Теория и методика развития речи у детей
презентация по развитию речи

Привалова Татьяна Викторовна

В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория и методика развития речи у детей

Слайд 2

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей , необходимое условие человеческого общества. Речь используется в процессе деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их.

Слайд 3

Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Когда и как появилась речь? Этот вопрос интересовал ученых всегда. Существует множество теорий о происхождении и сущности речи .

Слайд 4

1 . Звукоподражательная теория . Согласно этой теории слово является выразителем душевных и физических состояний человека (радости, страха, голода). Первые слова — это непроизвольные выкрики, междометия. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества.

Слайд 5

2. Рабочая теория ( теория трудовых выкриков). Сторонники этой теории считают, что мышление и действие были первоначально неразрывны, так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени использовали в этом качестве различные естественные предметы. Выкрики и возгласы облегчали и организовывали совместную трудовую деятельность. Постепенно они превращались в символ трудовых процессов, поэтому первоначальная речь (язык) была набором глагольных корней.

Слайд 6

Обучение речи в дошкольных учреждениях ведется в двух взаимосвязанных направлениях , к которым относятся: 1 ) совершенствование собственно речевой деятельности; 2 ) формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности:

Слайд 7

— умение по заголовку, по началу и другим внешним признакам определить тему, дальнейший ход событий; — умение выделять элементы высказывания: отдельные факты, микротемы ; — умение ориентироваться в ситуации общения, т. с. осознавать, о чем будет высказывание, кому оно адресуется, зачем создается; -умение планировать содержание высказывания;

Слайд 8

— умение реализовывать намеченный план, т. е. раскрывать тему и развивать основную мысль; — умение контролировать соотнесение высказывания замыслу, ситуации общения и т. д. Система обучения родному языку детей в дошкольных учреждениях, ведущими принципами которой являются следующее:

Слайд 9

— деятельностный подход к развитию речи — речь развивается в деятельности, и прежде всего в игре, через игру, в труде; — взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умственным, сенсорным, социальным, эстетическим, физическим воспитанием); — наглядность в обучении — язык ребенка развивается наглядным путем, и только среди вещественного мира каждое новое слово будет становиться достоянием ребенка в связи с ясным конкретным представлением;

Слайд 10

— постепенность и повторность. Постепенно увеличивать число предметов; постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению признаков и качеств предметов, от индивидуальных бесед к коллективным , от восприятия незнакомых предметов к предметам знакомым, но не наблюдаемым в данный момент, и т. д.

Слайд 11

Развивать речь — это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать р ечь — значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений , вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов.

Слайд 12

Под методическими принципами понимаются общие исходные правила, руководствуясь которыми педагог выбирает (или создает) средства обучения. Методические принципы отражают специфику обучения родной речи и выступают во взаимосвязи друг с другом.

Слайд 13

Одним из важных методических принципов обучения является принцип формирования речевой деятельности детей как активного процесса говорения в понимания. Это продиктовано тем, что говорение и понимание — два вида одной и той же речевой деятельности . Они имеют сходную внутреннюю психологическую природу, требуют одних и тех же условий. И создание, и понимание речи предполагают владение системой языка, т. е. системой тех способов, при помощи которых язык передает определенные явления и отношения действительности.

Слайд 14

Обучение родному языку базируется также на принципе взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической и грамматической. Единство всех сторон языка проявляется прежде всего в его коммуникативной функции, которая выступает как основное свойство языка, его сущность.

Слайд 15

Комплексное решение речевых задач — это не просто сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение, основанное на едином содержании. Центральное место на занятиях отводится развитию связной речи, остальные задачи работают на построение высказываний разных типов.

Слайд 16

Объединение задач на занятии может быть разным: на одном занятии могут отрабатываться связная речь, звуковая культура речи , словарная работа; на другом — связная речь, словарная работа, грамматический строй речи ; на третьем — связная речь, звуковая культура речи, грамматический строй речи и т. п.

Слайд 17

Выделяют следующие требования к занятиям по развитию речи. 1. Взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач, обеспечивающих формирование у детей активной познавательной позиции.

Слайд 18

2. На занятиях должна царить атмосфера уважения, взаимопонимания , общей (педагога и детей) заинтересованности, коллективного поиска , взаимного удовлетворения от «познавательных побед» атмосфера сотрудничества.

Слайд 19

3. Занятия должны быть лингвистически грамотными (по содержанию, постановке вопросов, по отбору дидактического материала, по организации работы с детьми). 4 . Занятие должно быть целостным «педагогическим произведением (М. Я. Скаткин ), иметь определенную логику развертывания учебной деятельности детей .

Слайд 20

Правильно поставленные цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста помогают педагогам максимально эффективно трудиться над данной проблемой. Основной целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование устной речи ребенка и навыков его общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Слайд 21

Задачи , решение которых поможет в достижении поставленной цели, следующие: -воспитание звуковой культуры речи ребенка ; -обогащение , закрепление и активация словаря ребенка; -совершенствование грамматически правильной речи ребенка;

Слайд 22

-развитие связной речи ребенка; -воспитание у ребенка интереса к художественному слову; -обучение ребенка родному языку.

Слайд 23

В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие , а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...

Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей

Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...

Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Теория и методика развития речи у детей

Теоретические основы методики развития речиОсновные направления речевого развития дошкольниковТеория и методика развития связной речи.Теория и методика воспитания звуковой культуры речи.Подготовка дет...