Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы "Чтение рассказа К. Ушинского "Четыре желания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытой ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Чтение рассказа К. Ушинского "Четыре желания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi_noyabr_2020g.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

 Центр развития ребенка – Детский сад №49

КОНСПЕКТ

ООД по речевому развитию в старшей группе

на тему:

«Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания»»

        

Столярчук Елена Александровна

воспитатель

1 квалификационной категории

2020г.

Задачи:

- связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;

- словарь и грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

- звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить фразу с разной интонацией;

- патриотические чувства: формировать представления о том, что наша страна – Россия (Российская Федерация) является самой большой, по территории, страной во всем мире; формировать чувство гордости за свою родину.

Ход занятия:

(Слайд 1 «Титульный»)

Дети выходят на ковер и встают полукругом. Приветствуют гостей.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите мне, о чем оно?

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

- О чем это стихотворение? (ответы детей) Правильно, это стихотворение о карте, на которой изображена наша страна. (Слайд 2 «Карта мира») Такая карта называется географической, взгляните на экран.

- На планете много разных стран, но самая большая страна, в которой мы с вами живем. Как она называется? (ответы детей) А, как называют людей, живущих в России? (ответы детей) Посмотрите на карту мира и сравните ее с другими странами. Какая она? (большая, необъятная, огромная, богатая, громадная и т.д.). Посмотрите, как много озер, морей и рек. Ни одна страна в мире не имеет такой обширной территории, как Россия. Когда на востоке люди ложатся спать, на западе наступает утро. На севере идет снег и трещат морозы, а на юге припекает солнышко.

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озера, реки и роля,

Леса и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом – снега и вьюга!

- Ребята, только на территории России можно встретить все четыре времени года: зима, весна, лето, осень (Слайд 3 «Времена года»)

- А какое время года нравится вам, ребята и почему именно это?

(слушаются ответы нескольких детей)

- Отлично, молодцы! Скажите мне, пожалуйста, ребята, какое время года сейчас на улице? (ответы детей) Правильно, осень. А осень – это пора богатого урожая овощей, фруктов и грибов. Предлагаю вам немного размяться и отправиться за грибами.

(Слайд 4 «Осенний лес»)

Проводится физминутка

Свежий воздух мы вдохнем

За грибами все пойдем

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болото впереди.

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,

Прыгнем мы на кочку.

На полянке у реки

Мы увидели грибы.

Их в корзинку соберем

И в обратный путь пойдем!

- Мы хорошо прогулялись, присаживайтесь на свои места. Ребята, хочу вас познакомить с рассказом Константина Ушинского «Четыре желания»

(Слайд 5 «Иллюстрации к рассказу»)

Воспитатель читает рассказ (смотри приложение), после чтения задает детям вопросы.

Вопросы:

  1. О чем говорится в этом рассказе?
  2. Кто является главным героем?
  3. Чем Мите понравилась зима?
  4. Что ему понравилось весной?
  5. Что запомнилось Мите летом?
  6. Какими словами мальчик сказал об осени?
  7. Почему рассказ называется «Четыре желания»?

- Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень – лучше; весна теплая – а лето теплее или более теплое; трава зеленая – а, после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно.

- В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому? (наступила),

Набегался в волю можно заменить словами…. (вдоволь, досыта и т.д.)

Нарвал цветов по другому …..(насобирал, набрал и т.д.)

Злая зима …(очень холодная)

Колючий ветер… (резкий, пронизывающий)

Золотые руки … (все умеют делать красиво, аккуратно).

- Замените слова похожими по смыслу: плакать (реветь), мчаться (нестись), найти (отыскать), радоваться (веселиться), шалить (баловаться), приглашать (звать), бросать (кидать), кружиться (вертеться) и т.д.

- Молодцы, очень хорошо получается!

- Весна пришла! А что она принесла? Назовите вы! Продолжите предложение. Весна пришла …, (тепло, цветы, траву и т.д.) принесла. А теперь скажем эту фразу с разной интонацией, как будто мы хотим задать вопрос или спросить кого-то (выполняют совместно с воспитателем). А теперь, произнесите фразу: «Весна пришла, цветы принесла» так, как будто вы не довольны или огорчены.  (Дети выполняют)

- Молодцы ребята, вы сегодня очень стараетесь. Скажите мне, пожалуйста, что вам понравилось и запомнилось больше всего на занятии? (ответы детей)

- Предлагаю всем вместе создать книгу желаний нашей группы. Я подготовила шаблон, в котором есть место для каждого вашего желания. Хорошо подумайте какое именно желание вы хотите записать в нашу книгу желаний и сегодня во второй половине дня мы заполним странички нашей книги.

(Слайд 6 «Заключительный»)

- Попрощаемся с нашими гостями и поблагодарим их за то, что к нам пришли. Всем спасибо и до свидания!

Приложение

Константин Ушинский «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна.

Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

— Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето.

Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень.

В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам  «Домашние животные»»...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Составление рассказа на предложенную тему

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.  Составление рассказа на предложенную тему     Форма организации: речевая ситуацияЦель.  Ф...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ....

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема." Снежный колобок"

Тема. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умения   составлять описательный рассказ....

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект НОД по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  ...