".

1. Приветствие.

Я хочу познакомить вас с основными направлениями логопедической работы, которые помогут предупредить и преодолеть некоторые проблемы в речевом развитии ваших детей. Их вы сможете использовать дома самостоятельно.

Проведя обследование детей и проанализировав ваши ответы в анкетах, мы пришли к выводу, что проблема речевого развития детей всегда очень актуальна и волнует родителей. Первичное обследование каждого ребёнка мы начинаем с момента поступления в детский сад. И в дальнейшем на протяжении всего периода пребывания ребёнка в детском саду до выпуска его в школу (возможно, многие из вас об этом и не догадываются, но тем не менее проводится очень серьёзная работа и мы владеем информацией о речевом развитии каждого ребёнка детского сада. В течение года как минимум 2 раза проводится диагностика речи ребёнка. Мы следим за речевым развитием детей. Как правило, до пяти лет речь ребёнка продолжает формироваться, и на этом этапе логопед в основном выступает как наблюдатель (отслеживает динамику речевого развития или её отсутствие, поскольку в процессе своего развития ребёнок самостоятельно способен преодолеть те или иные речевые трудности. Если же до 4,5- 5 лет у ребёнка остаются те или иные проблемы речевого развития, то тут сразу же начинается наша непосредственная работа. При более тщательном обследовании мы определяем детей со значительными проблемами речевого развития и родителям таких детей рекомендуется посещение логопедических групп нашего детского сада, где созданы все необходимые условия для полноценного всестороннего речевого развития детей и дальнейшей их подготовки к школе. Но и остальные дети не остаются без логопедической помощи. Т. о. наша практика работы показывает, что к моменту выпуска из детского сада мы успеваем охватить практически всех детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Именно в младшем возрасте главным образцом для подражания является ваша речь (речь взрослых, которые окружают ребёнка). Мы все знаем, что в воспитании и развитии ребёнка главную роль играют родители, а мы являемся вашими первыми помощниками. Вот несколько простых советов, соблюдение которых даст положительный результат в развитии речи вашего ребёнка.

Советы для родителей:

• Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей, поэтому ребёнок должен слышать только правильную речь в своем окружении;

• Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не поощряйте неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова-заменители типа «ням-ням»(кушать, «Мяу» (кошка)«бибика»(машина, «киса» (кошка) и др. говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

• Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не перебивайте, говорите и отвечайте чётко, неторопливо, понятно для ребёнка;

• Следите за состоянием и развитием зубочелюстной системы (вовремя обращайтесь к стоматологу, лечите зубы)

• Оберегайте слух ребёнка от сильных слуховых воздействий (нельзя громко включать телевизор, музыку);

• Приучайте дышать через нос;

• Нельзя ругать ребёнка за плохую речь, требовать, чтобы он верно повторил трудные для него слова. Это приводит к тому, что ребёнок отказывается говорить, замыкается в себе. Лучше просто несколько раз повторите слово правильно, чтобы ребёнок услышал правильный образец.

• Больше читайте с ребёнком детских книг, рассматривайте иллюстрации, беседуйте по ним, задавайте вопросы по содержанию текста.

Известно, что залогом красивой и правильной речи является хорошо развитый артикуляционный аппарат (язык, губы, подвижная челюсть). При обследовании детей отмечается вялость речевых органов, невозможность выполнять элементарные движения (растянуть губы в улыбку, вытянуть губы трубочкой, широко раскрыть рот). Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые вы можете выполнять с ребёнком дома и попробуем вместе их выполнить.

3. Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике

1)Демонстрация видеороликов артикуляционных упражнений:

• Чашечка

• Слон

• Лягушка

• Лошадка

• Расчёска

• Заведём моторчик

• Чашечка-блюдце

• Футбол

• Вкусное варенье

• Кошка

2)Выполнение упражнений родителями

3)Вывод: Для нас (взрослых) речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и, несмотря на это, некоторые упражнения у нас вызывают затруднения, представьте какие трудности возникают у ребёнка, речь которого только формируется. Поэтому если вы хотя бы иногда с ребёнком будете выполнять эти упражнения, то поверьте, многолетнему опыту результаты не заставят себя ждать.

4. Тренинг по дыхательной гимнастике

Следующее, что мы хотим предложить вашему вниманию – это дыхательные упражнения. У многих детей недостаточно сформировано речевое дыхание, т. е. у детей нарушается интонация, темп речи (замедленный или ускоренный темп, что может вызывать запинки и даже заикание). Основная цель таких упражнений – выработка правильного речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Неправильно сформированное речевое дыхание приводит к нарушению звукопроизношения. Выполнение простых упражнений в виде игры поможет избежать этих проблем.

Хотим показать вам упражнения, которые продемонстрируют дети логопедической группы.

Игры:

1) «загони мяч в ворота»

2) «Шторм в стакане» «кораблик» (игры с водой)

3) «фокус» (взрослые пробуют повторить)

4) «сдуй с ладошки снежок» (родители пробуют повторить)

Дыхание можно развивать не только специальными упражнениями, но и общедоступными игрушками, которыми дети могут играть ежедневно. Это и мыльные пузыри, разнообразные надувные игрушки и воздушные шарики, дудочки, свистки, трубочки для стрельбы бумажными шариками, гудки, игрушки-вертушки.

Следующее направление о котором мы хотим вам рассказать - это развитие мелкой моторики.

5. Тренинг по мелкой моторике (массаж с использованием шарика «Су-Джок»)

Она оказывает колоссальное влияние на развитие речи. Вы, наверняка слышали понятие мелкая моторика, но как её развивать и для чего это важно делать знают далеко не все. Под мелкой моторикой понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. От того насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в раннем возрасте зависит его дальнейшее развитие как интеллектуальное так и речевое, т. к. мелкая моторика тесно взаимосвязана с развитием речи, мышления, воображения и других психических процессов. Чем больше ребёнок работает своими пальчиками, тем активнее формируется его речь. Чтобы малышу не было скучно выполнять упражнения их можно разнообразить интересными и забавными играми. Здесь нет недостатка в выборе. Это и всевозможные мозаики, пазлы, шнуровки, лабиринты, мягкие конструкторы, нанизывание бусин на нитку (демонстрация, работа с тестом, с пластилином, с декоративным материалом (это всё вы можете приобрести в любом детском магазине).

Вашему вниманию хотелось бы предложить вот такой интересный массажёр «Су-Джок». В своей работе мы широко используем су-джок терапию, т. е. массажный шарик как для развития мелкой моторики, а также для общего укрепления организма. Мы знаем, что на ладони находится множество биологически активных точек, массируя их, мы воздействуем на весь организм. В каждом шарике есть массажное колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Ежедневный массаж с «Су-Джоком» высокоэффективен, абсолютно безопасен и прост в применении. Он свободно продаётся в аптеках или магазинах «товары для здоровья» и недорог по цене. Предлагаем вам самим попробовать сделать массаж с «Су-джоком».

1)массаж с шариком «Су-Джок»

«Ёжик»

Ёжик колет нам ладошки

Поиграем с ним немножко

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать

Ловкими станут пальчики

Умными девочки и мальчики.

2) массаж с эластичным кольцом

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

На руках после такого массажа остаются приятные ощущения.

Мы надеемся, наши советы вам пригодятся, а чтобы они не забывались и были всегда под рукой, мы приготовили для вас памятки. Вот и всё, с чем мы хотели вас сегодня познакомить. А теперь готовы ответить на все ваши вопросы.

6. Анализ анкетирования и ответы на вопросы по анкетам.

7. Рефлексия.

На этом наш семинар-практикум завершается. И мы хотели бы узнать ваше мнение о нём. Для этого выберите один из смайликов (весёлый, грустный) и прикрепите его на соответствующего человечка. Если остались довольны и узнали что-то новое для себя на улыбающегося человечка, если нет, то на грустного. Всегда рады вас видеть. До новой встречи!

Памятка для родителей

по профилактике речевых нарушений у детей 3-4-х лет.

• ребёнок должен слышать только правильную речь взрослого;

• Не подражайте неправильной речи ребёнка. Не употребляйте в своей речи слова-заменители типа «ням-ням»(кушать, «Мяу» (кошка)«бибика»(машина, «киса» (кошка) и др. Это может задерживать правильное речевое развитие ребёнка;

• Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не перебивайте, говорите и отвечайте чётко, неторопливо, понятно для ребёнка;

• Следите за состоянием зубов своего ребёнка;

• Оберегайте слух ребёнка (не включайте громко телевизор, музыку);

• Больше читайте с ребёнком детских книг, рассматривайте иллюстрации, беседуйте по ним, задавайте вопросы по содержанию текста.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

• «Слон» – вытянуть губы вперёд трубочкой;

• «Лягушка» - растянуть губы в широкую улыбку, показать зубы;

• «Лошадка» - пощёлкать языком;

• «Вкусное варенье» - облизываем языком верхнюю губу сверху - вниз, а затем слева - направо;

• «Заведём моторчик» - рот раскрыт, губы в улыбке; стучать кончиком языка за верхними зубами и произносить сочетание «дын-дын-дын» многократно (хорошо подходит для выработки звука /р/);

• «Футбол» - язык поочерёдно упирается то в одну щеку, то в другую.

Все упражнения необходимо выполнять ежедневно и многократно

Дыхательные упражнения

«Загони мяч в ворота» - задувать ватный шарик между двумя кубиками;

«Сдуй снежок с ладошки» - сдувать ватку с ладошки губками.

Следить, чтобы ребёнок не надувал щёки!

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук»

Цель: показать родителям методы и способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2-3 года) в домашних условия.Задачи: - сформировать у родителей представление о важности...

семинар-практикум 2020 «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

Справка (семинар - практикум для педагогов) "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"

Справка (семинар - практикум для педагогов) "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"

Цель:   Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников. Задачи:•       Развивать  творче...