Составление рассказа в подготовительной группе «Как помочь птицам зимой?» по серии сюжетных картин.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Долгополова Ирина Алексеевна

Составление рассказа по серии картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа в подготовительной  группе

«Как помочь птицам зимой?»

по серии сюжетных картин.

Цель: обучать детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Задачи:

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях;

- активизировать и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;

- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.

Оборудование:

серия сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?»

(Н.Е.Ильякова Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР)

Предварительная работа:

Чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», А.Яшин «Покормите птиц зимой», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Э.Шим «Как воробей тёплый угол искал».

Наблюдение за птицами на территории детского сада.

Лепка «Птицы у кормушки».

Игры: «Подбери действия», «Подбери признаки».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Ребята, какое сейчас время года?

-Зима.

-А как вы думаете можно зимой ходить по  экскурсиям?

-Можно.

- А хотите, отправиться на экскурсию в парк?

-Да.

-Мы пойдем не одни, с нами пойдут мальчик Витя и девочка Маша.

-А кого можно увидеть зимой в парке?

-Птиц.

 -А каких птиц, можно увидеть зимой в парке,

- Воробья, сороку, ворону…

-Как этих птиц , назвать одним словом?

-Зимующие.

-Давайте вспомним и назовём зимующих птиц. Почему их так называют? (Ответы детей)

-Я предлагаю поиграть в игру «Скажи одним словом»

Например : у дятла сильный клюв, значит он…сильноклювый.

У сороки белый бок, значит она.. белобокая.

У вороны длинный клюв, значит она …длинноклювая.

У воробья короткие лапки, значит он…коротколапый.

У снегиря красная грудь, значит он…красногрудый.

Объявление темы.

-Витя и Маша не просто так пошли с нами в парк, они хотели рассказать нам грустную историю, которая произошла с воробушком ,нарисованную на картинках. Рассмотрев эти картинки, мы с вами узнаем , что произошло и составим рассказ.

2.Основная часть.

Беседа по серии сюжетных картин.

(На доску выставляется серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» Далее проводится обсуждение каждой картины.)

Посмотрите внимательно на каждую картину.
Картина №1.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Кто изображен на картине?
- Во что одета девочка?
- Во что одет мальчик?
- Кого нашли ребята на снегу?
- Что случилось с птичкой?
- Почему птичка замерзла?
- Что решили сделать дети?

Картина №2.
- Что делают дети на этой картине?
- что у мальчика в руках?
- Куда ребята положили воробышка?
- Почему дети идут быстрым шагом?
- Куда они идут?
- О чем могут разговаривать дети?

Картина №3.
- Кого вы видите на этой картине?
- Где находятся ребята и птичка?
- Как одеты дети? Почему?
- А как выглядит воробей?
- Что он делает?
- А что делают дети?
- Почему воробышек отогрелся?

Картина №4.
- Кого вы видите на этой картине?
- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?
- Что девочка насыпает в кормушку?
- Где сидит воробышек?
- Какое настроение у детей?

3.-Ребята, кто попробует рассказ по 1 картинке?2 картинке.( дети по очереди составляют рассказ по картинкам).

   1. Наступила суровая снежная зима. Однажды Маша и Витя пошли гулять в парк. Вокруг было много снега. Вдруг дети заметили воробушка. Он замёрз и лежал на пушистом снегу. Маша взяла воробушка в ладошки. Он был холодный, как лёд. . Маша взяла воробушка в ладошки. Он был холодный, как лёд.

 2.  Дети решили помочь воробушку. Они посадили его в варежку и понесли домой. Дети шли быстрым шагом, они торопились. (Дети шли медленно, потому что боялись уронить воробушка.)

  3. Дома было очень тепло и воробушек быстро согрелся. Маша и Витя насыпали в блюдце зёрнышек. Они сидели и смотрели, как воробушек клюёт. Они радовались, что спасли птичку от холода и голода. Дети заботились о воробушке несколько дней, пока не закончились сильные морозы.

4.  Потом Витя смастерил кормушку. Дети снова пошли в парк. Витя  повесил кормушку на ветку берёзы, а Маша насыпала в неё зёрнышек. Дети выпустили воробушка на волю, но он не боялся детей, потому что знал, что у него появились настоящие «друзья».

-Молодцы , хорошие рассказы получились, а что не хватает нашим рассказам?

-Названия.

-Правильно , давайте придумаем названия к каждому рассказу.

-«Дети и воробей», «Воробышек дома», «Сытый воробушек», «Столовая для птиц».

-Ребята, посмотрите  мы составили план к нашему рассказу, о чем будем говорить сначала?

- О том , где дети встретили воробья.

- Правильно, потом?

- О том , как дети принесли воробья домой.

-Правильно, а потом?

-Как дети обогрели и накормили воробья.

- Правильно и чем закончится наш рассказ?

- Тем, как дети смастерили кормушку и отнесли ее в парк.

4.- Молодцы, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Назови действия»

- Нужно перечислить все действия, которые выполняют птицы.

-Летают, клюют, прыгают, чирикают, выводят…
5.-Витя и Маша приготовили для вас игру.

«Я начну говорить предложение, а вы договорите».
Дети заметили на снегу….
Девочка аккуратно взяла….
Ребята отнесли….
Дети насыпали в блюдце….
В комнате воробышек….
Мальчик сделал кормушку и …
Дети посадили воробышка….
Девочка насыпала в кормушку….


6. Замена картинок на схемы по рассказу.

- Пока вы смотрели видеоролик хитрый и проворный воробышек утащил все карточки и заменил на схемы. Попробуйте по ним придумать рассказ.

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/1.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/2.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/3.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/4.jpg

Рассказы детей

1) Дети заметили на снегу воробья. Девочка аккуратно взяла замерзшего воробья и положила его в рукавичку. Ребята отнесли его домой. Дети насыпали в блюдце корма и налили в блюдце воды. В комнате воробышек отогрелся. Мальчик сделал кормушку. Малыши отнесли ее в лес. Дети посадили воробышка в кормушку. Девочка насыпала в кормушку пшена и хлебных крошек. Все были довольны.

2) Однажды зимним, холодным днём мальчик и девочка пошли гулять в парк. На тропинке они увидели маленького, холодного воробья. Дети взяли тёплую варежку, положили туда воробья и отнесли домой. Дома воробей отогрелся. Дети накормили воробья зерном и напоили водой. Друзья взяли воробья и кормушку и отнесли в парк. Повесили кормушку на дерево, насыпали крупы и посадили туда воробья. Дети были счастливы, ведь они спасли воробья.

7. Итог.

-Ребята. Вам понравилась история про воробья?

-Да.

-А можем ли мы с вами помочь птицам зимой?

-Мы можем повесить кормушки и насыпать туда корм.

-Молодцы, все правиль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.

          Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвя...

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...

Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

Цель: создать условия  для  формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.кЗадачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самосто...