Тема самообразования на 2020-2021 учебный год "Конструирование как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Плоскова Ирина Николаевна

Тема самообразования на 2020-2021 учебный год "Конструирование как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_20-21.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования на 2020-2021 учебный год
«Конструирование  как средство развития речи  у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Развития речи   детей  младшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность.
Задачи:

● Расширение словарного запаса, «опредмечивание» словаря ;

● Развитие познавательной активности;

● Развитие зрительно-пространственной ориентации.
1Актуальность  темы. 

Известный писатель и исследователь детской речи К.И.Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не всегда могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит.

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.

Конструирование  вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

Выделяют ряд проблем речевого развития детей, которые эффективнее всего решать на основе конструктивной деятельности. Это трудности в употреблении предложно-падежных конструкций; наречий, обозначающих взаимное расположение предметов. Дети плохо актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов, геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, конструкции, назначении построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося слово, ребенок плохо представляет его практический смысл. Все это приводит к трудности в описании предметов и явлений. Например, на занятиях по развитию речи ребенок заучивает слова этаж, подъезд, балкон, чердак, но не может объяснить, что это такое, для чего нужно, какую имеет форму, из чего построен. В дальнейшем, эти слова стираются из памяти, так как не используются в свободной деятельности, в игре. Изучив предлоги, умея выделить предлог в предложении, составить схему, ребенок затрудняется расположить предметы по инструкции или описать взаимное их расположение. Поэтому рассказы детей однообразны, непоследовательны, бедны по содержанию.

Интерес к проблеме позволяет по-новому оценить возможности конструирования в решении речевых задач. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изо деятельности и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.


2.Интеграция конструирования с другими  образовательными  областями  согласно с ФГОС ДО.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети учатся в верном употреблении понятий (широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.). У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т.п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – короче и др.). Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (куб, цилиндр, шар). В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность, планирующая мыслительная деятельность, что являются важными факторами при формировании предпосылок учебной деятельности, а, следовательно, повышению их мотивации к учению на следующих ступенях образования.

Совместное конструирование (коллективные постройки, поделки) играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.

Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития речи дошкольника.

Задачи работы по теме самообразования по образовательным областям:

Познавательное развитие:

-учить выделять в предметах цвет и форму и делать и делать их объектами специального рассматривания и воспроизведения.

Речевое развитие:

-обогащение пассивного и активного словаря

-овладение речью как средством общения

Социально-коммуникативное развитие:

-формировать элементарные способы сотрудничества:

-воспитывать доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками:

-формировать позитивные установки к различным видам творчества.

Художественно-эстетическое развитие:

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие зрительно-моторной  координации.


3. Работа по реализации темы самообразования.

Конструктивная деятельность в младших группах реализуется в свободной игровой деятельности детей и интегрируется в организованную образовательную деятельность.   Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой – ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.

2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.

3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.

4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.

5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

Основные принципы использования конструирования:

– доступность и наглядность материала;

– систематичность и последовательность обучения и воспитания;

– работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.

– личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)

Этапы развития способностей к конструированию:

1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

3. Самостоятельно конструировать.

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

 В техническом дети в основном отображают существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому относятся: конструирование из строительного материала (деревянные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, из крупных модулей.

К художественному относятся конструирование из бумаги и из природного материала, что позволяет не столько отображать структуру образца, сколько выразить отношение к ним, передать характер, используя приемы «нарушение» пропорций, цвет, фактуру, форму.

Весь подбираемый материал для конструирования   имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
4. Организация взаимодействия с родителями и коллегами. 

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.  Родители сами не уделяют внимание конструированию  и не владеют навыками работы.  В ходе анкетирования родителей «Как вы развиваете творчество детей дома»  сформулирую тематику консультаций.  Кроме того будут организованы  выставки  совместных работ (дети + родители), оформлен информационно-наглядный  материал  в родительский уголок «Развитие творческих способностей детей».  На сайте воспитателя  создать  фото и видеоматериалы с занятий  по конструированию и с элементами конструирования.  Для коллег предлагается проведение мастер-класса «Конструирование в первой младшей группе». Предполагается выступление на заседании РМО «Конструирование как средство речевого развития дошкольников».

5. Ожидаемый результат реализации темы самообразования:

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

– Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

– Концентрацию внимания.

– Мелкую моторику.

– Умение следовать образцу.

– Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.

– Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

Для  отслеживания результатов работы с детьми проводится  диагностика два раза в год (октябрь, апрель). Она  направлена на обследование уровня развития конструктивных  умений детей.

Все диагностики проводятся методом наблюдения, данные обрабатываются в сводную таблицу. Эффективность реализации темы определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень.

ФИ

ребенка

Технические навыки

Проявление творчества в работе

Развитие мелкой моторики

Концентрация внимания

Обобщение и классификация

Следование образцу

Пространственное воображение

. Мероприятия по реализации темы самообразования в 2020-2021 учебном году

Направления

Сроки выполнения

1.

Изучение научно-методической литературы.

  •  Изучение  материалов  интернет-ресурсов по теме.
  • Изучение опыта работы других педагогов по данной теме.

Сентябрь – октябрь

2.

Участие в методических мероприятиях  на уровне детского сада и района.

  • Отчеты по теме самообразования и выступления на МО.

Декабрь 2020  - Май 2021 года

3.

Участие в консультациях, конференциях, мастер-классах, педагогических советах и т.д.

В течение года

4.

Участие в конкурсах  различного уровня

 В течение года

5.

Участие в творческих, проблемных, проектных группах (творческих объединениях).

В течение года

6.

Выставки  творческих работ:

Каждый месяц

7.

Подготовка итоговых мероприятий.

  • Подготовка выставок творческих работ детей

В течение года

Литература:

1.Парамонова Л.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,

2.Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО. – М.; Линка Пресс, 2001 г.

3.Мамрова В.Н. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – Челябинск, 2014.

4.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.

5. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2002.

Тема самообразования

воспитателя МАОУ  ДОД

детский сад «Сказка»

корпус «Звёздочка»

 Плосковой И.Н.

 на 2020-2021 учебный год

«Конструирование как средство развития речи  у детей младшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...