Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Андреева Ольга Юрьевна

В данном материале я хочу предложить вашему вниманию конспект занятия, разработанный с целью приобщить детей к культуре и традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreeva_o.yu_._puteshestvie_v_proshloe.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в прошлое»

Группа: средняя

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие»;

«Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»

Цель: приобщать детей к культуре и традициям русского народа.

Задачи: 

1.Продолжать знакомство с малыми фольклорными формами – скороговорки, заклички, пословицами, закреплять знания о них.

2.Закреплять названия русских народных сказок, умение узнавать их по отрывку и продолжить ее.

3.Закрепить названия некоторых видов народных промыслов, уметь выделять их по характерным признакам, материалов из которого они изготовлены.

4.Обогатить словарь детей новыми терминами, скороговорками и пословицами, формировать умение использовать в речи слова и выражения из русского народного фольклора.

5.Формировать положительную эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.

6.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, декоративно – прикладному искусству.

Методы и приемы:

Практические: физминутка с элементами артикуляционной гимнастики «Конь», хороводная игра «Вышел Ваня погулять», физминутка с элементами дыхательной гимнастики «Игра с платочком».

Наглядные: просмотр презентации, рассматривание предметов народного промысла, рассматривание народной избы.

Словесные: проговаривание скороговорок; чтение закличек; прослушивание аудиозаписей: звуки дождя, хороводных и русских народных песен; речевая ситуация «Поможем Емелюшке», дидактическая игра «Узнай и опиши вид народного промысла», дидактическая игра «Что было дальше?»

Материалы и оборудование: аудиозаписи «Русская плясовая», «Хороводная» «Фон для чтения сказки» и др.; ноутбук; музыкальный центр; русский сарафан, кокошник; декорации для русской избы – люлька, стол, стул, половик, ковер; стол и оборудование для ярмарки: платки, флажки для украшения, предметы декоративно – прикладного творчества: гжель, хохлома, павлопосадский платок, матрешка; стог сена, телега, колоски, пень, игрушка – говорушка Емеля; костюм для бабушки – передник, платок, очки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Хороводная игра «Вышел Ваня погулять», дидактическая игра «Узнай и опиши вид народного промысла», дидактическая игра «Угадай сказку по отрывку».

Двигательная

Физминутка с элементами артикуляционной гимнастики «Конь», хороводная игра «Вышел Ваня погулять», физминутка с элементами дыхательной гимнастики «Игра с платочком»

Чтение художественной литературы

Слушание русской народной сказки, слушание скороговорок, закличек.

Музыкальная

Слушание аудиозаписей: звуки грома, дождя, мелодий «Русская плясовая», «Хороводная».

Хороводная игра с музыкальным сопровождением «Вышел Ваня погулять».

Коммуникативная

Речевая ситуация «Поможем Емеле», беседа о народных промыслах, дидактическая игра «Узнай и опиши вид народного промысла»; дидактические игры «Угадай сказку по отрывку» и «Что было дальше?», речевая ситуация «Зачем нужно знать культуру и традиции своего народа»

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

(с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Активизировать внимание детей на предстоящую деятельность.

Дети заходят в зал.

У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности.

Воспитатель здоровается с детьми стихотворением. Воспитатель показывает детям русский народный платок, который был ею найден в бабушкином сундуке.

 Воспитатель предлагает детям совершить с ней путешествие в прошлое, говорит, что платок им в этом поможет и накрывает им детей

Дети встают произвольно около воспитателя, рассматривают платок.

Дети принимают предложение воспитателя, прячутся под платок.

Деятельностный этап

Развивать познавательный интерес; воспитывать интерес к предметам русского быта.

Развивать умение внимательно слушать. Продолжать формировать умение отгадывать загадку по отрывку, правильно строить предложения; определять мораль сказки.

Формировать умение повторять движения по тексту, развивать двигательную активность.

Продолжать закреплять названия русских народных сказок, умение узнавать их по персонажам сказки.

Вырабатывать качественные движения органов артикуляции, готовить к правильному произношению звуков.

Формировать потребность в двигательной активности.

Воспитывать интерес к русским народным песням, развивать музыкальный слух.

Расширять представления детей о традициях русского народа, формировать умение выразительно читать стихи.

Закрепить названия некоторых видов народных промыслов, уметь выделять их по характерным признакам, материалов из которого они изготовлены.

Формировать умение двигаться под музыку, выполнять движения согласно тексту.

Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству русского народа.

Активизировать словарный запас по теме; продолжать формировать умение отвечать на вопросы, давая развернутые ответы.

1 Блок Сказка

Воспитатель обращает внимание детей на то, что они оказались в русской деревне.

Воспитатель предлагает заглянуть детям в избу, обращает внимание на то, что в избе бабушка читает сказку детям, предлагает послушать отрывок.
Воспитатель предлагает отгадать из какой сказки отрывок. Предлагает продолжить его.
 

Воспитатель предлагает детям отправиться дальше, проводит физминутку:

Конь меня в дорогу ждёт, (Скрестить руки за спиной.)

Бьёт копытом у ворот, (Высоко поднимать и опускать одно колено.)

На ветру играет гривой (Наклонять голову вправо, влево.)

Пышной, сказочной, красивой. (Поворачивать голову вправо, влево.)

Быстро на коня вскачу, (Прыжком поставить ноги врозь, в руках «зажать» уздечку.)

Не поеду – полечу! (Ритмичные полуприседы.)

Цок, цок, цок, цок.

Там за дальнею рекою (Продолжая делать ритмичные полуприседы, приложить ладошку – «козырёк» ко лбу и смотреть вдаль.)

Помашу тебе рукою. (Продолжая делать ритмичные полуприседы, махать рукой над головой.)

2 Блок Скороговорки

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – говорушку Емелю. Просит отгадать из какой он сказки.

Воспитатель обращает внимание детей на речь героя и предлагает помочь ему – рассказать скороговорки.

Воспитатель предлагает

педагогам повторить скороговорки.

Воспитатель обращает внимание детей на звуки грома, предлагает спрятаться от дождя под платок. 

Предлагает детям физминутку с элементами дыхательной гимнастики «Игра с платочком».

Гуляли мы по кругу

По свеженькому лугу

Подул свежий ветерок,

Грянул гром и ветер смолк.

Дождик с неба зарядил

Как бы нас не замочил.

Ручки дружно поднимайте,

Под платок скорей вставайте!

3 Блок Ярмарка

Воспитатель обращает внимание детей на веселую музыку

Воспитатель приглашает детей на ярмарку, обращает внимание на детей - зазывал

Воспитатель предлагает детям рассмотреть товар, просит показать и описать знакомые детям виды народного промысла.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть в хороводную игру

с музыкальным сопровождением «Вышел Ваня погулять»:

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

Поклонись, поклонись

Да за ленточку держись

Воспитатель показывает детям раскраски - матрешки и предлагает раскрасить их в группе.

Воспитатель говорит детям, что настало время вернуться в группу и вновь предлагает сделать это с помощью платка.

Воспитатель проводит заключительную беседу о необходимости знать и помнить культуру и традиции своего народа

Дети рассматривают декорации, отмечают, что попали в прошлое.

Дети присаживаются на половичок, слушают сказку.

Выполняют задания воспитателя: дидактические игры «Угадай сказку по отрывку» и «Что было дальше?»

Дети выполняют физминутку с элементами артикуляционной гимнастики «Конь».

Дети рассматривают героя сказки.

Откликаются на предложение воспитателя помочь Емеле.

Проговаривают скороговорки, выученные заранее: 

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Две мартышки бежали вприпрыжку,зажав под мышкой большие книжки.

Пушистая кошка на солнышке сушит, шёрстку на спинке, хвостик и уши.

У бабы бобы, у деда дубы.

У пеньков опять пять опят стоят.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

 Из соседнего колодца целый день водица льется.

Дети раздают листочки со скороговорками некоторым педагогам и выслушивают их.

                                                   

Дети прячутся под платок, вместе с педагогом выполняют движения, согласно тексту.

Прослушивают мелодию «Русская плясовая».

Индивидуальное чтение детьми закличек. 

Егор: Весь честной народ!
Кто умеет хорошо трудиться,
Тот умеет и веселиться!
Собирайся, — народ! Всех ярмарка зовет!
Даша С. Заходите – не пожалеете, коли время имеете!
Будьте как дома, не стесняйтесь!
По ярмарке прогуляйтесь !

Дети рассматривают декорации и атрибуты ярмарки. Участвуют в дидактической игре «Узнай и опиши вид народного промысла».

Дети встают в круг, играют в хороводную игру. В конце игры мальчик кланяется и дарит ленточку девочке, приговаривая: «Я дарю тебе эту ленточку потому, что ты самая.»

Дети соглашаются.

Дети подходят к воспитателю и накрываются платком.

Дети участвуют в ситуативном разговоре «Зачем нужно знать культуру и традиции своего народа».

Дети правильно отгадывают название сказки и заканчивают отрывок.

Дети без труда выполняют движения по тексту.

Дети отгадывают название сказки, четко проговаривают скороговорки.

Сформировано умение выразительно читать стихи - заклички

Закреплено умение выделять некоторые виды народного промысла по их характерным признакам.

Дети умеют выполнять движения согласно тексту и делать комплименты друг другу.

У детей сформировано умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы, умение рассуждать.

Конспект составила воспитатель Андреева О.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Тема: «В мире животных»Цель:  уточнить и расширить знания детей о подготовке диких животных к зиме;Уточнить знание основных признаков осени;Развивать воображение детей, мышление, доказатель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.     Материал: кукла Звукознайка, предметы в ...